Top.Mail.Ru
архив

Семейные риски

«РЕСО-Гарантия» – довольно уникальное и загадочное явление на российском страховом рынке. У этой компании нет советского прошлого. Она не является «дочкой» какой-нибудь крупной ФПГ, но тем не менее входит сегодня в число лидеров отрасли. И все же, несмотря на очевидные достижения, главе «РЕСО-Гарантии» Сергею Саркисову так до сих пор и не удалось продать компанию.

 

Сергей Саркисов коллекционирует фигурки носорогов. Правда, самих этих животных глава «РЕСО-Гарантии» не очень жалует – слишком они жестокие. Но зато носороги напоминают Саркисову об Африке, с которой 45-летнего страховщика многое связывает.

В советском торгпредстве в Алжире работал его отец. А разразившаяся в начале 1990-х очередная война на Черном континенте чуть было не поставила крест на молодом страховом бизнесе самого Сергея. «РЕСО» тогда застраховала отправившийся с гуманитарной миссией вертолет МЧС. Стоил он огромную (по меркам совсем новой компании) сумму – около $3,5 млн. «Если бы вертолет разбился, мы бы отдали все, что у нас было», – с содроганием вспоминает Саркисов.

 

Страховщик по распределению

В страхование Сергей Саркисов попал случайно. Поступая в конце 1970-х на факультет международных экономических отношений МГИМО, он собирался пойти по внешторговским стопам отца и деда, который, кстати, вместе с Анастасом Микояном создавал одноименное советское министерство.

Однако в 1981 году, когда Саркисов окончил престижный вуз, в стране бушевала борьба с семейственностью, и потомственного внешторговца распределили не в торгпредство, как того следовало ожидать, а в «Ингосстрах». Эта компания занималась в то время главным образом страхованием внешнеторговых рисков, но о специфике «ингосстраховской» деятельности новоиспеченный инспектор отдела рассмотрения претензий поначалу имел весьма отдаленное представление. «До окончания института я даже страхового полиса ни разу не видел», – признается Саркисов.

Впрочем, за последующие девять лет Сергей наверстал упущенное и, успев поруководить представительствами «Ингосстраха» на Кубе и в Латинской Америке, в 1990 году вернулся в Москву заместителем начальника правового управления компании.

«Ингосстрах» готовился к акционированию. А руководивший этим процессом исполнительный директор компании Владимир Кругляк явно симпатизировал Сергею. В частности, именно он в свое время передал «по наследству» Саркисову должность главы «ингосстраховского» представительства на Кубе.

Немалые надежды возлагал Кругляк на своего протеже и сейчас. Вскоре после возвращения Саркисова в Москву ему было предложено возглавить вновь созданную частную компанию «РЕСО-Гарантия», учрежденную дружественным Кругляку Автобанком и испанской корпорацией Chupa Chups.

Идея создания «РЕСО» исходила от основателя Chupa Chups Энрике Берната, который в конце 1991-го приехал в Москву, одержимый идеей строительства в нашей стране не только карамельных фабрик, но и СП с «Ингосстрахом». О страховании Бернат знал не понаслышке: в то время Chupa Chups владела небольшой испанской страховой компанией Iberiaseguros. Азартный испанец считал, что в России грядет страховой бум.

Кругляку идея Берната тоже понравилась. Правда, смеем предположить, по другой причине: поставив своего человека во главе «РЕСО», можно было со временем вовлечь эту компанию в процесс приватизации «Ингосстраха» и с ее помощью получить контроль над российским страховым лидером. Благо со временем «РЕСО-Гарантия» приобрела пакет акций «Ингосстраха».

 

Боевая машина семьи

Сам Саркисов вынашивал в отношении «РЕСО-Гарантии» несколько иные планы. «Я видел, что в стране происходят серьезные изменения. Начал нарождаться негосударственный страховой бизнес. Появилась АСКО, другие частные страховщики. Мне казалось, что я опаздываю на поезд, который называется частным бизнесом. И, зная специфику страхования, я прекрасно понимал, что выйти на этот рынок можно только в самом начале. Впоследствии это будет сделать значительно сложнее, а может, даже невозможно», – вспоминает глава «РЕСО-Гарантии».

