Top.Mail.Ru
lifestyle

Приморье видит «Сны Сибири»

Выставка «Сны Сибири», художник – Петр Бирюков. Фото: фонд «Таволга» Выставка «Сны Сибири», художник – Петр Бирюков. Фото: фонд «Таволга»

Одно из самых ярких событий предыдущего выставочного сезона в столице, выставка «Сны Сибири» в этом году отправилась в гастрольный тур по стране. Первая остановка — Владивосток: c мая она экспонируется в Музее-заповеднике истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.

За последние годы выставочные технологии совершили невероятный рывок в развитии. Современный зритель уже привык к активному мультимедиа, аудиогидам, ссылкам на дополнительную информацию на интернет-ресурсах... Но даже в таком контексте «Сны Сибири» выделяются.

«Уникальным примером современных музейных экспозиций, современного повествования на достаточно непростые темы» назвал выставку директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева Виктор Шалай. И это нисколько не преувеличение: так археологию еще никто не представлял, по крайней мере в нашей стране.

«Эти предметы рассказывают свою историю, проблема только в том, что говорят они, как правило, только с профессионалами – археологами и учеными, поэтому не каждый может их услышать. Наша выставка дает возможность вступить в диалог с этими предметами. Мы постарались создать такую экспозицию, в которой зритель не просто смотрит на древние вещи, а взаимодействует с ними», — говорит Марина Бондарева, председатель попечительского совета фонда «Таволга», который и организовал проект «Сны Сибири».

Сны СибириФото: фонд «Таволга»

Безусловно, «основное блюдо» здесь — удивительные археологические артефакты из коллекций различных музеев страны, как центральных, так и региональных. Экспонаты представляют культуры различных народов, в древности населявших Приуралье, Сибирь и Дальний Восток. Своего рода мостиком, соединяющим далекое прошлое с днем нынешним, стали несколько работ современного скульптора Даши Намдакова, использующего этнические мотивы и переосмысляющего на новый лад образы прошлых эпох. 

И все это помещено в удивительное визуальное и звуковое пространство, погружающее зрителя в таинственный мир древних мифов. Свет, цвет, оформление, специально записанная к выставке музыка (в каждом зале — своя, соответствующая представленным них экспонатам) создают поистине уникальную атмосферу.

Может, в этом и кроется один из секретов успеха «Снов Сибири» у публики: здесь активно задействованы сразу несколько чувств — зрение, слух и... осязание. Да, это вовсе не ошибка: у посетителей есть возможность прикоснуться к искусству в самом что ни на есть прямом смысле слова. Разумеется, сами древние артефакты потрогать невозможно, но на выставке представлены тактильные копии целого ряда экспонатов. Это еще один способ лучше прочувствовать мировосприятие людей прошлых эпох, для которых все эти изображения богов и животных были не образцами искусства, а играли волне определенную роль в быту.

Экспозиция во Владивостоке несколько отличается от московской. И дело не только в том, что в Приморье выставка неизбежно воспринимается несколько иначе, нежели в столице: для местного зрителя — это не рассказ о далеких экзотических краях, но о родной земле, знакомых образах. Дело в том, что проект «Сны Сибири» продолжает развиваться и расширяться. Готовя первую, московскую выставку ее организаторы работали с пятью музеями — после большого успеха экспозиции в ГИМ в ее второй, владивостокской версии приняли участие уже полтора десятка партнеров.

Сны Сибири«Кондонская Нефертити» / «Амурская Нефертити». IV–III тыс. до н.э. Глина, скульптурная лепка. Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН

Всего в экспозиции во Владивостоке представлено более 50 экспонатов. По сравнению с московской выставкой экспозицию в музее имени Арсеньева пополнил целый ряд артефактов. Это и относящиеся к раннему железному веку и раннему Средневековью — суровые лики древних воинов и божеств Приуралья и Западной Сибири. Добавились и экспонаты, относящиеся к звериному стилю эпохи ранних кочевников — например, изображение оскалившегося волка из Забайкалья или удивительный образ лосихи, искусно переданный древним мастером из Прибайкалья.

«Это моя любимая работа — уникальная, мощная, сильная. Вот мы придумываем сложнейшие формы, а охотник или рыболов многие века назад, сидя у костра, создал такую совершенную форму. Как профессионал, скажу: это — суперсовременное искусство», — делился своими впечатлениями Даши Намдаков.

Конечно, определенную роль в интересе публики к выставке сыграла роль текущая ситуация — Сибирь и Дальний Восток сейчас в эпицентре внимания. Добыча полезных ископаемых, необходимость развития новых или расширение существовавших транспортных артерий, резкие изменения туристических маршрутов... Этот мощный «восточный ветер» просто обязан был затронуть и культурно-научный ландшафт. В том числе — напомнить о древней истории региона, который на протяжении многих веков, даже тысячелетий был плавильным котлом культур и народов. Как заметил Даши Намдаков, «культура космического уровня была на нашей территории — а мы как-то мало говорим об этом, хотя, конечно, учёный мир об этом знает великолепно».

