Top.Mail.Ru
архив

Сезон распродаж

В России идет массовая распродажа страховых компаний. В прошлом году были проданы несколько самых успешных и крупных страховых компаний с раскрученными брэндами – ВЕСтА, «РЕСО-Гарантия», РОСНО, «Ингосстрах», Росгосстрах. Некоторые из этих компаний были куплены новыми владельцами для последующей перепродажи. В этом году на страховом рынке ожидается еще несколько подобных крупных сделок.

 

Продать свой бизнес хотят почти все крупные страховщики, причем по возможности быстро. На первый взгляд это выглядит странно: зачем расставаться со своим бизнесом, если рынок страхования стремительно растет, а компании в этом секторе сверхдоходны? В 2001 году, к примеру, страховые компании собрали около $9 млрд, вполовину больше, чем в 2000 году. И прогнозы хорошие. Как бы правительство ни боролось со страховыми схемами, которыми предприятия пользуются для оптимизации налогообложения, конкурировать со страховщиками оно не может. Так что страхование будет и в дальнейшем пользоваться спросом.

И все же что-то не дает покоя владельцам страховых компаний, раз они стремятся как можно скорее от них избавиться. Возможно, прав первый вице-президент компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Черкашин, который считает, что массовые продажи крупных страховых компаний имеют ту же природу, что и действия игроков фондового рынка, когда те спешат «зафиксировать прибыль», пока котировки не пошли вниз. Действительно, сейчас, когда страховой рынок на подъеме, компанию можно выгодно продать. А бизнес потом пусть развивают другие. Или фиксируют убытки.

 

Неприбыльный бизнес

Президент Промышленно-страховой компании Борис Пастухов (он же ее совладелец) недавно заявил, что рассмотрит предложения инвесторов. Незадолго до этого в кругах, близких к ПСК, стали циркулировать слухи о продаже компании за $38 млн то ли «НИКойлу», то ли «ЛУКойлу». Кое-кто даже утверждал, что сделка уже состоялась, а  вечером 21 января прошло совещание, на котором новое руководство принимало дела. Совещание действительно было – 21 января начиная с 17 часов никого из руководства ПСК нельзя было застать по телефону. С тех пор руководители компании на связь не выходят.

В любом случае недостатка в потенциальных инвесторах ПСК не испытывает, ведь Промышленно-страховая компания – один из лидеров страхового рынка. Она занимает первое место в списке лидеров по сборам страховой премии. В прошлом году ПСК собрала более миллиарда долларов (это 10% от сборов крупнейшей в мире страховой компании AIG). Однако при этом балансовая прибыль ПСК равняется нулю. Правда, и большую часть страховых премий (почти 70%), которые поступают в компанию, ей сразу же приходится выплачивать обратно вопреки всем законам страховой статистики.

Основная специализация ПСК – страхование жизни. На Западе это, как правило, долгосрочный вид страхования. Договоры на страхование жизни заключаются на несколько десятков лет. У нас же все наоборот. Люди живут сегодняшним днем и, едва застраховав свою жизнь, тут же разрывают договор – жалко денег. По крайней мере именно этим обстоятельством объясняют в компании такой большой процент возврата премий.

 

Жених и невесты

Последовать примеру ПСК и найти себе инвестора решили «РЕСО-Гарантия» и Военно-страховая компания. Эти компании нацелены на поиски именно иностранного инвестора, а таковых у нас только два – немецкая страховая компания Allianz и американская AIG. Allianz уже нашел себе пару – страховую компанию РОСНО, которую приобрел в прошлом году у АФК «Система». Поэтому сейчас страховщики осаждают AIG, которая, впрочем, хочет купить не абы какого российского страховщика, а именно компанию «Ингосстрах», обладающую раскрученным брэндом, давней историей и серьезной клиентской базой.

Говорят, чтобы отбиваться от «невест», AIG даже пришлось выписать более молодого и активного сотрудника: президент компании «AIG-Россия» Гэри Колман уходит на покой и уезжает в Америку, а его кресло займет 34-летний англичанин Джон Старки.

