Top.Mail.Ru
архив

Секретные материалы: сторгуемся!

Информация - это действительно конкурентоспособный товар, который могут предложить рынку силовое ведомство.

Милиция и здесь выступила в первых рядах. Оценив потребность рынка в информации, МВД начало оперативно эту потребность удовлетворять. Как напрямую (например, несколько лет назад был издан пpиказ министpа внутpенних дел РФ, pазpешающий давать сведения о том, был ли интеpесующий вас человек судим, за вполне официальную плату - $50), так и через всевозможные общественные ассоциации и благотворительные фонды. Дело в том, что большинство таких якобы общественных организаций наделены правом оказывать различные информационные услуги. Например, Служба социально-правовой защиты сотрудников ГУВД Москвы, руководителем которой, кстати, является действующий генерал-майор милиции Иван Коннов, предоставляет, кроме прочего, информационно-консалтинговые услуги.

Причем не кому попало, а «банкам, страховым компаниям, торговым домам, другим предприятиям и организациям в изучении их деловых партнеров». Кроме того, служба берется и за такую работу, как «оказание московским организациям и предприятиям (в том числе частным детективным и охранным) услуг в подборе и изучении кадров» - в сущности это та же проверка на компромат по базам МВД.

В Челябинске пошли еще дальше. По сообщению местной газеты «Акционер», в январе прошлого года в городе были зарегистрированы учредительные документы «некоммерческой» организации «Челябинская дирекция агентства экономической безопасности и управления рисками». Было заявлено, что новая структура займется анализом конфиденциальной информации от «разных источников в целях обеспечения безопасности коммерческих сделок». Между тем в состав дирекции, по словам директора Сергея Королева, вошли не только бывшие, но и действующие сотрудники ФСБ, МВД, Службы безопасности президента, налоговой полиции и таможни. Была названа и примерная стоимость услуг дирекции - $60 - 500 (эти цифры совпадают с расценками обычного детективного агентства).

Между тем, став рыночными игроками, правоохранительные органы и спецслужбы столкнулись с обострением конкуренции. Теперь положение спецслужб стало еще больше зависеть от умения добывать информацию. Тут-то у старейшей спецслужбы России ФСБ и начались проблемы.

В аутсайдерах – ФСБ?

Обходить Федеральную службу безопасности стали сразу с двух сторон. Стоит отметить, что ФСБ сильна отнюдь не законспирированными штирлицами, накачанными «альфовцами», профессиональными «топтунами» и т.п. КГБ вовсе не благодаря им столько десятилетий контролировал все, что происходило на территории Советского Союза. Главную силу комитета составляла огромная армия добровольных стукачей, которых привлекала возможность безнаказанно испортить руками КГБ жизнь практически любому гражданину СССР. Сегодня стимулов стучать в эту спецслужбу больше нет - ведь ныне ФСБ уже практически не в состоянии поломать карьеру вашему нелюбимому богатею-соседу или не в меру зазнавшемуся родственнику.          

Однако наши бдительные сограждане не остались без чуткого и благодарного слушателя. Место комитета занял новичок среди российских спецслужб - налоговая полиция, набирающая очки день ото дня. ФСБ сотрясают постоянные скандалы, реорганизации и сокращения (в результате последней структурной перестройки младший состав службы до сих пор находится за штатом). А налоговой полицией уже много лет продолжает руководить Сергей Алмазов, вокруг которого не было ни одного скандала. Ходят споры о том, кто стоит за действиями ФСБ . А о том, кто инициирует проверки налоговой полиции, ничего не известно. Мало кто решится ссориться с этой организацией: за каждым есть какой-нибудь грешок по уплате налогов, лучше не нарываться…

Со времени своего основания в марте 1992 года налоговая полиция продолжает стремительно обрастать полномочиями. Уже 2 июля 1992 года налоговая полиция - тогда еще Главное управление налоговых расследований - получила право на оперативно-розыскную деятельность, а в сентябре того же года сотрудники налоговой полиции получили право на ношение оружия, применение спецсредств и физической силы. В 1995 году этой спецслужбе разрешили вести предварительное следствие, а вскоре в составе ФСНП было создано спецподразделение для борьбы с оргпреступностью.

