Шахтеры в полете: для транспортировки угля предлагается использовать дирижабли
Вывозить уголь с шахт предлагается инновационным авиатранспортом. Сейчас 97% добываемого топлива отгружается по РЖД, но из-за периодических сложностей с заказами на вывоз некоторые предприятия вынуждены даже приостанавливать добычу. Эксперты полагают, что проблему можно решить с помощью дирижаблей. Их применение позволит начать разработку самых отдаленных месторождений, которые в настоящее время не взяты в оборот из-за невозможности вывезти груз.
Углю не хватает дороги
Проректор Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ) Кирилл Костиков предложил вывозить добываемый в регионе уголь инновационным воздушным транспортом — дирижаблями. В настоящее время железная дорога — основной способ транспортировки полезных ископаемых из Кемеровской области — сильно перегружена.
В регионе более 150 шахт и разрезов добывают около 50% от всего российского угля, почти 70% которого покупают зарубежные фирмы. В 2023-м Кемеровская область добыла 214 млн тонн угля, отправив на экспорт 114 тонн.
При этом 97% угля отгружается покупателям по РЖД, ежедневно сырье вывозят 8,3 тыс. полувагонов. «Пропускная способность железной дороги — главное ограничение поставок. Рост грузооборота по Транссибу только усугубит ситуацию», следует из презентации КузГТУ «Транспортные дирижабли нового типа в угольных компаниях России». Кроме того, из-за невозможности вывозить сырье часть предприятий приостанавливает добычу до того момента, пока не освободятся железнодорожные мощности, добавил Костиков.
Из-за невозможности осуществлять всесезонную морскую и речную навигацию на всей территории России активно используется термин «Северный завоз», отметил член–корреспондент Академии наук авиации и воздухоплавания, генеральный директор транспортно-логистической компании «Бедфорд групп» Владимир Ворошилов. Мультимодальные перевозки различными видами транспорта с использованием временных дорог (зимников, в том числе) характерны для 2/3 районов России. Из-за этого цикл транспортировки растягивается порой на 1-1,5 года, добавил эксперт.
Сейчас вертолеты — единственный круглогодичный грузовой авиатранспорт в отдаленных районах Кузбасса, Якутии и Арктики. Максимальный вес груза, доставляемый винтокрылыми машинами — 20 тонн. Для других видов транспорта приходится строить временную или постоянную транспортную инфраструктуру. Например, для автомобилей прокладывают зимники (по поверхности застывших рек) со сроком службы 3-4 месяца в году.
Дирижабли вместо тепловозов
Решением проблем добывающих предприятий может стать инновационный воздушный транспорт, а именно — дирижабли. С их помощью можно вывозить большое количество полезных ископаемых непосредственно до пункта назначения.
О старте проекта по созданию ветроустойчивого дирижабля «Вертикаль 4А» в августе 2023-го рассказывали представители Фонда перспективных исследований (ФПИ), они выступили инвестором проекта, который защитила команда российских ученых под общим руководством «Бэдфорд Груп». Согласно заявленным характеристикам, «Вертикаль 4А» сможет транспортировать 60 т груза на расстояние до 1000 км. По расчетам, проектирование и строительство первого дирижабля обойдется в 5-6 млрд рублей, при серийном выпуске стоимость составит порядка 3–4 млрд.
Производства грузовых дирижаблей в России пока нет, все это лишь проекты. Последние советские образцы использовали в качестве несущего газа водород, что часто приводило к нештатным ситуациям и возгораниям. Тогда, отмечает Владимир Ворошилов, водород перестали рассматривать в качестве топлива из-за его опасности и сконцентрировались на гелии. Но и создать грузовые дирижабли в советское время не смогли — в стране не было достаточных запасов этого газа. Он производился в достаточных количествах лишь в США, которые не поставляли этот гелий в недружественные страны.
Проектируемые дирижабли, перевозя за один раз 60 тонн груза, будут расходовать на перелет до 200 кг топлива — гелия. Как рассчитали эксперты, пока дирижабли не станут массовым явлением, стоимость доставки может составить примерно 10,7 тыс. рублей за тонну — это примерно на 20% дороже, чем железной дорогой (9 тыс. рублей за тонну). После начала регулярных авиаперевозок цена доставки может на уровне железной дороги или даже меньше. Но главное преимущество — скорость (до 150 км/ч): минимум вдвое быстрее, чем по железной дороге.
«Причем доставлять можно не только полезные ископаемые, а блоки для строительства модульного жилья для вахтовиков, оборудование для добычи полезных ископаемых и т.д. Модульный метод строительства, обеспеченный дирижаблями, сокращает время инвестиционного цикла, общие расходы до 50% и улучшает качество строительства. Таким образом сначала идет возведение бытовок для специалистов, установка оборудования и разработка месторождений, а не многолетнее строительство дорог инфраструктуры к месту добычи, способное «съесть» львиную часть прибыли. Сейчас при отсутствии дорог месторождения даже не берут в разработку. При этом постоянные автомобильные или железные дороги в районах вечной мерзлоты часто подвержены деградации, что увеличивает затраты на их обслуживание и ремонт», — рассказал «Компании» Владимир Ворошилов.
Дирижабли нового поколения со способностью точного удержания позиции и грузоподъемностью не менее 60 тонн способны полностью удовлетворить спрос во всесезонной доставке. При указанных габаритах, добавил Владимир Ворошилов, одним дирижаблем обеспечивается функциональная замена транспортной инфраструктуры и собственно транспортного средства одновременно.
Такой подход, уверен эксперт, может радикально изменить технологический процесс освоения новых месторождений. Кроме того, получит развитие внутренний рынок гелия. В России его производят несколько заводов — Иркутская нефтяная компания, Амурский ГПЗ, «Газпром добыча Оренбург» и другие, указал Владимир Ворошилов.
Ускорить развитие дирижаблестроения могло бы включение этого направления в национальный проект по развитию отрасли беспилотных авиационных систем. Однако этот вид транспорта не вошел в нацпроект.
Задачей «номер один» становится формирование пула интересантов, готовых инвестировать в серийное производство дирижаблей, отмечает Владимир Ворошилов. Однако коммерчески прибыльный проект будет невозможен без государственно-частного партнерства.