Несмотря на то что AIG явно отдает предпочтение «Ингосстраху», в «РЕСО-Гарантии» не унывают. По словам Игоря Черкашина, МДМ-банк не единственный инвестор, проявивший интерес к «РЕСО-Гарантии» за последние два года. «Нашей компанией интересуются несколько западных инвесторов. Все зависит, во-первых, от цены и, во-вторых, от интересов самой «РЕСО-Гарантии», потому что ее нынешний менеджмент не планирует уходить в отставку. Эти люди фактически создали компанию, поэтому речь идет именно о стратегическом союзе и об увеличении стоимости компании», – говорит Игорь Черкашин.

По словам Черкашина, представители «РЕСО-Гарантии» довольно давно ведут переговоры с западными инвесторами – еще с докризисных времен. Но тогда к России почти не было интереса, и западные страховщики лишь хотели застолбить место на нашем рынке, не думая о масштабной экспансии. Сегодня все изменилось.

«Интерес иностранных инвесторов начал расти с середины прошлого года, – говорит Черкашин. – До этого он лишь теплился. В 1998 году российский страховой рынок практически перестал интересовать инвесторов, но уже в 2000 году он снова стал привлекательным, а с середины прошлого года интерес западных компаний стал активным. Но сказать, что в феврале 2002 года будет объявлено о том, что у «РЕСО» что-то приобрели, я не могу. Об этом рано говорить. Это более отдаленная перспектива». То, что треть акций «РЕСО-Гарантии» находится в собственности МДМ-банка, по мнению Черкашина, не помеха сделке, если таковая состоится. Первый вице-президент компании считает, что МДМ-банк сам выступает в роли портфельного, а не стратегического инвестора, то есть не прочь при случае перепродать свою долю. А в дела компании МДМ-банк и не вмешивался никогда.

 

Цены кусаются

С каждым годом страховые компании становятся все дороже. Если ВЕСтА была продана, по слухам, всего за $5 млн, то Росгосстрах стоил уже $40 млн. Именно столько в общей сложности заплатила «Тройка-Диалог» за 49% акций компании. Оценки, согласно которым ПСК стоит $38 млн, хоть и завышены примерно вполовину, все же имеют под собой основу: ПСК принадлежит здание в арбатских переулках (там находится центральный офис компании) и еще одно – на Сельскохозяйственной улице. А вот «РЕСО-Гарантия» оценивается уже в $60 млн – $70 млн. Именно столько, по словам Игоря Черкашина, компания стоила до кризиса, а сегодняшняя ее цена, по его же словам, близка к докризисной.

Вообще адекватно оценить страховую компанию в нашей стране, по всей видимости, не представляется возможным. В инвестиционных и оценочных компаниях, куда обратился корреспондент «Ко», ответить на этот вопрос затруднились. Один из аналитиков заметил, что страховой бизнес (исключая, конечно, материальные активы компаний) с трудом поддается оценке: «В страховании существует своя специфика. Одним из активов компании является, например, ее клиентская база. А как ее оценить, если при продаже компании из нее, к примеру, уходит целый отдел и уводит всех клиентов, как это было, например, с ВЕСтА». Имеется в виду история с продажей компании ВЕСтА, когда несколько старших менеджеров, недовольных тем, что переговоры о продаже компании велись фактически за их спиной, покинули компанию вместе со своими подчиненными и клиентской базой, состоящей из крупных корпоративных клиентов, и основали компанию АВЕСТ. На страховом рынке такие случаи не редкость. «У нас нет аналитиков, которые занимаются страховым рынком. На этом рынке нет больших акционерных компаний, да и денег на нем мало», – сказали в компании АТОН.

 

Страховые взносы по видам страховой деятельности (девять месяцев 1998 – 2001 гг.)

 

9 месяцев соответствующего периода

 

млрд руб.

 

 

1998

27,3

1999

68,1

2000

118,5

2001

202,1

 

Еще по теме