Top.Mail.Ru
архив

Сказка для рыбака, погибель для рыбки

Представители среднего класса в странах Европы и в США, следящие за здоровьем, привлекают внимание технологических компаний. Эти люди готовы покупать электронные приборы. Отвечая на спрос, технологические компании предлагают все новые разработки.

 

Производители электроники устремились в спортивные залы. Голландская компания Philips создала маркетинговый альянс с американской Nike (см. об этом «Ко» № 13 (209) от 8 апреля 2002г.), чтобы продвигать свои электронные устройства в среде покупателей спортивной одежды. Philips не одинока в своем намерении прорваться на спортивный рынок, аналогичные цели и у других технологических компаний.

Сектор спортивной электроники начал формироваться в 70-е годы ХХ века, но поначалу электронные устройства, контролирующие пульс, давление и другие параметры физического состояния организма, были громоздкими, тяжелыми, дорогими и использовались только профессионалами – тренерами и спортсменами.

По мере развития технологий эти приборы становились все более компактными и доступными по цене. В результате в 1990-е годы спортивная электроника стала массовым товаром, по крайней мере в тех странах, где в моде забота о здоровье.

В конце 90-х в число стран, где принято заботиться о здоровье, вошла и Россия. Правда, здоровый образ жизни еще не стал национальной идеей, состоянием здоровья озаботились пока только не слишком многочисленные представители российского среднего класса. «Наконец-то и в России поняли, что хорошее физическое состояние – это важная составляющая успешной карьеры, – говорит Олег Зайцев, мастер – тренер компании WorldClass. – У делового человека день расписан по минутам. Ему хочется все держать под контролем: время, скорость, пульс». Люди осознанно занимаются своим здоровьем, им для этого нужны инструменты контроля. Поэтому популярность электронных «игрушек» для спорта возрастает. Соответственно возрастает и интерес к российскому рынку со стороны производителей спортивной электроники.

 

Легко на сердце…

Самые распространенные электронные помощники спортсменов-любителей – это мониторы сердечного ритма (кардиомониторы). Первые кардиомониторы в России появились около пяти лет назад. Их купил на выставке CeBit в Германии тренер WorldClass Дмитрий Жирнов для группового урока велоаэробики. Прибор, внешне похожий на часы, может измерять частоту сердечных сокращений. Это самая простая его функция, и предназначены подобные «часики» для начинающих спортсменов. Для тех, кто регулярно занимается физкультурой, выпускаются приборы, позволяющие более глубоко анализировать состояние сердечно-сосудистой системы, подсчитывают расход калорий и сжигаемого жира и хранят данные о последнем занятии и результатах теста.

«Электронные кардиомониторы помогают контролировать нагрузку и учитывать ее объемы, что позволяет более грамотно подходить к тренировкам», – рассказывает Вадим Чугунов, управляющий фитнес-клубом «Смоленский пассаж».

Наиболее успешным производителем сердечных мониторов для спорта является финская компания Polar. Как заметил один из продавцов Polar, генеральный директор компании «Спорт-Икс Сервис» Сергей Федоров: «По функциональным данным аналогов этой продукции в мире нет – погрешность почти равна нулю».

Интересы Polar в России представляет дистрибутор «Спай-Спорт». Основные продажи кардиомониторов приходятся на Москву и Санкт-Петербург. В Москве такие приборы продают шесть фирм и, как заметил Федоров, «на этом рынке пока не тесно».

Как правило, в фитнес-клубах есть кабинеты кардиомониторинга. «Этой услугой пользуются те клиенты, которые ответственно относятся к своему здоровью и не ленятся», – считает Надежда Захарова, специалист по физической реабилитации MarinaClub.

Кардиомониторы для начинающих стоят от $60 до $120, для фитнеса – от $149 до $179, для профессионалов – от $200 и выше. Объем продаж кардиомониторов в России ежегодно составляет около $140 тыс. в год. А всего рынок спортивной электроники в России «весит» не более $1 млн.

