Top.Mail.Ru
архив

Собачья радость

23.05.201600:00

Помнится, герой Мэла Гибсона в старом добром американском фильме «Смертельное оружие» доводил напарника до белого каления многими своими фокусами, в том числе и тем, что любил жевать сухой собачий корм. Это как семечки – начнешь и не можешь закончить, – хотя попробовавший все-таки в итоге собачью еду детектив-напарник потом плевался с полным отвращением. Оно и понятно: это все же не еда с нашего стола.

Киношную тему можно продолжить, если вспомнить тоже очень старую французскую комедию «Укол зонтиком», герой которой в исполнении тогда еще молодого Пьера Ришара подвизался на ниве телерекламы и снискал себе какую-никакую славу, рекламируя опять-таки собачий корм. И все это вместе свидетельствует, что собачья еда, в отличие от многих других бизнесов, стала, можно сказать, феноменом культурной антропологии. Попросту говоря, без нее никуда. Ни собакам, ни людям.

Один дома

Ничем иным не объяснить, например, что венчурный капиталист из американского Спокана Том Симпсон в настоящее время инвестирует в разработку американской же девятиклассницы Брук Мартин, которая додумалась скрестить Интернет и собачий корм, переложив все это изрядной толикой собачьей и человеческой психологии. Дело в том, что американцы много работают. И очень любят собак. Питомец есть практически в каждом доме. И он остается в этом доме один, пока хозяева на работе. И скучает. И очень переживает. И нервничает. Словом, испытывает стресс. А стресс, как известно, лучше всего заесть чем-то вкусненьким. Так вот, Брук Мартин придумала, как находящийся в удаленном доступе владелец четвероногого друга может и покормить его, и пообщаться с ним в видеочате. Это поможет сделать напольный гаджет iCPooch на основе компьютера Raspberry Pi. Хозяин через Интернет со своего планшета или смартфона включает невысокую – под рост собаки – видеостойку, и вот вам диалог двух любящих сердец. Собака подходит на голос, она слышит и даже видит хозяина, и прибор при приближении пса запускает выдачу через специальное отверстие кусочка любимого сухого лакомства. В итоге все счастливы. И это было бы невозможно, не изобрети кто-то когда-то сухой собачий корм. 

Школьница, кстати, представила свою разработку год назад на местном фестивале стартапов, и ей тогда аплодировали стоя. Сегодня вокруг ее изобретения выстраивается небольшая пока компания, у которой уже есть гендиректор и которая подала заявку на регистрацию целого ряда патентов. Основатели стартапа задумались и о привлечении финансирования: замахнулись на $75 000, но пока собрали всего $6000. В наличии пока только прототип устройства, но в ближайших планах – его продажи через магазины, что торгуют зоотоварами, и те, что ориентированы на гаджеты и интернет-технологии. 

Девушка решила помочь четвероногим не просто так, а потому, что психологические проблемы из-за одиночества испытывала, как говорил собачий психолог, ее собственная питомица. Но это только лишний раз подчеркивает, насколько лично мы воспринимаем все, что имеет отношение к домашним любимцам. Считается, что в США таких животных, как собачка Брук Мартин, страдающая синдромом одиночества, больше 13 млн – неплохой потенциальный рынок сбыта. Кстати, встающая на ноги компания предполагает продавать не только сами устройства, но и специальный, рассчитанный под них по размерам и форме, собачий корм.

Овсянка, сэр!

Люди одомашнили кошек и собак тысячи лет назад. И до самого недавнего – по историческим меркам – времени кормили их тем, что оставалось от собственной трапезы. Если вообще кормили, а не ожидали от них, что те добудут пропитание сами, скажем, охотясь на мелкую дичь. 

Если покопаться в истории, выяснится, что более 2000 лет назад римский поэт и философ Марк Теренций Варрон написал первую инструкцию по хозяйствованию на земле, в которой он, в том числе, рекомендовал кормить собак на фермах вымоченным в молоке хлебом и овечьими костями. В Средние века представители европейской знати строили для своих собак конуры и готовили специальную еду – рагу из зерна, овощей и разного рода субпродуктов. Известно, впрочем, что в 1800-х при китайском дворе любимого пекинеса императрицы кормили мясом с плавников акулы, перепелиными грудками, поили молоком антилопы. Европейский бомонд кормил своих собак жареным утиным мясом, пирожными, конфетами. Иногда псам давали даже алкоголь. 

К 1800-м в Европе стали обобщать и анализировать результаты многих десятилетий наблюдений за сменой собачьих поколений, за тем, какая именно еда и какой именно характер питания приводили к появлению самых умных, красивых, здоровых и быстро растущих представителей собачьего рода. И на основании полученных результатов многие специалисты, а потом и просто любители стали экспериментировать с собачьим рационом, создавая еду исключительно из здоровых ингредиентов. Поначалу это были продукты домашнего творчества. При этом в смесь чаще всего входили говяжьи кости, овощи, картофель, овес, конина, головы овец. Все это бесконечно долго кипятилось до состояния полного смешения. На приготовление уходило очень много времени и сил, так что начало промышленного производства специального собачьего корма было только вопросом времени, причем скорого. 

