Системная защита
Тринадцатой строчкой в рейтинге миллиардеров Forbes за 2010 год и состоянием в $7,5 млрд Владимир Евтушенков обязан бывшему столичному мэру Юрию Лужкову. Их знакомство в середине 1980-х перевернуло начинающему бизнесмену жизнь. В начале 1990-х Евтушенкова уже называли «банкиром мэра», а в 1993-м появилась АФК «Система», куда собирались приватизируемые московские предприятия. Всего за три года – с 1994-го по 1996-й – капитал АФК вырос в шесть раз и превысил $1 млрд. Не последнюю роль в этом сыграла покупка 33% МГТС за $136 млн (ее рыночная капитализация тогда составляла $2 млрд). Акции телефонной компании на конкурсе столичного правительства купил Московский комитет по науке и технологиям (МКНТ), затем вошедший в структуру АФК «Система». Вскоре активы господина Евтушенкова пополнились Московским банком реконструкции и развития, ставшим «уполномоченным» банком Москвы и распределявшим городские деньги.
Столь тесные отношения недоброжелатели объясняют тем, что Юрия Лужкова и Владимира Евтушенкова связывают родственные узы. Жена бизнесмена Наталья Николаевна Евтушенкова якобы приходится Елене Батуриной сестрой, но сама супруга бывшего градоначальника это опровергает. Учитывая давление со стороны Кремля на активы близких к Лужкову людей («Интеко» госпожи Батуриной и Банк Москвы Андрея Бородина), не исключено, что возвращение московских активов может затронуть и столичный бизнес Владимира Евтушенкова.
Структура АФК «Система» «Телекоммуникационные активы» (дает около 40% общей выручки)
Топливно-энергетический комплекс – 7%
Потребительские активы – 7%
Высокие технологии и промышленность – 5%
Операция «наследник»
Летом 2010 года АФК «Система» объявила о готовящихся структурных изменениях, а на прошлой неделе совет директоров утвердил создание новых подразделений и перестановки в менеджменте. Вместо четырех бизнес-единиц останутся только две. В базовые активы войдут МТС и предприятия башкирского ТЭКа, компании, приносящие максимальную прибыль, а в развивающиеся – все остальные структуры. Менеджеры АФК больше не будут заниматься оперативным управлением, а «Система» станет играть роль инвестфонда. Подобная бизнес-модель логична. Это позволит с большей эффективностью структурировать имеющиеся активы, а также привлекать внешнее финансирование. Похожая схема управления имеется в «Альфа-групп», «Интерросе» и «Ренове». При этом Владимир Евтушенков все глубже вводит в курс дел своего сына Феликса, чтобы передать ему основные активы. Младший Евтушенков возглавил базовые активы.
Новая структура АФК поможет сделать бизнесы независимыми друг от друга, что позволит защищать их по отдельности при возникновении форс-мажорных обстоятельств. Ведь смена власти в столице – не последний повод для беспокойства. Угроза нависла над новым для «Системы» бизнесом – нефтяным.
Среди активов АФК МТС, МГТС, телекомпания «Стрим», «Всемирные русские студии», Московский банк реконструкции и развития, сеть частных клиник «Медси», «Интурист», сеть магазинов «Детский мир», биофармацевтический комплекс «Биннофарм», предприятия башкирского ТЭКа и другие. По состоянию на июнь 2010 года свои активы АФК оценивала в $40,2 млрд. Около 64% принадлежат Владимиру Евтушенкову.
Башкирская нефть
В начале 2000-х Владимир Евтушенков гордился отсутствием сырьевой составляющей в своих активах. Но к концу 2010-х ситуация изменилась. Почти половину выручки «Системе» стал приносить топливно-энергетический комплекс. В 2010 г. АФК получила контроль в «Русснефти», а годом ранее холдинг купил за $2 млн активы башкирского ТЭКа у структур Урала Рахимова – сына тогдашнего президента Башкортостана. Хотя господин Евтушенков и получил одобрение на сделку на самом высоком уровне, политические амбиции Рахимова-старшего, занявшего кресло в совете директоров «Башнефти», могут сыграть против бизнесмена. Экс-глава Башкирии пытается сохранить влияние на ситуацию в республике. У него обострились отношения с новым республиканским руководством, которое, в частности, попыталось получить контроль над благотворительным фондом «Урал», где осели деньги, вырученные с продажи нефтяных компаний республики. А председателем совета фонда является экс-президент. Борьба развернулась и за контроль над Всемирным курултаем башкир, оказывающим серьезное влияние на общественное мнение в Башкортостане. Федеральная власть, похоже, решила надавить на Муртазу Рахимова. О комплексной проверке Башкирии глава Счетной палаты Сергей Степашин объявил в сентябре 2010 года. Он намекнул, что проверка, прежде всего, коснется приватизации местного ТЭКа. Сейчас стали известны ее результаты: в последний год президентства Рахимова бюджету Башкирии был нанесен ущерб в 22,6 млрд руб.
Если даже кампания против Муртазы Рахимова не коснется вопроса возврата республиканской собственности или доплаты за «Башнефть», нефтяной бизнес «Системы» могут ожидать репутационные риски.
Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России:
«Не исключено, что Владимир Евтушенков пытается защитить бизнес. Атака на нефтяной бизнес АФК «Системы» в Башкирии прямо пропорциональна политической активности в регионе члена совета директоров «Башнефти», бывшего президента Муртазы Рахимова. Чем жестче он будет пытаться давить на действующего главу республики, тем сложнее придется «Системе». Планы, которые вынашивает Владимир Евтушенков по консолидации стратегических компаний, в том числе возможный альянс «Башнефти» с «Русснефтью», могут оказаться под угрозой».
Павел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти:
«Бизнес «Системы» был создан и развивался при непосредственном участии Юрия Лужкова. Если бы мэра сняли 10 лет назад, бизнес Владимира Евтушенкова пострадал бы однозначно, но сейчас он не настолько зависим от связей со столичным правительством. «Дочки» холдинга уже переросли московский уровень – многие из них имеют глобальный характер».
Еще по теме
С наступлением кризиса клиенты перестали «швыряться деньгами»: многие из них отказались от разработки собственных решений, предпочитая продукты известных мировых производителей, адаптированные под нужды отдельно взятого бизнеса. Им нужен результат здесь и сейчас, причем за весьма умеренные деньги.
Подмосковный рынок недвижимости уже давно составляет конкуренцию рынку Москвы. В результате на нем начинают появляться проекты бизнес-класса, которые традиционно возводились в пределах Третьего транспортного кольца. Впрочем, пока этим движением охвачены далеко не все города Московской области.