Top.Mail.Ru
архив

Шоссе энтузиастов

Скоростные автомобильные магистрали, резервные копии, развязки и никаких пробок - мечта любого российского водителя. Эксперты Мирового экономического форума знают, как туда попасть: достаточно отправиться в страну идеальных дорог и грамотно организованного движения - в Эмираты.

инфраструктура
Из 144 государств, чьи магистрали они проанализировали, в ОАЭ - лучшие. Россия расположилась почти в финале рейтинга - на 136-м месте. Наши пробки уже стали хрестоматийными: по данным Московского автодорожного института за прошлый год, одна Москва теряет в них почти 40млрд руб. Поэтому стартаперы взялись за "вечную" проблему: Bravo Motors придумала электромобиль e-Trike, способный протиснуться в любой давке, Good Roads рассказывает, где встречаются ямы и кочки, а сервис "Пробки из окна" помогает сориентироваться в дорожном хаосе.


Зарядился и поехал

Обычное придорожное кафе по пути в Тверь - последнее место на земле, где можно найти зарядку для электромобиля. Нопрямо здесь вы легко подключите свой e-Trike к станции питания. Полчаса - и готово: ни единой молекулы выхлопных газов, ни одного потраченного на бензин рубля. Будущее электромобилей основатель компании Bravo Motors Константин Артемьев, разъезжая на первом и пока единственном e-Trike на окраине Астрахани, рисует красочно. Для начала он собирается решить с помощью этого новомодного гаджета проблему российских пробок. На видео предприниматель показывает, как именно: e-Trike бодро преодолевает ступеньки, а прежде, чем втиснуться напятачке между седанами, уменьшается в размерах.

То, что их сын растет вундеркиндом, Артемьевы поняли, когда тому исполнилось десять лет. Вместо сказок на ночь Костя зачитывался руководством по ремонту "Запорожца". Первыеэксперименты в программировании накомпьютере "Символ" интересовалиего больше, чем игры в прятки с соседскими мальчишками. Вчетырнадцать лет он вообще собирался продавать свои компьютерные игры, но отложил идею.

На втором курсе Астраханского государственного технического университета Артемьев убедился, что фриланс- тупиковая ветвь развития. "Ивместе с друзьями стал смотреть, какой софт популярен за рубежом",- вспоминает Константин. В тренде на рынке компьютерной безопасности оказались антишпионские и антивирусные программы. Открывая компанию Security Stronghold, бизнесмен ориентировался на американский рынок. "ВРоссии не привыкли платить за лицензионное ПО,- объясняет он. - Проще скачать у друга или взломать". Первый заказ и впрямь пришел из США. Всего за девять лет существования бизнеса астраханский софт приобрели в 130странах мира. "Из Венесуэлы, может, нас покупали раз, но покупали же", - шутит Константин.

Четыре года назад он пошел на предпринимательский эксперимент и запустил проект, на этот раз связанный с другой его страстью - автомобилями. За электрическими машинами - будущее, решил Константин. Чтобы оно настало в России, нужно продлить срок службы свинцово-кислотных аккумуляторов. На основе советских разработок, позволяющих отслеживать химические реакции вбатареях, Артемьев создал специальное электронное устройство. Контроллер, призванный увеличить срок годности аккумуляторов, стартапер продемонстрировал на Днях инноваций Астраханской области. Проходивший мимо губернатор региона Александр Жилкин заинтересовался странной "коробочкой" и вслух заметил, что купит электромобиль, если тот будет работать на такой системе. Спустя полгода - столько времени ушло на сборку первой электромашины - Жилкину пришлось сдержать обещание. "Губернатор, конечно, очень удивился, увидев нас", - вспоминает Константин. После первой сделки в размере 500000руб. Артемьев решил всю прибыль Security Stronghold бросить на развитие нового проекта - Bravo Motors. Однако годовой оборот IT-компании предприниматель не раскрывает. По его словам, "денег немного, но достаточно, чтобы прокормить восемь сотрудников в регионе".