У ведомства появилась возможность получать информацию из-за рубежа: налоговая полиция подписала соглашения об обмене информацией с аналогичными службами различных стран, в том числе и дальнего зарубежья. Кроме того, налоговая полиция в сущности стала контролировать своего «родителя» - Госналогслужбу, добившись права осуществлять налоговые проверки после проверок ГНС. Как настоящая спецслужба, налоговая полиция может внедрять своих оперативных сотрудников на предприятия для получения нужной информации, а также поощрять стукачей, поскольку имеет право выплачивать доносчику до 10% от невыплаченных в бюджет сумм. Налоговики вправе получать любую информацию об интересующем их субъекте (в том числе составляющую служебную и коммерческую тайну) от органов власти, банков и т.п. Наконец, в декабре прошлого года ФСНП была переподчинена непосредственно президенту.

Рынок по достоинству оценил усилия налоговых полицейских: последняя версия базы данных якобы налоговой полиции стоит у хакеров не менее $20 тыс.!

Информация – дело техники

Между тем прогресс не оставил равнодушным к себе и людей в погонах. Другой новичок среди спецслужб - созданное в 1991 году Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) рьяно взялось за разработку технологий получения информации. Для начала пролоббировав принятие президентского указа №334 м «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации», ФАПСИ получило возможность контролировать информационные потоки, к примеру, всех банков России и всех госструктур, то есть всех организаций, которые вынуждены пользоваться шифровальными средствами или работать через коммуникационные сети, защищаемые ФАПСИ.

Впрочем, на этом агентство не остановилось. Его следующей задачей стало получение доступа во все существующие в стране базы данных (БД). Еще в 1996 году вышло постановление правительства о создании глобальной базы данных России, согласно которому все государственные БД подлежат обязательному учету и регистрации, а остальные - добровольному (видимо, до поры до времени). В результате должна получиться некая мегабаза - база баз, в которой будут содержаться сведения о всех и вся.

Регистрацию согласно постановлению ведут три государственные конторы, две из которых - НТЦ «Система» и «Контур» - предприятия, подведомственные ФАПСИ. Впрочем, ФАПСИ интересует не только российская информация: в настоящее время ведется активная работа по созданию «автоматизированной системы информационного обмена стран СНГ», технической базой для которой станет все та же система «Контур» ФАПСИ.

Между тем ФАПСИ не гнушается и прямым сбором информации. Памятуя о том, что 90% нужной информации публикуется в открытых источниках, ФАПСИ создало при своих региональных центрах особые подразделения, работающие как вычислительные комплексы. Они обрабатывают центральную, региональную и зарубежную прессу, статистическую и оперативную информацию из регионов, анализируя социально-экономическую обстановку на местах. Вся эта информация оседает в собственных базах агентства (таких, как «Барометр», «Эльбрус» и др.)

Возможно, отставка бывшего главы ФАПСИ Александра Старовойтова также связана с информационной деятельностью федерального агентства. По крайней мере новым директором агентства назначен Вячеслав Шерстюк, который до этого руководил третьим главком ФАПСИ, занимающимся радиоэлектронной разведкой.

ФСБ забеспокоилась

В прошлом году ФСБ, кажется, наконец осознала надвигающуюся опасность. Управление экономической контрразведки ФСБ всерьез забеспокоилось в связи с нехваткой информации.

Получать ее ФСБ решило через своих отставников - ныне руководителей частных охранных агентств. В 1998 году в составе ФСБ появилось новое крупное подразделение - департамент экономической безопасности. Одновременно был создан консультативный совет (КС) при ФСБ, объединяющий представителей частных охранных и детективных предприятий и ФСБ. В консультативном совете сотрудники ФСБ встретились со старыми знакомыми. Сопредседателем КС со стороны частных охранных предприятий стал полковник КГБ в запасе Михаил Головатов, в 1991 - 1992 годах командовавший подразделением «Альфа». Кроме того, в нескольких частных охранных предприятиях уже работают прикомандированные сотрудники ФСБ.

Однако эти новации, видимо, не в состоянии изменить общую тенденцию. Борьба с экономической преступностью (а следовательно, и самая «горячая» информация) будет, вероятно, постепенно уходить из сферы ФСБ под контроль налоговой полиции.

