Top.Mail.Ru
архив

Шереметьево-2004

Сразу несколько крупных западных компаний борются за получение подряда на строительство третьего терминала аэропорта Шереметьево. Для этого они заручились поддержкой самых влиятельных российских чиновников. Проблема только в том, что к моменту, когда определится победитель, строить уже будет нечего.

 

Директор международного аэропорта Домодедово Сергей Рудаков заявил, что «Аэрофлот» перебазирует четыре тяжелых грузовых самолета DC-10-30 из Шереметьева в Домодедово. В пресс-службе авиакомпании отрицают факт ведения официальных переговоров с Домодедовом. Однако, по сведениям «Ко», переговоры уже вступили в завершающую фазу.

Международный аэропорт Шереметьево при пропускной способности 9 млн пассажиров в год принял в прошлом году 11,569 млн человек. В пик летних отпусков из-за огромных очередей аэропорту даже пришлось отказать некоторым авиакомпаниям в выполнении чартерных рейсов. Перевозчики не застрахованы от подобной ситуации и в этом году, так как новый терминал Шереметьево-3 будет готов не раньше 2004 года. По словам заместителя генерального директора Шереметьева Игоря Югансона, не исключено, что летом аэропорт будет вынужден отказывать некоторым чартерным компаниям, чтобы без проблем отправлять регулярные рейсы. Решить все наболевшие проблемы мог бы новый, современный терминал. Но строительство Шереметьева-3 так и не начиналось. Зато сроки его окончания постоянно отодвигаются.

 

Шведский король или Шарль де Голль?

Стоимость нового терминала Шереметьево-3 оценивается в миллиард с лишним долларов. Осуществить строительство планируется следующим образом: ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ), ОАО «Аэрофлот», а также выбранная по тендеру иностранная компания-оператор создадут совместное предприятие с равным долевым участием. СП будет управлять и владеть терминалом, причем управляющая компания должна привлечь в виде инвестиций как минимум две трети средств на строительство, которое предполагается завершить весной 2004 года.По некоторым данным, доля «Аэрофлота» в уставном капитале составит примерно $28 млн – $30 млн. Вдобавок ко всему, новый терминал может стать для «Аэрофлота» своеобразным «входным билетом» в альянс SkyТeam.

В октябре 2001 года закончился прием заявок от потенциальных участников тендера.Таковых в итоге набралось четыре: шведская компания Skanska, французская Aeroport de Paris, турецкий консорциум компаний Tepe, Summa и Akfen, а также немецкая Nocatief.

«Аэрофлот» рассчитывал определить победителя конкурса уже к 1 ноября 2001 года. Однако и к сегодняшнему дню победитель так и не назван. Основными претендентами на звание оператора проекта являются французы и шведы. Причем обе стороны успели обзавестись весьма влиятельными лоббистами. Так, по слухам, в победе Skanska заинтересованы руководство аэропорта Шереметьево и Минэкономразвития (в частности, Герман Греф). Вопрос о том, кто станет главным оператором терминала, активно обсуждался в ходе визита Михаила Касьянова в Стокгольм, а также во время официального визита шведской делегации в Россию. Кстати, шведский король Карл XVI Густав владеет 20% акций Skanska. В активе у шведской компании – сдача под ключ 40 аэропортов по всему миру, опыт строительства в России и более низкая себестоимость проекта. Компанию Aeroport de Paris, по мнению чиновников, продвигают министр транспорта Сергей Франк и руководство «Аэрофлота» (читай: Валерий Окулов). У французской стороны свои аргументы: во-первых, компания построила два крупных аэропорта – «Шарль де Голль» и Орли; во-вторых, она готова посодействовать вхождению «Аэрофлота» в один из ведущих мировых авиационных альянсов, в котором главенствующую роль играет AirFrance. На международном уровне в судьбе французов поучаствовали Жак Ширак и французский посол в России Юбер Колен де Вердье.

Сегодня шансы Skanska на окончательный успех выглядят предпочтительнее. Впрочем, в Минтрансе не исключают появления и третьего претендента на роль подрядчика – небольшие шансы есть у турецкого консорциума.

 

Отложенный проект

Между тем проект «Шереметьево-3» может стать самым грандиозным долгостроем в новейшей российской истории. Первым фактором, способным сильно затянуть строительство, стала недавняя смена руководства Шереметьева. Бывший гендиректор МАШ Сергей Сутулов ушел со своего поста во многом из-за сорвавшегося тендера. Пока государство искало ему преемника, конкуренты МАШ заметно усилили свои позиции. По словам директора аэропортового комплекса «Домодедово» Сергея Рудакова, они ожидают в этом году появления в Домодедове нескольких новых авиакомпаний – причем не только российских, но и западных. «С некоторыми из них уже достигнуты договоренности», – утверждает Рудаков. Домодедово продолжает строительство второго терминала, завершение которого планируется через три-четыре года. В 2001 году аэропорт Домодедово обслужил около 4 млн пассажиров, превысив показатели 2000 года боле чем на 40%.

Так что новому главе МАШ Сергею Беляеву не позавидуешь. Ему нужно в самые короткие сроки прекратить отток авиакомпаний и сохранить за МАШ статус главного аэропорта страны. Для выполнения задачи уже рекрутированы немецкие специалисты из Франкфурта. В течение полугода немцы должны перестроить все на европейский лад. Сергей Беляев вооружился антикризисной программой (один из ее пунктов – ускорение строительства нового терминала) и принял на работу нового коммерческого директора. Представители новой команды утверждают, что уже в ближайшее время ситуация начнет выправляться. Но пока ситуация в МАШе остается крайне сложной. По словам директора аэропорта по экономике Игоря Югансона, чистая прибыль ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» сократилась с 882 млн руб. в 2000 году до 730 млн руб. в 2001-м. Доналоговая прибыль аэропорта в 2001 году, по предварительным данным, составила 900 млн руб. (против 1045 млн руб. в 2000-м). Как отметил Игорь Югансон, прошлогоднее сокращение прибыли вызвано затратами предприятия на капитальный ремонт. «80% прибыли аэропорт инвестирует в развитие программ капитального строительства и технического обеспечения», – говорит Югансон. Проблема только в том, что пока никто не заметил результатов этих инвестиций. Так что будущее Шереметьева-3 туманно и неопределенно.

К тому же в проекте слишком много неувязок. Во-первых, по-прежнему непонятно, куда платить налоги – в областной или столичный бюджет. За право пополнить свой бюджет борются Москва и область (в лице администрации Химкинского района). Во-вторых, сомнительна перспектива постройки третьей взлетно-посадочной полосы. Здесь в борьбу с МАШ вступили экологи, которые могут воспрепятствовать реализации проекта из-за его несоответствия экологическим нормам.

По большому счету этот терминал нужен только «Аэрофлоту». Но интерес к продолжению строительства у главного национального перевозчика возникнет ближе к осени. Дело в том, что уже этим летом заканчивается контракт генерального директора «Аэрофлота» Валерия Окулова, поэтому в июне чиновникам авиакомпании будет не до терминалов. Борьба за кресло руководителя – особенно на фоне усиливающегося противостояния «питерской» и «московской» чиновных команд – дело серьезное. Вполне возможно, что «Аэрофлот» и сам начинает осознавать всю глубину проблем Шереметьева.

На данный момент известно, что примерные сроки сдачи Шереметьева-3 отодвинуты на 2004 год. Похоже, что и эта отсрочка не будет последней. А вот будет ли нужен подобный терминал через три года – большой вопрос.

Еще по теме