В России до Bravo Motors гольф-кары собирал "АвтоВАЗ" на базе ООО "Мика-Мотор" в Димитровграде. "Хит продаж" - мини-электрокар, рассчитанный на четыре человека, ничем не уступал китайским аналогам: машинка развивала скорость до 25 км/ч и без подзарядки проезжала около 60 км. Номодели, как заявил "Ко" официальный региональный дилер LADA, оказались экспериментальными и были сняты с производства. Поняв, что рынок пустой, Константин Артемьев решил предложить продукт лучше- его Bravo Colibri 4, к примеру, едет со скоростью 35 км/ч те же 60 км и стоит 400000руб. Первой компанией, на которую предприниматель вышел с предложением о сотрудничестве, стала "Экомоторс". В Россию она поставляет известные марки электрического транспорта из США и Европы, при этом из заказанных на заводе Volteco в Южной Корее комплектующих сама собирает электромобили на площадке в поселке Лунево. Пока компания, по словам директора по продажам Алексея Михеева, не использует свои ресурсы на полную мощность, но в будущем планирует выпускать несколько тысяч электромашин в год.

"В "Экомоторс" нам дали несколько заказов, - говорит Артемьев. - Но клиентов до сих пор мало, поэтому производство гольф-каров убыточно. Сейчас для одного торгового центра мы делаем двухэтажный электроавтобус открытого типа со стилизацией под британские автобусы начала XX века". За полтора года Константин продал всего двенадцать гольф-каров. Низкий спрос на рынке он объясняет просто: "Когда мы обзванивали санатории в Кисловодске, казалось бы, нашу целевую аудиторию, половина менеджеров говорила, что нет денег, а вторая спрашивала: что это и зачем нужно?" Чтобы поднять ставки в борьбе с народной "безграмотностью", загрязнением воздуха и пробками, астраханский предприниматель вытащил джокера - проект e-Trike. Кому-то этот электромобиль весом в 350 кг может показаться просто крытым мопедом, но это не так. Прежде всего, e-Trike - трансформер, умеет, когда надо, уменьшаться в размерах.

Вместо руля у него джойстик. Шлем не нужен: формально это машина. Права подойдут категории В, а транспортный налог составит 80 руб. в год (втехническом регламенте он проходит как квадроцикл). Заряда аккумулятора хватает на 70 км, в более продвинутой версии, которую Артемьев собирается создать в будущем, - на 150 км. Разгоняется этот лилипут порядочно- до 90км/ч. "Обычный автомобиль расходует бензин в сумме 3-4 руб. на километр, а e-Trike тратит электричество на 15 коп., то есть в 20 раз меньше",- Константин указывает на еще одно преимущество гаджета на колесах. Сырье для прототипа Bravo Motors искала по всему миру: стекломатериалы и смолы Константин привез из Европы, аккумуляторы и колеса покупал в Китае, но делать электронику доверил своим инженерам. Во сколько обошлось создание опытного образца, предприниматель скрывает. Однако себестоимость заводского e-Trike составит 400000 руб. С расширением производства она опустится до 200 000руб., обещает Артемьев.

В свое детище Константин вложил 5млн руб. личных накоплений. "2,5млн руб. в качестве субсидии выделило Министерство экономического развития Астраханской области", - добавляет он. Но этих денег едва хватило на создание прототипа e-Trike и зарплату инженерам. Поэтому весной 2013 г. предприниматель отправился искать инвесторов на питерскую инвест-сессию VC Day Ingria. Зал аплодировал после просмотра видео, на котором электромобиль показывал все, что умеет. Следом e-Trike привлек внимание "Сколково": на питч-сессии Startup Village проект Bravo Motors получил грант в размере 1 млн руб. Из отечественных инвесторов в будущее электромобилей поверила управляющая компания "Альянс Инвестиции". По словам Константина, за полгода переговоры подошли к финишной прямой - сейчас Bravo Motors проходит согласование в наблюдательном совете фонда.

