Top.Mail.Ru
архив

Сигнальная ракета

Ставки сделаны. Назначив новый кабинет министров, Владимир Путин продемонстрировал свои истинные намерения на второй президентский срок. Если представление невзрачного Михаила Фрадкова на пост премьер-министра можно истолковать как угодно, то назначение новых министров даст вполне ясный ответ на вопрос о том, чем государство займется до 2008 года. Чтобы ни у кого не оставалось сомнений в серьезности его планов, президент заявил, что правительство может работать спокойно и переназначение после выборов будет простой формальностью.

Несмотря на резкое количественное сокращение членов кабинета министров – с 30 до 17, – политологи и эксперты сильно расходятся в оценках будущей политики правительства. Отчасти это, наверное, объясняется заметным кадровым обновлением. Из правительства на понижение ушли сразу несколько старожилов Белого дома. Среди них весьма известные, а порой и одиозные персонажи – такие, как экс-министр печати, а по совместительству теневой медиа-магнат Михаил Лесин, бывший министр связи и одновременно один из самых жестких лоббистов Леонид Рейман, казавшийся непотопляемым министр транспорта Сергей Франк, конфликтный глава Минприроды Виталий Артюхов, скандальный хозяин таможни Михаил Ванин и др. Тем не менее «зачистка» правительства прошла по всем правилам административного искусства. Только несколько особых неудачников вообще вылетели из структуры исполнительной власти. Большинство же отставников получили новые чиновные кресла. Логика понятна: намного безопаснее, когда каждый из старых аппаратчиков находится под присмотром. На этом фоне как-то особенно странно выглядит безработный Михаил Касьянов,* ожидающий то ли назначения, то ли чего-то менее приятного.

Весьма туманно выглядит расстановка сил и внутри нового правительства. Проблема заключается не только в том, что в кабинете появились фигуры, не очень хорошо прогнозируемые – такие, например, как министр транспорта и связи Игорь Левитин. Куда важнее то, что неясно, как будет работать трехступенчатая система управления, выстроенная по проекту руководителя аппарата правительства Дмитрия Козака. Внутри треугольника «политические министерства – агентства по исполнению – надзорные службы» заложены масштабные конфликты интересов, решать которые, видимо, придется самому Козаку. При этом очень трудно определить реальный административный вес многих структур – как, например, будет вести себя таможня, оказавшаяся в подчинении Минэкономразвития? А как будут взаимодействовать Федеральная служба по финансовым рынкам, выросшая на месте ФКЦБ и подчиняющаяся теперь напрямую президенту, с Минфином? Чего ждать от налоговой службы и сохранятся ли в ней налоговые «зубры» прежнего МНС? Вопросов пока больше, чем ответов.

Не желая довольствоваться собственными оценками ситуации, редакция «Ко» провела опрос 40 руководителей компаний конкурентных секторов российской экономики. Мы предложили оценить степень влияния министров экономического и социального блока. По итогам опроса мы получили интересные результаты (см. график «Кто сверху в новом правительстве»). Выяснилось, что российское бизнес-сообщество прагматично и не ориентируется лишь на формальные регалии. Единственный вице-премьер Александр Жуков, официально второй человек в правительстве, по итогам опроса оказался на третьем месте, всего на полбалла опередив главу МЭРТ Германа Грефа. Возможно, респонденты учли отсутствие «под Жуковым» ведомств прямого подчинения. Получилось, что вице-премьер зажат в правительстве, с одной стороны, усилившимися министрами, а с другой – аппаратом правительства, роль которого с приходом Дмитрия Козака возросла. Политическая составляющая назначения руководителя аппарата правительства была по достоинству оценена опрашиваемыми, многие из которых особо отмечали оказанное ему президентом доверие. Как заметил один из респондентов, «получив поддержку Путина и сформировав имидж эффективного технократа, Дмитрий Козак воспринимается как будущий премьер».

Вполне логично выглядят и места Алексея Кудрина и Германа Грефа. Оба «питерских либерала» существенно прибавили в административных возможностях, подмяв под себя МНС и ФЭК плюс МАП и ГТК соответственно. Важной составляющей имиджа экономических министров является и наличие у них четких идеологических установок. Соответственно любое президентское заявление о необходимости либерализации российской экономики автоматически воспринимается как выражение поддержки министру финансов и министру экономического развития.

Но есть еще одно важное обстоятельство, которое, на наш взгляд, предопределило результаты опроса. Оценки влияния, выставляемые руководителями компаний, вольно или невольно совпадают с их прогнозами относительно экономической политики, которую будет проводить в ближайшее четырехлетие российское государство. Ее векторы уже очевидны. Действия силовых ведомств и налоговиков в отношении неплательщиков, активность Минфина в изменении фискального законодательства свидетельствуют, что первоочередная задача власти – ужесточение налогового администрирования (см. статью «Игры патриотов» на стр. 6). Проще говоря, государство будет всеми силами заставлять платить налоги. Можно только догадываться, к каким системным изменениям в экономике может привести исполнение этого требования. За пределами рентабельности могут оказаться целые секторы экономики, выросшие на «премии» от невыплаты налогов. Одновременно еще более остро встанет вопрос о неконкурентных преимуществах, получаемых приближенными к государству компаниями. И это только наиболее очевидные последствия.

Другой ударной темой станет реформа межбюджетных отношений, предполагающая передачу на баланс региональных властей образовательной, медицинской и части правоохранительной системы. Фактически это означает коренной слом существовавшей в этих сферах распределительной системы. Глубина общественных изменений, сложность и многофакторность проблем, которые придется при этом решать правительству, объективно усиливают роль Минфина и Минэкономразвития.

Сформировав такой кабинет министров, Владимир Путин дал ясный сигнал относительно направления своей экономической политики. Теперь ответы на более частные вопросы придется давать министрам. Управлять модернизацией России – задача не из легких.


* признан в России иноагентом

Еще по теме