Шереметьево укореняют в России

Министерство транспорта России запустило механизм принудительной репатриации крупнейшего аэропорта страны после того, как попытка добровольного возвращения актива в российскую юрисдикцию застопорилась из-за отказа западных аудиторов работать с российскими компаниями.
Ведомство подало иск в Арбитражный суд Московской области о приостановке корпоративных прав зарубежных компаний TPS Avia Holding Inc и Sandy Investments Ltd в структуре владения Шереметьево до конца 2025 года.
Специфика ситуации в том, что российские владельцы аэропорта сами пытались вернуть актив под российскую юрисдикцию еще в конце 2022 года. «ТПС Авиа Холдинг ЛТД» даже начала процесс перерегистрации с Кипра в Калининградскую область. Но завершить его не удалось — зарубежные аудиторы, без заключения которых невозможно получить разрешение иностранных налоговых органов, отказались работать с российской компанией. А некоторые страны, например Нидерланды, и вовсе разрешают перерегистрацию только в пределах Евросоюза.
Именно эта ситуация вынудила правительство в ноябре 2024 года включить «ТПС Авиа Холдинг ЛТД» в перечень экономически значимых организаций (ЭЗО), а Минтранс — запустить процедуру принудительной редомициляции через суд.
По данным «Интерфакса», 66,06% столичного аэропорта принадлежит«Шереметьево холдинг». Остальные акции распределены между Росимуществом (30,46%), «Аэрофлотом» (2,43%) и менеджментом (1,05%).
«ТПС Авиа Холдинг ЛТД» является учредителем и единственным владельцем «Шереметьево Холдинг» с марта 2023 года. Прежним владельцем была зарегистрированная на Кипре TPS Avia Holding, в которой 65,22% контролирует траст в интересах семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, а 34,78% принадлежит Аркадию Ротенбергу.
Впрочем, эксперты подчеркивают, что речь не идет о смене собственников. Фактические владельцы останутся прежними, изменится только юридическая структура владения. Главная цель — обойти искусственные барьеры, созданные западными аудиторами и регуляторами, и завершить процесс возвращения стратегического актива в российскую юрисдикцию.
Шереметьево – не первая компания, столкнувшаяся с подобной проблемой. Аналогичным путем уже прошли торговая группа X5, «Русагро» и Невский судостроительно-судоремонтный завод. Теперь настала очередь крупнейшего авиахаба России с пассажиропотоком почти 44 миллиона человек в год, который также является базовым аэропортом для национального перевозчика «Аэрофлот».
Еще по теме