Создавая компанию, Саркисов решил занять нишу, которая была в то время абсолютно свободна, – рынок личного страхования, т.е. страхования жизни, пенсионного страхования и страхования от несчастных случаев. И поначалу «РЕСО-Гарантия» добивалась успехов на выбранном направлении. Уже в первый год своего существования компания Саркисова застраховала 110 000 работников ЗИЛа, который до сих пор обслуживался «Госстрахом».

Это при том, что изначально штат «РЕСО» состоял всего из трех человек – самого Саркисова, его заместителя и главного бухгалтера. А на встречи с клиентами 32-летний бизнесмен за неимением собственного офиса ездил на BMW 525, предложенном Chupa Chups в качестве своего взноса в уставный капитал.

Вынужденный не только строить с нуля страховой бизнес, но и искать помещение под офис, набирать сотрудников и т.п., Саркисов пошел по пути наименьшего сопротивления. В то время многие новоиспеченные частные фирмы приглашали друзей, знакомых и родственников. «РЕСО-Гарантия» не стала исключением. Отец главы компании Эдуард Саркисов возглавил управление экономической безопасности. Брату Сергея Николаю досталась дирекция VIP-продаж. Супруга руководителя «РЕСО», будучи по образованию врачом, занялась реализацией проектов, связанных с медицинским страхованием. Даже сын Владимира Кругляка – Кирилл оказался востребован в «РЕСО-Гарантии» и ныне занимает пост замдиректора центра обслуживания клиентов.

Некогда пострадав от борьбы с семейственностью, на новом поприще Саркисов стал эту семейственность активно насаждать. Глава «РЕСО-Гарантии» только рад, когда дети сотрудников приходят вслед за своими родителями в компанию. Иногда даже создается ощущение, что Саркисов взялся за собственный страховой проект главным образом для того, чтобы трудоустроить родственников.

 

«Агенты – это святое»

На первых порах семейные узы только помогали главе «РЕСО-Гарантии». Особенно в те моменты, когда по вине Саркисова компанию постигали неудачи, способные в иных случаях привести к кардинальным кадровым перестановкам.

В частности, Саркисов признает, что в 1993 году совершил серьезную ошибку, когда попытался реализовать амбициозную затею по продаже полисов долгосрочного страхования жизни через отделения Сбербанка. Проект, на реализацию которого были потрачены немалые средства (пришлось печатать новые полисы, рекламные брошюры, обучать персонал Сбербанка), провалился. Через сбербанковскую сеть удалось продать всего один полис, и то его, скорее всего, из жалости купил кто-то из сотрудников компании.

«Мы вышли с неправильным продуктом в неудачное время», – констатирует Саркисов. С тех пор «РЕСО» отказалась от идеи широкого внедрения полисов страхования жизни, переключившись на продукты, связанные со страхованием ответственности или имущественных рисков. А из состава акционеров «РЕСО-Гарантии» вышел Автобанк, фактически целиком возложив ответственность за компанию исключительно на Саркисовых.

Обретенная свобода поначалу никоим образом не тяготила «РЕСО». Более того, Саркисов позволил себе ряд весьма экстравагантных шагов, которые едва ли сошли бы ему с рук, не владей он контрольным пакетом. Даже давние саркисовские соратники в штыки восприняли идею о приглашении в «РЕСО» страховых агентов рухнувших в 1995-м компаний АСКО и «Налко». «Мы, сидевшие в офисе, этакие «белые воротнички», не умели тогда говорить на одном языке с агентами, – вспоминает заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. – Но в конце концов Саркисову удалось внушить сотрудникам, что агенты – это святое». «РЕСО» взяла на себя обязательства по еще не истекшим договорам, таким образом подобрав всех оставшихся «беспризорными» клиентов.

Со временем «РЕСО-Гарантия» сформировала одну из крупнейших агентских сетей в стране, по численности уступающую только «Росгосстраху». А после дефолта 1998-го компания несколько месяцев существовала только на деньги, которые несли агенты. «Они спасли нас», – уверен Иванов.

 

Безысходные переговоры

Но первые два года долгоиграющий саркисовский проект со страховыми «падшими ангелами» приносил только убытки. «РЕСО-Гарантия» нуждалась в инвестициях. Поэтому в 1997-м Саркисову пришлось пожертвовать обретенной несколько лет назад свободой, предложив блокирующий пакет «РЕСО» Инкомбанку.

Наверное, это и стало бы началом долгого и плодотворного сотрудничества, если бы не упомянутые события августа 1998 года. Из-за краха «Инкома», который помимо всего прочего являлся еще и расчетным банком страховой компании, «РЕСО» потеряла до 90% капитала.