Именно это сейчас происходит в соседней Белоруссии. Там летом 1998 года на базе главного управления налоговых расследований государственного налогового комитета был создан государственный комитет финансовых расследований (ГКФР). В скором времени в ведение ГКФР должен быть передан фактически весь блок экономических преступлений, в том числе дела о незаконном получении и невозвращении кредитов. Комитет, как и российская ФСНП, напрямую подчиняется президенту страны и лишь по отдельным вопросам деятельности - правительству.

А ФСНП России тем временем начала осваивать проложенные МВД маршруты: уже создан «межведомственный благотворительный фонд при поддержке налоговых служб Москвы», который, кроме прочего, предлагает организациям и частным лицам информационные услуги в области безопасности инвестиций в Москве, а также «может предоставить и/или проверить всю возможную информацию о предлагаемом объекте - обороты, основные средства, были ли конфликты с налоговыми органами и т.д.»...

Всего лишь прилежные ученики

Впрочем, не стоит расстраиваться из-за чрезмерной экономической активности наших спецслужб. Они просто перенимают зарубежный опыт. Недаром в функции консультативного совета при ФСБ входит в том числе и «защита международных проектов и инвестиционных программ». Подобной деятельностью уже давно занимаются западные спецслужбы, используя для этого весь находящийся в их распоряжении арсенал добывания информации. Например, знаменитая шпионская сеть «Эшелон», которая способна перехватывать фактически каждый телефонный вызов, факс, почтовое сообщение по Internet или телексное сообщение по всему миру, управляется агентство национальной безопасности США в кооперации с разведками Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии, где находятся основные центры связи сети «Эшелон», обладающей собственными спутниками, телекоммуникационными каналами и т.п.

Летом прошлого года в Европе разразился настоящий скандал, когда выяснилось, что благодаря перехваченным «Эшелоном» сообщениям были сорваны несколько крупных контрактов европейских и азиатских концернов в угоду американским компаниям. Всплыли даже имена некоторых «счастливчиков», которые должны быть особенно благодарны «Эшелону»: Raytheon (в 1994 году компания перехватила бразильский контракт на поставку радарных систем у французской Thomson-CSF), и AT&T (обойдя в 1990-м японскую NEC с контрактом индонезийского правительства на закупку телекоммуникационного оборудования).

КТО КАКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ВЛАДЕЕТ

Страждущему обратиться за информацией к людям в погонах можно посоветовать только одно - сразу определиться, какие именно данные нужны. Сегодня вряд ли существует такое агентство, которое предоставит вам информацию из всех спецслужб.

Наши силовые ведомства не слишком открыты друг для друга - информация из одного ведомства крайне редко попадает в другое. Довольно часто разные ведомства одновременно ведут одно и то же дело, и тогда об обмене информацией не может быть и речи.

ФСБ - ее объединенный банк данных СНГ является самой обширной базой на рынке: сюда попадают данные об организованной и экономической преступности в странах СНГ (в прошлом году закончена проработка второй части), однако достоверных сведений о всех ее возможностях нет. Известно лишь, что она комплектуется и данными спецслужб стран Содружества. Кроме того, есть сведения, что это ведомство собирает досье на всех сколько-нибудь известных людей

ФАПСИ - его базы построены в основном на открытых источниках, так как прав на оперативно-розыскные действия агентство не имеет. Правда, ФАПСИ обладает доступом к телекоммуникационным сетям госструктур (от Госдумы до правительства), банков и некоторых крупных компаний.

ФСНП - базы налоговой полиции уже сейчас могут поспорить по насыщенности информацией с базами ФСБ, но вряд ли имеют столь же всеобъемлющий характер.

МВД - ЗИЦ (зональный информационный центр), в его базе данных содержатся досье на всех имеющих судимости и на всех, кто когда-либо попадал в поле зрения милиции (включая задержание из-за отсутствия документов и т.д.). У милиции есть также базы данных на автомобили и оружие.

РУБОП (региональное управление по борьбе с организованной преступностью МВД) - в базе этой организации содержится информация на воров в законе, преступных авторитетов, боевиков. Кроме того, в эту базу попадают даже данные из записных книжек убитых уголовников.

И конечно, у каждого ведомства есть база данных на собственных сотрудников.

Еще по теме