Top.Mail.Ru
архив

Шоу в бизнесе

 

шоу-бизнесЭкс-чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова можно назвать рекордсменом и по числу кредитных учреждений, где он успел потрудиться. Впервые в банковские круги известный шахматист попал в 1989-м – тогда он два года проработал в должности члена совета директоров Мосбизнесбанка. Потом его позвал к себе основатель холдинга «Ликомп» (импорт-экспорт, производство продуктов питания, банковская деятельность и др.) Герман Лиллевяли. В советские годы он увлекался шахматами и предложил Анатолию Карпову кресло председателя наблюдательного совета Актив-банка, через который проводились практически все денежные операции холдинга. Может быть, бизнесмена привлек аналитический склад ума гроссмейстера? Анатолий Карпов утверждает, что в его функции входила защита интересов акционеров и он не принимал участия в повседневной деятельности кредитного учреждения. Сам Герман Лиллевяли с гордостью рассказывал знакомым, что экс-чемпион мира проиграл пару партий своему работодателю.
А потом «Актив» развалился. «Не потому, что кого-то обманул или дожил до дефолта, до дефолта он не дожил, а потому, что два совладельца переругались между собой напрочь, и банк просто не мог существовать, – рассказывал в одном интервью Анатолий Карпов. – Оба были мои приятели, и, когда понял, что примирить их не могу, я ушел». У Арбат-банка, где также работал экс-чем­пион мира, ЦБ отозвал лицензию за нарушение законодательства о противодействии отмыву денежных средств.

Банкиры неудачи

В отличие от Анатолия Карпова, известный каскадер Александр Иншаков был не наемным менеджером, а совладельцем. В должности председателя совета директоров он непосредственно курировал работу банка «Андреевский». Но и его судьба также незавидна: кредитное учреждение лишилось лицензии в 2003 г. из-за нарушений нормативов ЦБ и махинаций в отчетности. В этой коммерческой структуре находились счета возглавляемых Александром Иншаковым общественных организаций: Федерации каратэ, Фонда развития и поддержки детского и юношеского тенниса в России и т.д. В общем, заведя все средства управляемых им организаций в собственную финансовую структуру, каскадер погорел.
В то время когда «Андреевский» терпел фиаско, певец Валерий Меладзе стал независимым директором Инвестторгбанка. Он действительно работал и получал фиксированный оклад. «Валерий отвечал за вклады представителей шоу-бизнеса, театра и кино», – рассказывает председатель совета директоров Инвестторгбанка Александр Берлин. Но, несмотря на столь удачное приобретение, банк вскоре был вынужден отказаться от услуг певца: Меладзе стал все больше гастролировать, забывая про кредитное учреждение. «Подобный риск существует, – рассуждает президент Международного коммерческого банка Дмитрий Шевелев. – Публичные персоны зачастую не так серьезно относятся к работе. Для них это, скорее, хобби. Основной своей сферой деятельности они продолжают считать шоу-бизнес».
Все же большинство коммерческих структур не готово рисковать и не дает наемным звездам развернуться и участвовать в процессе принятия решений. «В некоторых компаниях все вопросы решает пара владельцев, совет директоров выступает только в качестве сторонних наблюдателей и консультантов», – подчеркивает бывший член совета директоров «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили. По его мнению, известных лиц привлекают, чтобы создать ощущение процветания компании. В случае если работа удается, знаменитость может поднять свой статус, проявив себя в роли эффективного управляющего. PR-функции также будут выполнены, ведь потребитель заранее относится к работе звезды более благосклонно за счет полученного на сцене кредита доверия.

