Top.Mail.Ru
архив

Смерть самовара

В начале 2000 года объем поставок кофе в Россию начал расти. Этот процесс продолжается и поныне. По прогнозам, в 2001 году кофейный рынок по объемам заметно опередит чайный.

Чай не водка - много не выпьешь

Статистика свидетельствует в пользу, казалось бы, невероятного явления - в 2000 году в России стали пить больше кофе, чем чая. Относительно роста потребления кофе мнения операторов чайного и кофейного рынков совпадают: этот рост заметили во всех компаниях. А вот относительно чая мнения разделились. Оказалось, что в этом году у одних компаний ("Май", "Никитин") продажи увеличились, у других (Orimi Trade) - сократились, а у третьих ("Русская чайная компания") - остались на уровне прошлого года. При этом далеко не все из них отважились признать собственные потери.

По мнению ряда операторов, за первые десять месяцев 2000 года емкость рынка кофе выросла почти на 20 тыс. тонн. И почти на столько же уменьшилась емкость рынка чая.

"Наши исследования кофейного рынка показывают, что потребление натурального кофе в России увеличивается каждый год в среднем на 5 - 7 %", - говорит Михаил Евсеев, представитель компании Paulig Export. (Международный концерн Paulig - ведущий производитель натурального кофе, занимающий в этом секторе первое место в мире.) По мнению Юрия Снегирева, директора Craft Foods по маркетингу (выпускающей кофе под торговой маркой Craft Jacobs), его компания наблюдает увеличение потребительского спроса на свой продукт. Впрочем, о взрывном спросе речи нет. "Заметен стабильный, но все еще незначительный прирост. Российский рынок возвращается к докризисным объемам потребления", - считает Юрий Снегирев.

"Рост потребления кофе в России, безусловно, есть, и он будет продолжаться и дальше. Однако напрасно отдельные операторы кофейного рынка предвещают глобальную смену потребительских предпочтений в сторону кофе. Ничего подобного никогда не произойдет", - считает Николай Дъячков, начальник отдела маркетинга компании "Май" (компания позиционируется в секторе недорогих чайных и кофейных марок)

Вредно, но модно

В России кофе не относится к предметам первой необходимости. После кризиса этот продукт был одним из первых вычеркнут из списка потребительских предпочтений. Однако вынужденное следование здоровому образу жизни продолжалось недолго.

Основными потребителями дорогого кофе в России являются люди с доходами выше среднего. К началу 2000 года эта целевая группа преодолела последствия кризиса и вернулась к "вредной" привычке. Пропорционально размерам кошельков меняются и основные потребительские предпочтения. Сегодня наблюдается падение интереса к низкосортной продукции (на которую в свое время переключились многие потребители кофе) и рост спроса на дорогие кофейные марки.

Российские нормы потребления кофе на душу населения заметно уступают мировым. К примеру, в Финляндии среднегодовое потребление натурального кофе составляет порядка 10 кг, в Ирландии - 4 кг на человека. В России же на человека приходится порядка 1,1 кг в год, при этом региональные показатели потребления значительно уступают столичным.

Среди причин растущего спроса на кофе эксперты называют моду: пить кофе в России становится "престижно". Очень часто деловые встречи в Москве или Петербурге проходят за чашкой кофе в какой-нибудь уютной кофейне. Благо теперь таких заведений открылось множество.

Операторы российского кофейного рынка постоянно стимулируют спрос на свою продукцию при помощи рекламных кампаний. "Наши рекламные акции - точечные. Мы устраиваем дегустации в торговых отделах и рекламируем торговую марку в специализированных заведениях и печатных изданиях", - говорит Михаил Евсеев.

Рынок дорожает и зеленеет

Согласно исследованиям компании Orimi Trade, емкость российского рынка чая в 1999 году составила 160 тыс. тонн. Если динамика поставок во второй половине 2000 года сохранится на прежнем уровне, то объем рынка по сравнению с прошлым годом уменьшится на 10 - 15 тыс. тонн. Традиционно в структуре потребления преобладает черный чай (96% рынка), но доля зеленого чая увеличилась с 2,2% в 1999 году до неполных 4% в 2000 году.

