Top.Mail.Ru
архив

"Шашечки" в лизинг

В начале июля 2013 г. вступили в силу новые требования к столичным таксистам: теперь их машины должны быть окрашены в желтый цвет.

автобизнес, такси
Однако это вовсе не означает, что сразу все такси в Москве поменяют окраску: тем, кто получил лицензию до вступления в силу новых правил, можно и дальше ездить на неперекрашенном авто. Но в этом случае водители могут лишиться тех льгот, которые получат машины, соответствующие новым параметрам.

На новых требованиях к такси можно построить бизнес, решили идейные вдохновители проекта "СОЛТ" (Система оперативного лизинга транспорта). Это название только на первый взгляд выглядит "устрашающе", на самом деле бизнес-модель проекта достаточно проста. "Я специально заказывал такси в Москве, чтобы поговорить с водителями об их проблемах. Оказалось, что основная сложность, связанная с новыми требованиями, - перекрасить автомобиль. Одни не знают, где это сделать, для других это достаточно накладно, третьи не могут оставить машину в сервисе на несколько недель, так как это их хлеб", - рассказывает генеральный директор компании "СОЛТ" Руслан Найманов. Казалось бы, что тут сложного? Ведь можно заказать машину в желтом цвете сразу с завода, но ее придется долго ждать, да еще и переплачивать за нестандартный цвет. Можно перекрасить авто, купленное у дилера, но полное оборудование (включая не только цвет, но и установку навигации, видеорегистраторов, терминалов для приема банковских карт) его под такси обойдется более чем в 100 000 руб. и займет около 30 дней, говорят специалисты. Эти расходы вполне по карману крупным таксомоторным паркам, но никак не частникам или мелким фирмам, решившим с введением новых требований легализовать свой бизнес. Так родилась идея - продавать (точнее, сдавать в финансовую аренду, лизинг) автомобили, полностью подготовленные для использования в качестве такси. "Забрав машину с нашей стоянки, можно сразу поехать выполнять заказ", - подчеркивает Руслан Найманов. "Мне не нужно проходить государственную регистрацию, просто сел и поехал зарабатывать", - делится опытом сотрудничества с СОЛТ генеральный директор "Новой волны" Александр Григоров. За первый месяц работы компанией "СОЛТ" уже выдано более 60 автомобилей, сформирован заказ еще на 400. Такой большой "лист ожидания" глава СОЛТ объясняет высоким спросом и тем, что собственное производство по обклеиванию машин желтой пленкой еще не вышло на расчетные мощности. "На мой взгляд, в связи с вступлением в силу закона о желтом цвете для такси спрос на услуги компании должен вырасти. У владельцев уже существующих таксопарков будет пять лет на то, чтобы поменять цвет машин", - отмечает генеральный директор управляющей компании "ГК "Автоспеццентр" Андрей Новоселов.


Дилетанты от финансов

Руслан Найманов признается, что ни он, ни другие основатели компании "СОЛТ" не имели до этого прямого отношения к лизингу. Сам он работал в одной страховой компании (какой, рассказывать не захотел). Однако мы выяснили, что предыдущим местом его работы была СГ "Уралсиб", где он занимал пост заместителя генерального директора по продажам. Его партнеры также трудились в финансовой сфере, только в банковской. Крупных первоначальных вложений новый бизнес не потребовал. "Это несущественные суммы, потраченные на офис, персонал, телефоны и компьютеры", - подчеркивает Руслан Найманов. Следующий этап - поиск финансирования на приобретение автомобилей. Были найдены стратегический партнер - компания "Авилон", у которой покупаются машины, и банк, выделяющий на это деньги. Руслан Найманов не раскрывает всех партнеров и цифры, ссылаясь на то, что проект работает всего месяц и переговоры с некоторыми контрагентами находятся в завершающей стадии. Но, учитывая, что средняя цена автомобиля, который СОЛТ предоставляет в финансовую аренду, составляет 600 000 руб., только за первый месяц работы компания должна была привлечь не менее 36 млн руб. Уже к сентябрю, по мере выполнения существующих заказов, эта сумма может вырасти до 240 млн руб.

Глава СОЛТ признается, что его бизнес в первую очередь ориентирован на мелких игроков. Крупные сами могут приводить свои автомобили в соответствие с новыми требованиями, а вот малому и среднему бизнесу требуется помощь финансовых партнеров. Среди клиентов СОЛТ много индивидуальных предпринимателей, приобретающих одну-две машины. Теоретически Руслан Найманов готов отдавать автомобили даже бывшим нелегальным "извозчикам" из стран ближнего зарубежья, но при одном условии: они должны оформить российское ИП. В этом случае "цвет паспорта" для СОЛТ будет абсолютно неважен. Причем риски того, что машину угонят или клиент перестанет платить, господин Найманов считает невысокими. Во-первых, всех потенциальных клиентов компании проверяет банк-партнер. Во-вторых, сотрудники СОЛТ поднимают всю историю нарушения ПДД потенциальным клиентом. В-третьих, машина, переданная в лизинг, продолжает оставаться в собственности СОЛТ, а значит, сразу перепродать ее не представляется возможным. Не говоря уже о том, что автомобили, предоставляемые в лизинг, не так дороги, да еще к тому же перекрашены (обклеены пленкой) и оборудованы именно под такси, так что особого интереса для нелегального рынка автотранспорта они не представляют.