Российскими разработками также заинтересовались в Кремниевой долине. Но дальше любопытства дело не пошло. "Иностранные инвесторы не понимают российского законодательства, поэтому боятся вкладывать деньги",- подчеркивает Константин. Чтобы довести электромобиль до ума и выпустить первые 150машин, Артемьеву нужно от $2 до $5млн. Сроки он тоже называет вполне реальные: на создание предсерийного образца уйдет год, пять-шесть месяцев займет выпуск первой партии. "Мы прогнозируем большие прибыли,- делится планами предприниматель.- По нашим расчетам, рентабельность производства будет в районе 40%. Сучетом выхода на европейский рынок через три года годовой оборот Bravo Motors составит $100 млн".

В рознице e-Trike будет стоить 500000 руб. Но с ростом масштабов производства, уверяет Константин, цена снизится. Эта сумма на порядок ниже предложений зарубежных автоконцернов: у нас Tesla Model S продается за 5 млн руб., Chevrolet Volt и Mitsubishi i-MiEV стоят от 1,3 млн руб. и выше, а "малышка" Renault Twizy, на которую e-Trike очень похож внешне,- от 850 000 руб. "У китайцев можно купить машинки за 300 000 руб., - поясняет Артемьев. - Но их сложно назвать транспортным средством: срок службы свинцово-кислотных аккумуляторов, которые в них стоят, от силы полтора года. При этом восточный аналог едет со скоростью 40 км/ч". Соперничество с США, Европой и Китаем, который, кстати, чтобы меньше зависеть от нефти, планирует выпустить к 2020 г. 5 млн электромобилей, предпринимателя не пугает. Наоборот, он ему рад: "Во-первых, рынок пустой, и места хватит всем. Во-вторых, среди потребителей еще не сформирован тренд на этот продукт. Хорошо, что есть Renault и тот же "Ё-мобиль", которые на слуху. В одиночку Bravo Motors с формированием нового типа потребительского мышления не справится".

В России бум на рынке электромобилей случится тогда, когда возникнут законодательные инициативы, стимулирующие рост спроса, как на Западе",- говорит глава пресс-службы "Автостата" Светлана Целикова. Впотенциале астраханского e-Trike она сомневается: "Вряд ли он способен занять нишу на рынке - его сложно назвать полноценным автомобилем". Другого мнения придерживается директор по продажам "Экомоторс" Алексей Михеев, называя продукт Артемьева "нашим ответом Renault Twizy". В компании ждут, когда стартапер выпустит первую партию, чтобы включить e-Trike в свою географию продаж. "За 2013г. мы продали около 150 дорожных и утилитарных электромобилей. Спрос на этот вид транспорта удваивается каждый год, - отмечает эксперт. - Больше всего заказов приходит из туристической сферы, меньше - из частной, порядка 10%. Посередине - промышленные нужды, например, когда нужно отгрузить в магазины небольшие партии товаров - до 800 кг". Электрическими машинами, по его словам, наконец заинтересовались госкорпорации. "Как только у нас в стране выстроится корпоративная инфраструктура, спрос на этот вид транспорта может вырасти в шесть раз", - оптимистичен в прогнозах Алексей Михеев.

Продажи Mitsubishi i-MiEV - в этом году по России разошлось свыше 200моделей - показатель роста рынка, считает главный исполнительный директор ООО "ММС РУС" Андрей Панков. "С учетом все набирающего силу тренда "Москва - город для жизни" можно смело предполагать, что электромобиль станет таким же признаком обновленной столицы, как цивилизованная парковка, парки, пешеходные зоны и велодорожки", - говорит официальный представитель Mitsubishi Motors Corporation в России. В этом случае e-Trike просто обязан попасть в тренд.