Мысль о производстве специальной еды для собак возникла и начала оформляться в самостоятельную отрасль, как считают историки, примерно в 1790-х, а сравнительно популярными и идея, и продукция стали примерно в 1860-х. Трудно судить, заслуженно или нет, но первым человеком, сумевшим произвести коммерчески успешный собачий корм, считается электрик и индивидуальный предприниматель из Огайо Джеймс Спратт. При этом под коммерческим успехом следует прежде всего понимать то, что Джеймс Спратт первым добежал до патентного бюро и справил для своего продукта патентную защиту.  

Легенда гласит, что идея нового продукта пришла Спратту в голову при виде бродячих собак, подъедавших в порту Лондона остатки сухарей из бортовых запасов питания для моряков. Это были специальные галеты с очень долгим сроком хранения и значительным содержанием калорий и витаминов – то, что надо в дальнем плавании. К обычным для сухого печенья муке, воде и соли добавляли жир, мясо, овес и овощи. И эта еда для моряков стала достаточно популярной. Не в последнюю очередь потому, что была сравнительно дешевой. 

Так или иначе, но благодаря Джеймсу Спратту возникла фирма Meat Fibrine Dog Cakes, выпускавшая твердые бисквиты из мяса, зерна, свеклы и других овощей для рынка Великобритании. Стоит, видимо, отметить, что на первых порах они предназначались для собак, участвующих в бегах, владельцами которых были состоятельные жители сельской местности. Но потом новый продукт преодолел сословные различия и пересек океан: в 1870-х бизнес переехал в США, хотя производство первоначально располагалось в Лондоне. 

Успех пришел не только потому, что верно была найдена ниша, но и благодаря грамотно примененным приемам рекламы, маркетинга, брендинга и продвижения: цветные биллборды, разъяснения на собачьих конкурсах и выставках, информационные буклеты, из которых можно было подробно узнать о технологии производства сухариков и т.п. 

Довольно долго эти сухарики оставались единственной формой специально выпускавшихся кормов для собак. Первые собачьи консервы появились примерно в 1900 г. Кошачья еда, между прочим, появилась на рынке немного позже, в 1870-х, и значительно дольше она оставалась редкостью – примерно до 1920-х. 

У Спратта, конечно, были последователи. Так, в 1880-х на рынке появился лечебный хлеб для собак от некоего ветеринара из Бостона A.C. Daniel's Medicated Dog Bread. 

В 1908 г. начала работу The F.H. Bennet Biscuit Company, выпускавшая галеты в виде косточек. Здесь же одними из первых стали делать сухарики в упаковках разных размеров – для собак разных пород, – а также корма для щенков. 

В 1931 г. компанию Беннета купила National Biscuit Company (Nabisco), переименовавшая сухарики в Milkbones. Были наняты около 3000 коммивояжеров, задача которых состояла в том, чтобы обеспечить продажи в продуктовых магазинах. Таким образом собачья еда утвердилась в традиционном ассортименте продуктовой розницы. 

Нетрудно заметить, что дорогу во все собачьи миски специальным кормам открыла промышленная революция. Именно благодаря ей наладились бесперебойные поставки необходимого сырья, прежде всего субпродуктов, со скотобоен, все чаще оснащаемых автоматическими линиями. Кроме того, развитие техники и технологий позволило организовать все более выгодные производственные циклы. 

Военное дело

Как это ни странно, но два достаточно крупных разворота в истории создания кормов для собак связаны с мировыми войнами. Например, с началом Первой мировой войны спрос на лошадей объяснимо многократно возрос и в Европе, и в Америке, так что содержание конины в собачьем меню пошло на убыль. А уже после окончания Первой мировой компании, занимавшиеся, например, поставками лошадей для нужд армии, стали отдавать предпочтение забою лошадей и использованию их мяса в качестве сырья для обедов четвероногих друзей. Звучит, да и выглядит, это, мягко говоря, неаппетитно, но для отрасли и с точки зрения бизнеса такой поворот означал процветание, бум. Конина – в высшей степени питательное мясо, к тому же, не такое дорогостоящее, как говядина, то есть в самый раз для собачьих консервов и сухариков.

Дальше в дело вступила Вторая мировая. Только на этот раз эффект оказался несколько другим. В то время образовался ощутимый дефицит металлов, которые направлялись строго на военные нужды. Для производителей собачьей еды это означало вынужденный отказ от консервных банок и, стало быть, консервированных кормов. Выход? Активизация экспериментов с сухими кормами. Правда, дело затянулось: технология прессования появилась только ближе к 1956 г., и с тех пор она в принципе остается неизменной. В самом общем виде процесс выглядит так: берутся кусочки какого-нибудь мяса, немного зерна и овощей, все это перемешивается, обрабатывается горячим паром, а полученная смесь прессуется, высушивается и направляется под нож, которым нарезаются кусочки определенных размера и формы. После высыхания продукт может быть обработан (попросту опрыскан) различными ароматизаторами, к нему могут быть добавлены витамины, жиры и т.п., то есть все то, что позволяет дифференцировать еду для разных возрастов и пород собак, целей и т.д.

Еще по теме