Северный мясной путь
Владельцы подмосковного мясокомбината «Окраина» уверены, что в бизнесе все надо делать от обратного. Если большая часть мясоперерабатывающих производств в стране работают «на вал», то нужно открывать небольшие площадки и производить штучный продукт. Если все производители стремятся работать с сетями, то лучше наладить сотрудничество с небольшими магазинчиками. Комбинат «Окраина» был построен с нуля в подмосковном Ногинске по немецкому проекту в 2006 году. В отличие от лидеров рынка, таких как «Черкизово» или «Останкино», компания решила развивать небольшое производство, где акцент делается на аутентичность продукции.
От «Окраины» к центру
«Мы начинали с того, что в Мурманской области построили небольшое предприятие, закупили немецкое оборудование и стали делать колбасу. Продажи росли, но было ощущение, что чего-то не хватает, однако чего именно, мы понять не могли. Никаких специальных знаний у нас не было, все делали, как умели. А это, естественно, сказалось на вкусовых качествах колбасы, – рассказывает управляющий директор мясокомбината «Окраина» и один из его основателей Виталий Деледивка. – И мы решили привлечь специалиста по колбасному производству, который бы наладил технологию. Уже через два месяца наша продукция была раскуплена на месяц вперед». Тогда предприниматели сразу же подняли цены, однако продукт раскупался с той же скоростью. «Это настолько нас удивило, что мы решили расширяться дальше и в конечном счете дошли до того, что стали продавать продукции больше, чем ведущее предприятие региона – мурманский мясоперерабатывающий завод», – хвастается Виталий Деледивка.
Но на мурманском рынке стало тесно. И было решено создать еще одно производство в Московском регионе, являющемся самым крупным рынком сбыта. «В 2002 году у нас появилось понимание того, что можно построить новое предприятие, которое будет конкурировать не размерами и масштабом производства, а качеством продукции и рецептурой», – отмечает Деледивка. В результате в 2003 г. в Ногинском районе Подмосковья компания начала строительство завода, а уже летом 2006-го предприятие выпустило первую партию продукции под брендом «Окраина».
Работа с людьми
По оценкам Мясного союза, российский рынок мясопродуктов составляет около 9 млн тонн в год, из которых около 3,5 млн тонн приходится на колбасные изделия. «В кризис рынок мясопродуктов снизился примерно на 8–10%», – говорит президент Мясного союза Мушег Мамиконян. При этом, по его мнению, Московский регион является самым конкурентным. Несмотря на то что в столице проживает 10% населения России, именно здесь сосредоточено 20% колбасного производства страны. «Инвестировать в производство интереснее в других регионах, например за Уралом», – полагает эксперт. Однако, несмотря на насыщенность рынка, в кризисном 2009-м продажи «Окраины» выросли на 35%. Объем продаж мясокомбината в 2009 году составил 941,2 млн руб. На 2010-й объем продаж прогнозируется в размере 1,3 млрд руб. В настоящий момент объем производства компании приближается к проектным 30 тоннам в сутки. Во многом объем обеспечивается тем, что «Окраина» смогла наладить эффективную дистрибуцию в торговых точках на востоке Подмосковья.
Каждому потенциальному магазину-партнеру «Окраина» предоставляла персонального менеджера, а владельцев и продавцов этих торговых точек приглашали на комбинат, чтобы показать производство. «Мы стараемся сохранить теплые отношения с владельцами этих магазинов», – рассказывает директор по маркетингу мясокомбината «Окраина» Людмила Горшкова. Ход оказался удачным, и компания сделала ставку на то, что покупать ее продукцию будут прежде всего в Ногинском районе. «Географический патриотизм очень силен. Покупатель считает, что именно у местного производителя он найдет качество и свежесть продукции», – полагает Мушег Мамиконян. В 2010 г. «Окраина» начала работать и с федеральными сетями, однако на них приходится всего около четверти ее производства.
При этом резко увеличивать объемы выпускаемой продукции комбинат не планирует. Столкнувшись с высоким спросом, компания оказалась перед нелегким выбором: стоит ли расширять производство или нет. «Мы твердо исходим из того, что работать можно либо на вал, либо на качество», – уверен Виталий Деледивка. По словам шефа-технолога комбината «Окраина» Владимира Тимченко, перейдя планку в 30 тонн в день, придется отказываться от натуральных ингредиентов в пользу их заменителей. «В России в дефиците не только мясо, но и молоко, и даже древесная щепа для натурального копчения. Если вы замахиваетесь даже на 50 тонн в сутки (крупные мясокомбинаты производят по 300–400 тонн в сутки. – Прим. «Ко»), вам сложно обеспечить бесперебойные поставки натурального, а главное – качественного сырья», – констатирует он.
«Окраина» – одно из 10 мясоперерабатывающих предприятий, сертифицированных во ВНИИ мясной промышленности по системе безопасности пищевых продуктов HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Point – анализ рисков и критические контрольные точки). Эта система необходима предприятию, так как, в отличие от других производств в Московском регионе, «Окраина» использует натуральные яйца и молоко. А чем натуральней продукт, тем он более уязвим для микроорганизмов. HACCP же – это гарантия безопасности продукта. Каждое действие каждого работника четко фиксируется, что помогает избежать нарушений в производственном процессе.
В настоящий момент акционеры предприятия готовятся к закладке новых площадок в Подмосковье. Мощности новых производств, как и у существующего, не будут превышать 30 тонн продукции в сутки. Вторая производственная площадка будет построена в Дмитровском районе к 2012 г. В ее освоение намечается вложить 650 млн руб. При этом к концу 2011 г. будет принято решение о строительстве третьего мясокомбината к югу или юго-западу от Москвы.
Еще по теме
Роберт Монкс. Корпократия. Как генеральные директора глобальных компаний прибирают к рукам миллионы долларов.
Патрик Ленсиони. Три признака унылой работы. История со смыслом для менеджеров (и их подчиненных).
Зальцбург зимой – это совсем особое ощущение. Многие считают, что Зальцбург красивее Вены. Это спорно. А ездить в Зальцбург, говорят, стоит весной. И тут вроде спорить не о чем. Но не совсем.
Говорят, что в юности у Джона Рокфеллера была мечта: дожить до 100 лет и заработать $100 000. Он умер в 97, став первым миллиардером в США. Более того, по некоторым оценкам, даже с учетом инфляции Рокфеллер продолжает оставаться самым богатым предпринимателем в мировой истории.