Миллионы на дороге

Три года назад пять студентов СПбГПУ развлекались на "хакатонах" - писали программы for fun, ради удовольствия. Но вскоре решили сделать "что-нибудь социальное". "Для формирования хорошей IT-команды обязательно должна быть такая идея, - объясняет один из основателей Good Roads Егор Иванов.- Она привлекает заказчиков и новых сотрудников". Раз в неделю он собирал у себя дома одногруппников, чтобы в очередной раз обсудить развитие совместного стартапа. Теперь ребята заседают в офисе питерского "инкубатора" QD, а их мысли по-прежнему занимает качество российских дорог, которые то еще испытание. Но сейчас они поняли, как подсказать водителям, где объехать кочки с ямами, а какие направления в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове и Хельсинки лучше вообще не выбирать.

В Питере, например, хороших дорог 66 198,1 км, трещины и неровности встречаются на 20 977 км, а ямы пользователи сервиса Good Roads насчитали на 1339,08 км. Программисты во главе с Егором Ивановым всего лишь разработали сложные алгоритмы, обрабатывающие информацию о дорожных покрытиях и сводящие все в одну карту. Данные поступают из "горячих" точек: обычные водители с помощью этого мобильного приложения и акселерометров, встроенных в смартфон, сами собирают сведения. За три года социальный проект объединил в сеть около 6000 человек, которым не все равно, по каким дорогам поедут остальные. Активисты не получают никаких бонусов, кроме признательности и строчки в рейтинге сайта. В будущем, по словам Егора Иванова, возможен другой вариант: за ценную информацию - денежные поощрения.

"Водители пассивно влияют на качество дорог, - рассказывает Егор.- Данными Good Roads многие пользуются при обращении в госорганы с требованием починить отдельные участки". Так, кстати, отремонтировали проспект Медиков, набережную возле "Авроры", дорогу у площади Мужества в Питере. За три года стартап Егора Иванова изменился: кроме Северной столицы, добавились Москва, Хельсинки и еще более ста городов по всему миру. Сейчас приложение Good Roads доступно на платформах IOS и Android, и его уже скачали свыше 15000 человек. Осталось найти инвесторов - Егор с одногруппниками до сих пор финансируют сервис из собственного кармана- на 1,5млн руб.

"Good Roads - публичный ресурс и пока не окупился, но, - оговаривается Егор, - наши технологии, навыки и знания приносят хорошие деньги на других проектах в области телекоммуникаций и больших данных". Сам он, к примеру, занимает пост руководителя проектов в IT-компании средних размеров - Peacock Team Ltd. "В Good Roads мы тоже берем работы на заказ, от ГИС до приложений для iPhone", - добавляет он. За три года стартапер пришел к выводу, что "деньги" должны искать "мозги", а не наоборот. Поэтому Good Roads сформировала предложение для потенциальных инвесторов - 10% за 10 млн руб. Для развития проекта и содержания команды, по подсчетам Егора, не хватает 20-30 млн руб. в год. "Было бы здорово получать примерно столько же денег от проекта, - замечает он. - Думаю, через три года мы придем к этой сумме".

Но оперативной отдачи ждать не стоит, полагает программист. Российское отделение Google, по его словам, пыталось развить аналогичный проект с порталом Auto, но оставило эту мысль. "Поняли, что быстрых денег здесь нет",- уточняет Егор.

Идею питерского стартапа главный редактор сайта "За рулем.РФ" Артур Саруханов считает удачной: "У дорожников появится еще один, народный контроль. Вопрос лишь в реализации: судя по отзывам в том же iTunes, корректность работы приложения вызывает вопросы. Измерение неровностей дорожного покрытия происходит за счет встроенного в смартфон гироскопа. Вместе с тем, не последнее место в качестве такого "исследования" занимает и конкретная модель автомобиля, которая способна или не способна гасить неровности, влияя на конечный результат". В любом случае, уточняет эксперт, не стоит испытывать иллюзий в плане того, что Good Roads сможет повлиять на качество российских дорог.

