$ 76.75
 91.11
£ 100.90
¥ 73.40
 84.91
GOLD 1926.11
РТС 1145.72
DJIA 28301.46
NASDAQ 11530.98
бизнес

Схватка за «Аэрофлот» разгорается

Виталий Савельев. Фото: РИА Новости Виталий Савельев. Фото: РИА Новости

«Аэрофлот» ожидают большие перемены. В правительстве всерьез обсуждают вопрос о смене гендиректора Виталия Савельева. Авиакомпания, чей контрольный пакет принадлежит государству, стала в 2020 году отраслевым чемпионом по господдержке, но при этом едва держится на плаву. Для Савельева ситуация усугубляется не только пандемией и серьезным сокращением пассажиропотока, но и тем, что у него не осталось серьезных покровителей, коим раньше был Дмитрий Медведев. Сейчас главная интрига разворачивается вокруг кандидатуры будущего руководителя «Аэрофлота».

Беспомощный «Аэрофлот»

В этом году основные финансово-экономические показатели авиакомпании «Аэрофлот» не просто удручающие, а катастрофические. Только во втором квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года пассажиропоток рухнул в девять раз с 15,4 до 1,7 млн человек. Выручка группы «Аэрофлот» в первом полугодии сократилась на 52 %. Чистый убыток вырос в 6,6 раза, достигнув 58,3 млрд руб. Долги перед банками увеличились в 4 раза — до 64,4 млрд руб.

Коронавирус, снижение объема перевозок, рост курса валют, к которым привязаны платежи за лизинг самолетов и топливо, — эти факторы сработали лишь отчасти. Не стоит забывать о том, что минимизация потерь — прямая обязанность руководства. Если оно, конечно, эффективно.

Авиакомпания S7, например, с начала пандемии сумела превзойти прошлогодние показатели по перевозкам — плюс 6 % к августу 2019 года. «Аэрофлот» же оказался абсолютно беспомощным, став одним из отраслевых лидеров по убыткам.

Просьбы гендиректора ПАО «Аэрофлот» Виталия Савельева об увеличении субсидий, пиаровские заявления о временном сокращении зарплат топ-менеджеров порядком надоели. К тому же акционеров не вдохновила недавно принятая обновленная стратегия развития компании до 2028 года, опирающаяся в основном на государственные или заемные средства. Денег в казне все меньше, а Савельев и так чемпион по госпомощи.

В этом году на поддержку всех авиакомпаний правительство выделило 23,4 млрд руб. При действующих правилах распределения до отрасли дойдет максимум 15 млрд из этой суммы. «Аэрофлот» и его дочерние авиакомпании получили 7,9 млрд. Как заявлял министр транспорта Евгений Дитрих (он же возглавляет совет директоров «Аэрофлота»), группа выбрала свою квоту отраслевых субсидий, «тем не менее проблемы остаются, есть необходимость оплаты труда персоналу в условиях, когда авиаперевозки не восстановились».

Кроме того, авиаперевозчику предоставили госгарантии по кредитам на 70 млрд руб., а премьер-министр Михаил Мишустин дал в июле распоряжение Росимуществу провести допэмиссию, выпустив 1,7 млрд акций. Пакет оценивается в более чем 100 млрд руб. Размещение допэмиссии, которая превосходит по размеру текущий уставный капитал, — мера экстраординарная. Покупать ценные бумаги придется государству в лице Росимущества и двум госкомпаниям: Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ) и банку «ВТБ».

Кто следующий?

Если кто-то решит взять «Аэрофлот» под свой контроль, начав со смены директора, то лучшего времени не найти. В правительстве обсуждается досрочная отставка «неэффективного» Виталия Савельева, несмотря на то что действие его трудового соглашения истекает в 2023 году.

Ничего невозможного в этом нет. В 2018–2019 годах он уже лишился части своей команды — заместителей Джорджио Каллегари, Шамиля Курмашова, Дмитрия Сапрыкина. Заместитель по работе с клиентами Вадим Зингман, покинувший «Аэрофлот» в прошлом году, вовсе считался ближайшим соратником Савельева. Не будем забывать, что еще один экс-заместитель гендиректора Владимир Александров и глава юридического департамента Татьяна Давыдова в настоящее время обвиняются в хищении 250 млн руб. Их дело завершено и вскоре будет направлено в суд. Александров и Давыдова заключали договоры на правовое обслуживание со сторонними организациями, при этом всю работу выполняли юристы авиакомпании. Виталий Савельев на такую практику закрывал глаза.

Но дело не только в этом. Виталий Савельев лишился покровивительства в лице бывшего премьера Дмитрия Медведева, утратившего прежнее влияние. А противостоять предпринимателю Аркадию Ротенбергу и главе «Ростеха» Сергею Чемезову без админресурса в высших эшелонах власти невозможно. Упомянутый тандем давно присматривается к авиационным активам. Тот же Ротенберг через кипрскую TPS Avia и «Шереметьево холдинг» является совладельцем крупнейшего отечественного авиаузла АО «Международный аэропорт Шереметьево».

Кто же может прийти на смену Виталию Савельеву?

Первый кандидат — бывший министр транспорта Максим Соколов. Это давний протеже Ротенберга, продвигавший на министерском посту различные проекты: от внедрения системы взимания платы за проезд грузовиков «Платон» до подрядов на строительство Керченского моста или трассы Москва — Санкт-Петербург. Соколова нынешняя работа вице-губернатором Санкт-Петербурга тяготит, и он готов вернуться в Москву и занять кресло руководителя «Аэрофлота».

Еще один кандидат — гендиректор «Победы» Андрей Калмыков. Его преимущество в том, что он «свой», больше 10 лет работает в группе «Аэрофлот». Под его руководством компания добилась впечатляющих результатов. В 2019 году «Победа» увеличила число пассажиров на 43 %, до 10,3 млн, и заняла четвертое место среди крупнейших российских авиакомпаний.

В июле и в августе 2020 года «Победа» сумела нарастить перевозки относительно прошлого года на 1,4 и 17 % соответственно. «Аэрофлоту» такое и не снилось. Но Калмыков многим обязан Виталию Савельеву и, мягко говоря, не поддерживает какие-либо изменения в сложившемся статус-кво. Не случайно сам Савельев видит своим вероятным преемником Андрея Калмыкова.

Наконец, Сергей Александровский — гендиректор авиакомпании «Россия», которая, так же как и «Победа», входит в группу «Аэрофлот». Его назначение в свое время пролоббировал уже бывший заместитель гендиректора «Аэрофлота» Зингман. Александровского называют менеджером новый волны, говорят о нем как о весьма осторожном и закрытом человеке. Линию его поведения можно охарактеризовать как равноудаленную. Александровский давно работает в системе группы «Аэрофлот», знает как старую команду, так и недавно пришедших заместителей Савельева.

Интрига вокруг «Аэрофлота» только разворачивается. Эксперты называют сроки начала восстановления отрасли не раньше 2022-2023 года. При этом кадровая революция может произойти намного раньше.