Оценить емкость международного рынка электроники для спорта трудно. Исследовательские компании (такие, как IDC) практически не интересуются этим сектором: для исследовательских агентств, специализирующихся в области технологий, спортивная электроника – «слишком специфическая сфера». Компании-разработчики говорят, что «мы друг друга хорошо знаем и не нуждаемся в специальных исследованиях». Публиковать же результаты своего бизнеса разработчики не склонны.

 

Россия ушла под воду

Если финская Polar специализируется на кардиомониторах, то японская Casio преуспела в выпуске часов-компьютеров. Сама компания называет свой продукт часами для туризма. Приборы этого класса могут измерять глубину и высоту, на которой находится их владелец, имеют цифровой компас, датчики температуры и давления окружающей среды. Такие часы работают в воде и на суше.

Американская Uwatec также выпускает часы-компьютеры, но специально для погружения под воду. С помощью этих приборов можно определить параметры декомпрессии, температуру воды, рабочие нагрузки дайвера и многое другое. Uwatec держит 50% мирового рынка подводных часов. Другим крупнейшим производителем компьютеров для дайвинга является финская Suunto. По словам менеджера по продажам «Юнион-Спорт» Александра Шведова, «спрос на компьютеры для дайверов растет в геометрической прогрессии. Можно смело сказать, что это дефицитный товар».

По статистике международной ассоциации любителей дайвинга (PADI) сертификаты на подводное плавание получили более 5 тыс. россиян. В другой конкурирующей международной ассоциации – NAUI – сертифицировано порядка 4 тыс. российских любителей понырять. Но далеко не все ныряльщики стремятся получить сертификат, многие просто обучаются подводному плаванию и не требуют дипломов. Как сообщил один из руководителей российской NAUI, только в Москве обученных ныряльщиков насчитывается не менее 60 тыс. и, по прогнозам ассоциации, за два ближайших года эта цифра утроится. Скоро россияне все свободное время будут проводить под водой.

Или на воде. Для тех, кто относится к рыбалке не как к поводу для пикника, а как к спорту, технологические компании придумали эхолот. Обычно такие устройства используют рыболовецкие суда, но есть эхолоты и для одиночек с удочками. Тот, кто по незнанию предполагает, что эхолот создан для измерения пульса рыбака или рыбы, ошибается. Назначение устройства – обнаружение рыбы. Главная сложность при использовании подводного локатора – отличить рыбу от других подводных объектов – например, от затопленной древесины. На этом экзотическом участке рынка трудятся компании Lowrance, Eagle, Humminbird, Bottom Line, Raytheon Marine, Garmin, Furuno, Interphase. Они продвигают свои приборы через магазины для рыболовов и охотников. Самые дешевые аппараты стоят около $100, более серьезные приборы – от $500.

 

Спутник следит за туристами

Впрочем, электронные приборы в состоянии следить не только за рыбой, но и за людьми. Например, навигационный GPS-приемник позволяет туристам с помощью спутника определять свое местоположение с точностью до пяти метров. Конечно, GPS-технологии поначалу разработаны не для туристов – ими пользуются авиаторы, военные, спасатели. В России продажей приемников занимаются всего четыре фирмы, а объем рынка никто пока не исследовал. «Спрос на приемники быстро развивается. Год назад покупатели спрашивали, что такое GPS, а сейчас уже интересуются характеристиками приборов», – рассказывает Владимир Немов, исполнительный директор торгового центра «Адреналин». Основной производитель подобных GPS-приемников – американская фирма Garmin.

На прошедшей в Германии выставке CeBIT в марте этого года японская MitsubishiElectricTelecom представила концепт-телефон «Горный коммуникатор». Он крепится на поясе и выполняет привычные функции мобильного телефона. Кроме этого прибор постоянно посылает специальный сигнал, который помогает спасателям отыскать человека, попавшего в лавину. Особые датчики передают на спасательную станцию биометрическую информацию, по которой спасатели в случае необходимости определяют, в каком состоянии находится потерпевший. Правда, в московском представительстве Mitsubishi скромно заметили, что это только «концепт-модель», не более.

Еще по теме