По мнению основателя консалтинговой компании Empatika Байрама Аннакова, идея Good Roads отлично вписывается в российскую реальность. "Уресурса, правда, страдает внешний вид - я бы поработал над дизайном, - комментирует эксперт. - От этого продукта, на мой взгляд, должно оставаться ощущение fun - игры, кто быстрее представит свежие данные о плохих и хороших дорогах. Пока проект выглядит как функция-приложение к основной идее". Но Егор Иванов собирается сделать ее константой в своих планах. ВРоссии он видит перспективы не в географическом, а в тематическом расширении Good Roads. Сейчас предпринимателя интересует сотрудничество со страховыми компаниями - специально для них он предлагает Good Drive. Это приложение определяет манеру вождения автомобилистов. Если водитель соблюдает все правила, то получает полис каско со скидкой. "Страховая снижает риски, - объясняет выгоду Егор. - Мы получаем роялти за каждую установку". Довольными остаются все.


Пробки.TV

Максим Груздев, как и все, не любит дураков и пробки. Также он не доверяет сервисам, на картах которых отображается ситуация текущего трафика, потому что привык верить тому, что видит собственными глазами. Идея установить на дорогах камеры видеонаблюдения и сделать сайт с круглосуточной трансляцией пробок родилась у Груздева, когда он, еще работая в компании ITV, создавал программные модули для проекта "Безопасный город". "По Москве стояли десятки тысяч камер, из которых несколько сотен можно быть использовать для мониторинга пробок", - вспоминает стартапер. Но сотрудничество с "Безопасным городом" закончилось, так и не начавшись. "По организационным причинам", - отмечает Максим, опуская подробности. Наверное, это к лучшему, иначе бы он не запустил свой сайт "Пробки из окна" в том формате, в котором хотел.

"Однажды в гостях я увидел обычную на первый взгляд картинку: письменный стол, на нем стоит компьютер, подключенный к Интернету, рядом - окно, выходящее на дорогу. Что, если поставить на подоконник веб-камеру, которая будет отправлять изображение дороги на сервер? Можно разворачивать сеть городского видеонаблюдения в любом городе мира!" - рассказывает Максим Груздев о том, что именно подтолкнуло его придумать "Пробки из окна".

С 2010 г. любой "счастливый" обладатель квартиры, окна которой выходят на загруженное в час пик шоссе, может заработать в месяц 300 руб. и в качестве бонуса получить благодарность от всего автомобильного сообщества. Достаточно установить на своем окне камеру, которую команда Груздева дает во временное пользование абсолютно бесплатно. Видео с камер транслируется на самом ресурсе и на порталах партнеров - Mail.ru, "Комсомольская правда", РИА "Новости", "Аргументы и факты".

На первый взгляд идея простая. Но, прежде чем ее придумать, Максим пять лет проработал на рынке систем дорожного и охранного видеонаблюдения. "Расставить тысячи устройств - чрезвычайно тяжелый инфраструктурный проект, - объясняет он. - Нужно найти точки установки, договориться с их собственниками, провести линии электропитания и каналы связи. Все это установить, подключить, наладить. Подобные проекты по затратам подъемны только государству. Вспомните пример с организаций видеонаблюдения президентских выборов - сколько камер было установлено и сколько денег потрачено. Здесь мы используем готовую инфраструктуру - место для камеры, электричество и Интернет". Но даже специалист с таким опытом, как у Груздева, запускал свой стартап методом проб и ошибок. Вначале он не планировал закупать камеры, думал, что достаточно сделать сайт и написать специальные программы, а люди сами установят на окнах свои девайсы. "В принципе такие энтузиасты нашлись, но вскоре мы поняли, что только с их помощью сеть из 1000 камер не построишь, - объясняет предприниматель. - Пришлось самим предоставлять камеру, потом добавили к ней беспроводное устройство".