Нематериальный капитал

Капитализировать свой успех на сцене и наработанные за это время связи во власти пытаются многие звезды. Иосиф Кобзон, Вячеслав Зайцев, Никита Михалков, Алла Пугачева «по дружбе» могут получить и выгодные госконтракты, и привлекательное место для офиса, и помочь решить проблемы своим партнерам по бизнесу. Становясь акционерами того или иного предприятия, они даже не всегда выкупают долю за деньги, а получают ее благодаря своей известности и лоббистским возможностям.
Переход в коммерческую структуру и создание совместного проекта – это попытка найти применение деньгам после заката «звездной» карьеры. Поэтому распространены случаи инвестиций в небольшие фирмы, что называется, «в свечной заводик» – на старость. Причем часто речь идет не о прямом и полном владении, а о миноритарных акционерных долях.
Звезды стараются вкладывать средства в наиболее доходные компании, становясь партнерами которых, они убивают сразу двух зайцев: финансовый доход и возможность попасть в совет директоров, где можно завести необходимые для дальнейшей карьеры связи. Так, светская львица Ксения Собчак стала миноритарным акционером «Евросети», купив в 2010 г. около 0,1% у ANN Александра Мамута за $1 млн. Она же при помощи Ginza Project открыла сеть сэндвич-кафе «Бублик». Телеведущая Тина Канделаки стала миноритарием Вятка-банка, провалившуюся разведчицу Анну Чапман, получившую мировую известность из-за скандала в США, «пристроили» в Фондсервисбанк. «Капитализация имиджевых достижений, которые есть у персоны в конкретный финансовый ресурс, – классическое явление, – поясняет ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. – Конечно, возможно приобретение контрольных или миноритарных пакетов акций, но обычно цель – создание собственного бизнеса».

Бизнес-рокировка

Стоит ли рисковать звездной карьерой при открытии своего дела? Для некоторых шоуменов это занятие оказалось более прибыльным, чем работа на публику. Например, бард Георгий Васильев совмещает экстрадную деятельность с деловой активностью без малого 20 лет. Он успел попробовать себя в роли советника мэра Москвы по экономическим вопросам, трудился главой Московской товарно-сырьевой биржи и принимал участие в телекоммуникационных проектах. Также несколько лет он возглавлял совет директоров «Вымпелкома», а затем стал его первым вице-президентом. В 2005 г. Георгий Васильев создал продюсерскую компанию «Аэроплан», целью которой стало продвижение на внутреннем и внешнем рынке лучших отечественных анимационных проектов. Бард уже не раз признавался, что музыка для него превратилась в хобби.
Судьба бывшего шоумена Николая Фоменко тоже поставила его перед выбором. Теперь он, как и Васильев, считает себя скорее бизнесменом, нежели артистом. На его плечах лежит ответственность за основанную им в 2007 г. компанию Marussia Motors, а по совместительству он является главой инженерного департамента команды «Формула-1 Marussia Virgin Racing». Оборот его коммерческой структуры оценивается в 50 млн евро в год. Страсть к экстриму преследовала Николая с молодости: будучи еще студентом театрального института, он занимался автоспортом. Теперь, после карьеры гонщика, он разрабатывает и выпускает спортивные автомобили на экспорт. По словам Фоменко, его компания в дальнейшем планирует выпуск и обычных машин для неосвоенного отечественного рынка.
Целиком в бизнес погрузился и Сергей Минаев. Он не открывал дело с нуля, зато смог подняться по карьерной лестнице. Писатель и журналист еще в 1999 г. пришел в алкогольную компанию «МГБ» на должность бренд-менеджера. Сейчас же, являясь партнером и совладельцем МГБ, он совмещает работу ведущего программы «Честный понедельник» с обязанностями управляющего директора. Причем, по его словам, несмотря на приличные авансы от издателя и зарплату на канале, бизнес остается главным и самым большим источником дохода. «В бизнесе я стараюсь не заострять внимание на том, что я писатель, хотя это может помочь в некоторых случаях. Ведь когда ты известен, переговоры могут начаться с расспросов о моей передаче или о писательской деятельности. Волей-неволей иногда это всплывает».
Случаи подобного успеха звезд в бизнес-пространстве, скорее, исключения, чем данность. Ведь то, что известные люди преуспели на эстраде, вовсе не означает удачливости в создании собственной компании. Именно поэтому коммерческие структуры зачастую используют имиджевую составляющую звезд и их полезные связи.

 

Еще по теме