Сны СибириДаши Намдаков. «Царская охота». Фото: фонд «Таволга»

Справедливости ради: проект задумывался задолго до того, как «разворот на Восток» стал важнейшим трендом в политике и экономике. Выставка была представлена публике в Государственном историческом музее в конце 2022 года. А ее идея, по словам Марины Бондаревой, появилась примерно на пару лет раньше. Подготовка подобного проекта всегда процесс длительный: разработка концепции, договоренности с музеями, логистика, оформление...

Определенную роль в разработке концепции сыграло и участие ОАО «РЖД», генерального партнера проекта. Как бы это ни казалось удивительным стороннему человеку, но связь между российскими железными дорогами и археологией — абсолютно прямая. В XIX веке императорская археологическая комиссия, которой было предписано охранять древности, была организована в то же время, когда начался бум строительства железных дорог. И впервые большая территория — от Урала до Владивостока — была исследована во время строительства Транссибирской магистрали. Именно тогда были основаны или пополнены многие музейные коллекции — и сейчас на «Снах Сибири» представлены в том числе и предметы, найденные учеными в то время. 

В настоящий момент ведется расширение Байкало-Амурской магистрали — и вновь ученые работают вместе с строителями. И в экспозиции есть и предметы уже из современных раскопок.

Сны СибириИзображение человека в шаманском головном уборе (личина). Последняя четверть I тыс. до н. э. — первая половина I тыс. н. э. Бронза, литье. Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН

Некоторое «железнодорожное» влияние» прослеживалось даже в каталоге московской выставки, который был построен как путешествие по Транссибирской магистрали. «Повествование строится как путешествие нескольких реальных лиц — археологов начала XX века. Их рассказы о том, как происходили открытия, что эти люди чувствовали этот момент, каким образом эти открытия отразились на их судьбе, как мы сейчас это воспринимаем... За счет этого удалось создать яркую и образную картину — и пространства, и времени, и судеб людей», — поясняет один из кураторов выставки, археолог Николай Смирнов.

Вообще, каталог — чрезвычайно важная составляющая музейного дела. Ведь по хорошему, это вовсе не набор репродукций, а квинтэссенция научной работы, которая неизбежно предшествует любой по-настоящему хорошо подготовленной выставке. Подготовка выставки — не просто развеска картин или расстановка артефактов, это всегда поиск новой информации, новых взглядов, обобщений.

Понятно, что сугубо научная составляющая интересует далеко не всех посетителей выставочных залов. В конце концов, экспозиция рассчитана для широкого зрителя, и каждый — от малого ребенка до академика — сможет найти для себя что-то свое.

Необходимость популяризации науки актуальна как никогда. Как подчеркивает еще один куратор выставки, археолог Василий Новиков, в современном мире люди науки столкнулись с проблемой непонимания ценности мнения ученых. Тем более, что те не всегда умеют (а некоторые и не видят необходимости) доносить информацию до широкой публики. Но в эпоху интернета это оставляет слишком широкое поле для «специалистов» совсем в другой области — создании сенсаций ради количества просмотров, подмены понятий, передергивании или фальсификации фактов. Именно потому такие проекты, как «Сны Сибири» нужны сейчас чрезвычайно.  

Сны СибириКопии Окуневских стел, II тысячелетие до н.э., Хакасия. Фото: фонд «Таволга»

Выставка во Владивостоке продлится до начала октября. Но на этом проект вовсе не заканчивается: «Сны Сибири» отправятся покорять собственно Сибирь. Следующим городом, где она будет представлена, станет Красноярск. Впрочем, экспозиция наверняка заметно изменится — и дело не только в других выставочных пространствах: появятся и новые экспонаты. По словам Марины Бондаревой, в настоящий момент счет музеям, сотрудничающих с фондом «Таволга», пошел уже на третий десяток.

А тем временем фонд подготовил уже новый проект, на этот раз посвященный архитектуре вокзалов Байкало-Амурской магистрали. Это уникальные объекты с точки зрения архитектуры и искусства — в их создании и оформлении принимали участие архитекторы и художники со всех союзных республик. Но никто ранее не систематизировал информацию об этих проектах. Накануне полувекового юбилея БАМа фонд «Таволга» и РЖД организовали в этом году экспедицию, включавшую историков архитектуры и профессиональных архитектурных фотографов. Они проехали по БАМу, отсняли вокзалы в их нынешнем виде, опросили архитекторов и строителей, поработали с архивными материалами музеев... И результат их изысканий в самое ближайшее время будет представлен публике: в начале июля в Государственном историческом музее откроется выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа».

Еще по теме