Top.Mail.Ru
архив

Следи за собой

Ночной дозор

У одного моего знакомого своя мини-пекарня в небольшом городке. Однажды в конце месяца владелец пекарни недосчитался трех мешков муки и долго не мог понять, куда они пропали. Ведь мука хранилась на складе, который был обит листами железа почти до потолка. А небольшой зазор между потолком и железными листами был закрыт сеткой-рабицей.

Обнаружить, куда девается мука, удалось только после того, как мой знакомый надавил на одного из членов подозреваемой бригады. Парень признался, что воруют муку всей бригадой. Порвав в одном месте сетку-рабицу, они вставали друг другу на закорки и в образовавшееся отверстие по ночам сбрасывали муку.

Поняв, что замки и стены от воровства не спасут, хозяин пекарни устроил общее собрание, на котором объяснил всем сотрудникам, за что выгоняют их коллег, лишив их к тому же зарплаты за уже почти отработанный месяц. Однако этим профилактические меры не ограничились. Сейчас доступ на склад имеет только технолог, который и выдает пекарям необходимое на день количество муки.

А директор пекарни стал чаще появляться на работе во внеурочное время - иногда в полночь, иногда под утро. Зная об этих неожиданных визитах начальства, сотрудники стали вести себя скромнее. Теперь менеджеры пекарни рассматривают в качестве одной из мер по борьбе с воровством и повышение зарплаты сотрудникам. Поскольку город маленький и пекарни в нем наперечет, обсуждается и создание "доски позора" с именами уличенных в воровстве сотрудников, с которой обязательно знакомили бы возможных работодателей.

Воровство в более крупной компании обнаружить сложнее. Если, конечно, нет подходящих компьютерных программ. Андрей Масалович, президент Национального альянса управляющих и консультантов, принимавший участие в разработке комплекса "Триумф-Аналитика" компании "Парус", уверенно говорит о воровстве, едва взглянув на созданный программой график складского запаса: "График выглядит как ровное плато - закупка была, а продаж нет". В этом случае можно смело требовать от товароведа объяснений. Потери от воровства в компании любого размера сокращаются, когда налажена система учета и ведется строгий контроль.

Отрасль наибольших потерь

Наиболее остро проблема воровства стоит перед ритейлерами. Им приходится думать и о кражах со стороны персонала, и - в большей степени - о ворах-покупателях.

Прежде всего проблема актуальна для магазинов, работающих в системе самообслуживания. "Сразу же после открытия мы поняли, что без прилавочной торговли не обойтись, - рассказывает менеджер винно-водочного магазина, пожелавший остаться неназванным. - Весь магазин работает по методу самообслуживания, но коньяки и другие дорогие напитки мы продаем с прилавка. Такая организация торговли спиртными напитками увеличивает издержки на штат, но сокращает убытки от краж и в конечном счете оказывается более выгодной".

Магазинам, принципиально отказавшимся от прилавков, например супермаркетам, приходится серьезно думать о том, как обезопасить себя от краж. Стопроцентной защиты от воровства нет, недаром во всем мире супермаркетами списывается на "естественную убыль" определенный процент убытков. Этот показатель исчисляется от объема товарных запасов. Невозможно отследить в магазине площадью 1000 кв. м мальчишку, выносящего под мышкой мороженое. А сколько посетителей переклеивают ценники, чтобы, к примеру, купить дорогие яблоки под видом дешевых? Тем не менее при грамотном менеджменте можно добиться того, чтобы естественная убыль не превышала определенного процента. В советской торговле закладывалось 0,25% естественной убыли. По словам директора компании "Столичные гастрономы" Владимира Карнаухова, в "Седьмом континенте" на "забывчивость" списывается 0,5% убытков. По мнению же экспертов средний показатель потерь от воровства в супермаркете составляет 4 - 5% от объема товарных запасов.

Полезный муляж

Меры против воров хозяева магазина начинают принимать еще до того, как он открылся. Первая из них - грамотная планировка. Магазин должен хорошо просматриваться. Никаких углов и закутков. "Прозрачное" пространство облегчает впоследствии работу охранников. Если магазин большой, то правильная планировка тем более необходима: она требует меньшего количества камер наблюдения, да и эффективность видеонаблюдения увеличится.

Уже до открытия магазин оснащается охранными системами. "В основном наши заказчики - магазины самообслуживания, - рассказывает Андрей Хаустов, директор по маркетингу ЗАО "Пилот", специализирующегося на информационных системах для торговых предприятий. - А на Западе антенные контуры (устройства на выходе, сигнализирующие о том, что покупатель выносит неоплаченный товар) есть почти в каждой библиотеке. Мы тоже ведем сейчас переговоры с библиотеками, аптеками".

Антенные контуры на выходах установлены практически во всех более или менее крупных магазинах независимо от их специализации. Стоит такое оборудование от $1,5 тыс. до $12 тыс. Однако если в магазине одежды бирку с резонатором вору снять непросто, то от самоклеящейся этикетки он может избавиться довольно легко. Поэтому в некоторых бутиках антенные системы вмонтированы в пол. Потенциальный вор не видит контура и не чувствует подстерегающей его опасности.

В большинстве магазинов антенну дополняют системой теленаблюдения. Андрей Хаустов приводит мировую статистику компаний-производителей оборудования, согласно которой при использовании контура без видеослежения потери снижаются на 50% "от плана", а с видеосистемами - еще больше. "Однако свести воровство к нулю не может никакое оборудование, поскольку большой процент хищений приходится на персонал", - добавляет Хаустов.

Те, кто не может позволить себе оснастить видеокамерами весь торговый зал, прибегают к муляжам. "У нас всего одна камера, - рассказывает директор небольшого супермаркета, по понятным причинам сохранивший инкогнито. - Но если вы пройдетесь по залу, то заметите как минимум три видеокамеры. Что это муляжи - не знает даже администратор зала".

Во всех супермаркетах есть охранники. В крупных магазинах они не только стоят на входе-выходе, но и ходят по залу под видом обычных посетителей. Заметив похитителя, они не хватают его за руку, а сообщают о воришке коллегам на выходе.

В прошлом году только службой безопасности "Седьмого континента" милиции было передано 500 человек.

Без затрат

Помимо специального оборудования и нанятых охранников в каждом магазине разрабатывают собственные меры по пресечению воровства - как со стороны покупателей, так и со стороны персонала.

Почти повсеместно появились камеры хранения, куда посетителей в ненавязчивой форме просят сдать пакеты и большие сумки. "Мы придумали камеру хранения, где покупатель сам закрывает ячейку, - рассказывает Ирек Мустафин, директор российского представительства Big Star, владеющего магазином "Берсо". - Это сразу же принесло свои результаты. Затем мы внедрили еще одну новинку. Теперь вещи в примерочную и обратно в зал (или на кассу) носят наши продавцы".

В "Седьмом континенте" сотрудники имеют разные пропуска. От вида пропуска зависит степень контроля на выходе после рабочего дня. Все сотрудники, имеющие право доступа в торговый зал, обязательно регистрируют на входе принесенные с собой вещи.

Но одного лишь контроля для искоренения воровства мало. В некой крупной компании, где люди с высоким интеллектом получали высокую зарплату, постоянно пропадали рулоны туалетной бумаги. Развитие корпоративной культуры - еще один способ сокращения потерь. Затраты при этом минимальны.

Еще по теме