Для операторов чайного рынка настали нелегкие времена. Об этом свидетельствуют и данные Госкомстата РФ. С января по август 2000 года объем импорта чая по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился почти на 15%. По мнению Владислава Паулюса, генерального директора компании "Никитин", сокращение импорта вызвано двумя причинами. Во-первых, почти у всех чайных компаний имелись большие остатки продукции еще с прошлого года: "Компании закупали чай с расчетом на рост рынка. Однако в первом квартале 1999 года продукции было продано в 2,5 раза меньше запланированного. Поскольку и во втором квартале роста рынка не произошло, то весь товар перешел в запас". Второй причиной, по мнению Владислава Паулюса, является серьезное изменение структуры потребления чая - наблюдается рост интереса к высококачественным брэндам. Качественные сорта позиционируются в более высокой ценовой категории, за счет чего и произошло сокращение объема импортируемого чая.

Однако уменьшение импорта не означает, что чайный рынок увядает. По данным "Русской чайной компании" (поставщика более 200 видов черного и зеленого чая и кофе под маркой Montana), спрос на чайную продукцию в 2000 году заметно вырос. Определенный рост отметила и компания "Никитин". У "Никитина" объемы продаж чая заметно превысили показатели прошлого года. По мнению Владислава Паулюса, рост рынка чая не прекратится никогда. Другое дело, что из-за непредсказуемой экономической ситуации в стране темпы роста рынка постоянно будут варьироваться. Соотношение импорта и отечественного чая в структуре потребления - тоже.

Несколько чайных компаний в следующем году планируют увеличить производство собственной продукции во всех сегментах. Так, компания "Май" в связи с ростом спроса на собственную продукцию летом 2001 года намерена открыть новые фасовочные линии в подмосковном Фрязине.

"Никитин" тоже подстраивается к тенденциям рынка. "Небольшое сокращение рынка чая нас нисколько не пугает", - говорит Владислав Паулюс.

"В этом году мы значительно расширяем чайную линию за счет новых сортов и увеличиваем выпуск продукции в секторе high end. Кроме того, наше дочернее предприятие - компания "Невские пороги" в октябре открыло новое чаеразвесочное производство во Всеволожском районе. Планируется, что на фабрике будет производиться весь ассортимент чая Orimi Trade", - утверждает Елена Холупка, руководитель отдела Orimi Trade.

По общему мнению участников рынка, конкуренция в чайном бизнесе по-прежнему высока, а прогнозы на перспективу выглядят вполне обнадеживающе. "Отслеживая ситуацию на рынке горячих напитков, не стоит забывать про тех людей, которые вообще не потребляют кофе, а пьют только чай - и наоборот. Наличие этой группы людей никогда не позволит затормозить производство одного продукта и ускорить выпуск другого", - считает Николай Дъячков.

Ложка дегтя в чашку чая

По всем прогнозам, в начале 2001 года любителей и кофе, и чая огорчит одно неприятное обстоятельство - эти продукты заметно подорожают. Виной тому - изменение налогового бремени в связи с принятием второй части Налогового кодекса РФ.

Новый кодекс отменяет закон о льготах по НДС на все товары, ввозимые в Россию из Индии в счет государственного долга. Похоже, новое положение окажется для многих операторов кофейного рынка нелегким испытанием. С отменой льгот стоимость индийского сырья должна увеличиться минимум на 20 %. Пока трудно прогнозировать, как отреагируют индийский и российский рынки. По всей вероятности, отечественным операторам придется пересмотреть географию основных закупок чая и кофе. Ведь из 160 тыс. тонн чая, импортированных в Россию в прошлом году, на долю индийских сортов пришлось порядка 85 тыс. тонн. "О том, как это решение скажется на бизнесе индийских и российских чайных компаний, можно только гадать. Вариант первый - России придется отказаться от большей части индийской продукции и переключиться на Цейлон, Китай и Индонезию. Однако есть и второй вариант. Поскольку индийский рынок в значительной мере зависит от российских поставок, то индусы могут "проглотить" увеличение налогов, и все останется как раньше. Такое развитие событий вполне реально", - говорит Владислав Паулюс. Компании, работающие с Индией, делают все возможное, чтобы сохранить льготы, а значит, и цены на индийскую продукцию. В числе таких операторов - компания "Амтелпродукт" - генеральный дистрибутор чаеразвесочной фабрики "Амтел". Импорт из Индии жизненно важен для этой компании. "У нас еще есть время, чтобы отстоять свои интересы. "Амтелпродукт" и другие компании, входящие в чайные ассоциации, делают все возможное, чтобы льготы не отменили", - говорит Анна Уштей, представитель "Амтелпродукта".

В случае отмены льгот потребители будут огорчены увеличением цен не только на чай, но и на растворимый кофе Nescafe. Компания Nestle - абсолютный лидер в сегменте растворимого кофе - до последнего времени была основным пользователем льгот по НДС. Свой растворимый кофе эта компания ввозила из Индии.

Еще по теме