Один такой комплект стоит 2000руб. В октябре стартап преодолел рубеж в 1200 камер онлайн. Чуть меньше половины из них закреплено за столицей, остальные фиксируют пробки в ста городах России, от Хабаровска до Калининграда. Компенсация в размере 300 руб., конечно, мотиватор. Однако к установке камер наблюдения пользователей подталкивает не только она, но и желание помочь автовладельцам. Сейчас, по словам Груздева, на сервисе подключено более 1600 устройств. "В конце декабря мы хотим довести эту цифру до 2000", - добавляет он. В этом году также вышло приложение "Пробки из окна" на платформе IOS и Android. Его еще предстоит дорабатывать, признается Максим, но даже эту "облегченную" версию скачали около 30 000 человек.

У Максима Груздева родились идеи, как монетизировать проект. "Вариантов несколько, - перечисляет он. - Сосредоточиться на контенте, мобильных приложениях и видеоархивах".

Сюжет стартап-истории Максима Груздева построен по классическим законам: сначала проект получил грант из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе "Старт". "В первый год он дает 1 млн руб., во второй - 2 млн руб. с условиемпривлечения в проект внебюджетных инвестиций в таком же размере",- рассказывает предприниматель. Частьденег он вложил в создание и раскрутку сайта, часть потратил на камеры. На первых этапах ему помог Сергей Собянин, сам того не зная. Намерения столичного мэра бороться с пробками вынудили СМИ "раскопать" наглядный пример - сервис народного видеонаблюдения. Следом "Пробки изокна" привлекли частных инвесторов. "Нас поддержали два бизнес-ангела", - говорит Максим, не называя имен.

В этом году Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы вложил в его проект 8 млн руб. Теперь для развития денег хватает, и в следующем году стартап выйдет на самоокупаемость, обещает Груздев. Но пока "пробочные" сервисы в России монетизировать сложно. "Главная трудность, - поясняет Артур Саруханов, - в качестве поставляемой ими информации. Даже самый раскрученный проект "Яндекс.Пробки" все еще использует для сбора данных преимущественно сигналы устройств пользователей в режиме реального времени, которые после обработки актуализируют карту в лучшем случае через каждые пять минут.

Вместе с тем, в условиях российских мегаполисов реальная ситуация на дорогах может меняться куда быстрее. Пользователи за такую информацию не готовы платить. Так в свое время завершился бизнес у "Смилинка", который продался в итоге "Яндексу". В той же Европе давно уже заброшены попытки монетизировать "пробочную" информацию - технология ТМС по радиосигналу передает данные в автомобиль, оснащенный навигацией с поддержкой этой технологии, бесплатно".

Байрам Аннаков считает, что сервису есть над чем работать, например, над визуальной подачей. "При тестировании ресурса возникают вопросы: как много "окон" мониторят пробки, насколько информация качественна и чем она лучше данных такого крупного игрока, как "Яндекс.Пробки", - говорит он. - Стартап ждет долгое развитие, поскольку он преимущественно выстраивается в офлайне - для Сети придется установить не одну тысячу камер. Стоит, возможно, "поиграть" с форматом продукта и сделать "Парковки из окна". Но Максим Груздев не отклоняется от основного курса - сначала нужно выстроить сеть видеонаблюдения по всей стране.

Когда это произойдет, что будет дальше? "С помощью камер на окнах можно наблюдать погоду, мониторить стройки, записывать информацию о ДТП и других происшествиях. Сейчас мы сделали мобильное приложение, которое превращает в камеру ненужный или старый смартфон. Со временем создадим глобальную сеть - мониторинг дворов и придомовых территорий. Были "Пробки из окна" - будет "Город из окна", - рассказывает о перспективах предприниматель. Амбициозно? Да, Максим Груздев предпочитает строить далекоидущие планы.