"0" на массу

"На данный момент предложение СОЛТ актуально, поскольку большинство таксомоторных компаний работает по лизинговой системе. Но, скорее всего, в дальнейшем цены будут скорректированы в меньшую сторону - при появлении других торговых предложений, а также конкурентов в рамках данной услуги", - рассуждает директор по продажам компании "АвтоРусь" Дмитрий Шевцов. Действительно, конкурентов у СОЛТ в настоящее время на нашем рынке нет, поэтому она может диктовать клиентам собственные условия. СОЛТ выдает автомобили без первоначального взноса. В этом случае ежемесячные платежи за стандартный автомобиль со стандартным набором опций составляют чуть более 30 000 руб. на три года. "Другие компании готовы работать с такси только при 15-25% первоначального взноса", - отмечает руководитель компании "ЭТО такси" Александр Козлов. Кроме того, в качестве первого взноса может быть засчитан автомобиль, которым раньше пользовался таксист. СОЛТ принимает такой автотранспорт в рамках программы трейд-ин совместно с автодилером "Авилон". Но в этом кроется первая проблема, с которой столкнулись организаторы проекта: автомобиль, долгое время нещадно эксплуатировавшийся в качестве такси, очень сложно в дальнейшем продать. Руслан Найманов рассказал, что в настоящее время ведет переговоры сразу с несколькими крупными азиатскими компаниями, желавшими бы выйти на российский рынок подержанных автомобилей. Конечной договоренности пока нет, поэтому подробности он не раскрывает, но признает, что самостоятельно реализовывать подержанные машины СОЛТ не будет. Второй вопрос: куда девать машины самой компании после окончания срока лизинга или в том случае, если клиент не выполняет условия договора и авто у него забирают? "Стоит задуматься о том, кому и куда будут продаваться автомобили по окончании срока эксплуатации в такси, ведь сейчас таксопаркам удается продать свои авто неразборчивым покупателям, "скрутив" пробег и приведя в порядок внешний вид. А вот куда потом пойдут машины, оборудованные всеми опознавательными знаками, - вопрос открытый", - предупреждает Андрей Новоселов.


Демпинг не за горами

При оптимистическом сценарии Руслан Найманов рассчитывает уже до конца текущего года выдать в оперативный лизинг до 10 000 автомобилей. Таким образом, получается, что стоимость портфеля контрактов компании составит порядка 6 млрд руб. Пока неясно, с каким банком компания сотрудничает, но для получения такого кредитного лимита необходимо сформировать пул кредиторов. С другой стороны, готовы ли будут банки кредитовать достаточно рискованный и только что созданный проект на такие большие суммы при существующей вероятности появления целого ряда конкурентов из числа лизинговых компаний, давно присутствующих на автомобильном рынке? В этом случае маржа СОЛТ может существенно снизиться, равно как и рентабельность бизнеса. "Оперативный лизинг по своей природе более дорогой, чем традиционный лизинг или кредит. Во всем мире он носит скорее краткосрочный характер и редко ориентирован на многолетние массовые бизнес-модели, - рассуждает генеральный директор "Совтрансавтоэкспедиции" Леонид Шляпников. - Такси, особенно в Москве - сложный, конкурентный и затратный бизнес, с заведомо ограниченной маржинальностью. Как говорится, здесь "выше головы не прыгнешь". Если другие лизингодатели могут субсидировать новое направление из каких-то еще направлений бизнеса и даже демпинговать, выдавливая с рынка конкурентов, то у СОЛТ такой возможности не имеется, так как компания занимается исключительно лизингом автомобилей такси.


Льготы для "желтых"

Принявшим решение перекрасить свой автомобиль в желтый цвет будут предоставлены льготные условия: парковка на 500 бесплатных стоянках, бесплатный доступ к стоянкам такси на вокзалах, субсидии на обновление автопарка. В перспективе - разрешение движения такси по выделенным полосам общественного транспорта. Это будет возможно после проведения анализа загруженности выделенных полос и разработки мониторинговой системы. Для легальных такси будет разрешена остановка под знаком "Остановка запрещена" в тех местах, где это позволит пропускная способность улично-дорожной сети.


Еще по теме