Деньги, которые приносили агенты, возможно, действительно оказались неплохой «подушкой», позволившей пережить трудные времена. Но для развития компании их явно не хватало. В июле 2000-го Саркисов попытался второй раз привлечь стратегического инвестора. На сей раз в роли такового выступил МДМ-банк, задавшийся целью создать нечто подобное «финансовому супермаркету». Уступив покупателю 33% акций «РЕСО», Саркисов рассчитывал не только на дополнительные капвложения, но и на помощь опытных и влиятельных финансистов Александра Мамута и Андрея Мельниченко, руководивших в ту пору МДМ. Кроме того, страховщика не могли не привлекать «эмдээмовские» корпоративные клиенты – вроде «Сибнефти» или «Русского алюминия».

Но осенью 2001-го у владельцев упомянутых компаний появилась возможность фактически за копейки приобрести «Ингосстрах», оказавшийся в числе других активов, которые триумвират, состоящий из «НАФТА-Москва», Millhouse Capital и «Базового элемента», то ли купил, то ли экспроприировал (версии участников событий расходятся) у предпринимателя Андрея Андреева.

Возможно, Саркисов сумел бы выиграть у своей страховой «альма-матер» заочное состязание за сердца инвесторов. Но Мельниченко и его партнеры никогда не склонны были довольствоваться ролью богатых, но непритязательных миноритариев. А семейственность «РЕСО-Гарантии» едва ли соответствовала практикуемым МДМ подходам к корпоративному управлению. В мае 2002-го МДМ вышел из состава акционеров «РЕСО».

Впрочем, Саркисова решение МДМ не слишком расстроило. На горизонте появился более выгодный покупатель: к «РЕСО» проявила интерес немецкая ERGO – дочерняя компания крупнейшего мирового перестраховщика Munich Re. Однако после полугодовых переговоров ERGO отказалась от сделки с «РЕСО», предпочтя приобрести питерскую страховую компанию «Русь». Поговаривают, что Саркисов слишком дорого оценил пакет акций компании, а немцы на фоне общего кризиса, в котором западноевропейская страховая индустрия пребывает после терактов 11 сентября 2001 года, не сочли себя вправе быть чересчур щедрыми.

Осенью 2002 года провалился и другой амбициозный проект Саркисова. Вместе с «Ингосстрахом» и МАКС «РЕСО-Гарантия» задумала создать страховую группу. Такой мега-страховщик не имел бы себе равных в России. Но вскоре, на радость конкурентам, стало очевидно, что потенциальным участникам сделки никак не удается совместить свои менеджерские команды. Вероятно, корпоративный стиль «РЕСО» оказался едва ли не самым главным камнем преткновения. При интеграции бизнеса неизбежно приходится сокращать сотрудников дублирующих подразделений. А если на соответствующих должностях трудятся родственники или друзья руководителя одной из объединяющихся компаний, то проводить подобный секвестр вдвойне затруднительно.

 

Наш ответ Гринбергу

Сам Сергей Саркисов пока не очень переживает из-за неудач с поисками инвесторов. «Ответ «нет» – это тоже очень важный ответ в бизнесе, – утверждает глава «РЕСО-Гарантии». – Важно вовремя это «нет» услышать и суметь скорректировать свою стратегию».

Правда, пока «коррекция стратегии» выражается главным образом в более агрессивной региональной экспансии. Саркисов очень серьезно занимается продвижением компании на рынки ближнего зарубежья. В декабре прошлого года «РЕСО-Гарантия» купила у «Конверс-групп» литовскую Snoro garantas. С ее помощью Саркисов надеется уже в ближайшие три-четыре года увеличить занимаемую в Литве долю рынка с нынешних 2,5% до 10 – 15%. Помимо Snoro garantas «РЕСО» владеет крупнейшими страховыми компаниями Казахстана, Белоруссии и Украины.

Наличие таких активов заметно повышает инвестиционную привлекательность «РЕСО-Гарантии». Но едва ли способно устранить семейственность – главную проблему этого динамичного страхового общества, которая до сих пор настораживает потенциальных инвесторов.

Можно, конечно, сказать, что американский страховой монстр – AIG тоже не избавлен от подобного недостатка и что глава компании Морис Гринберг уже назначил в качестве своего официального преемника одного из сыновей. Но AIG пока не ищет стратегического инвестора.

Еще по теме