Top.Mail.Ru
архив

СОКу дали «слиться»

МВД объявило в розыск основного владельца группы «СОК» Юрия Качмазова. Следствие подозревает его и нескольких топ-менеджеров в выводе активов компании «Ижавто». Примечательно, что уголовное дело было возбуждено еще в 2009 году, но на поиски фигурантов правоохранительные органы бросились только после того, как СОК продал все свои активы структурам, близким к «Ростехнологиям».

Юрий Качмазов обвиняется в том, что в 2008–2009 гг. вместе с рядом топ-менеджеров завода «Ижавто», подконтрольного в то время группе «СОК», вывел с него активов на 6,7 млрд руб. Вместе с господином Качмазовым в федеральный розыск объявлены бывший гендиректор «Ижавто» Михаил Добындо, а также топ-управленцы завода Андрей Фролов, Юрий Амелин и Евгений Страхов. Вызывает недоумение тот факт, что разыскивать фигурантов стали лишь сейчас, притом что уголовное дело по преднамеренному банкротству «Ижавто» было заведено еще в 2009 году по заявлению основного кредитора – Сбербанка. Но до конца 2010-го господа Качмазов, Добындо, Фролов, Амелин и Страхов проходили по этому делу только как подозреваемые. «Мы не простим тем людям, которые допустили мошеннические действия, эту ситуацию. Станем делать все, чтобы привлечь их к уголовной ответственности, думаю, что им заниматься бизнесом в стране дальше будет очень непросто», – заявил руководитель Сбербанка Герман Греф в интервью Business FM в сентябре 2010 г. Несмотря на столь жесткую позицию главы кредитной организации, «Сбер» проигнорировал запрос «Ко» относительно новости о розыске основных фигурантов этого громкого дела. «Группа «СОК» бросила «Ижавто» на произвол судьбы, выведя активы. Мы сейчас с Генпрокуратурой будем этим заниматься», – негодовал в мае 2009-го председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Однако проведенная СП проверка нарушений на заводе не нашла. «Предварительный сговор лиц на совершение такого преступления не просто доказывается. Скорее всего, из-за этого следователи не смогли собрать достаточного количества доказательств, чтобы перевести владельца группы «СОК» и топ-менеджеров из подозреваемых в обвиняемые», – предполагает управляющий южной дирекции юридической фирмы Vegas Lex Максим Григорьев.

Существует и другая версия такой неповоротливости правоохранителей: у группы «СОК» к тому времени еще оставались активы, в получении которых был заинтересован «АвтоВАЗ». «Иногда для успеха переговоров о продаже активов проще держать людей под угрозой дамоклова меча со стороны правоохранительной системы, а не сажать их сразу в СИЗО», – отметил на условиях анонимности представитель крупного промышленного холдинга. Действительно, пока господин Качмазов и его «подельники» проходили как подозреваемые, СОК успел реализовать почти все ключевые активы. В середине прошлого года он продал свои автокомпонентные предприятия «Автосвет», ОСВАР (осветительное оборудование), «ВАЗинтерсервис» (детали сцепления, рулевого управления), «Мотор-Супер» (элементы подвески, двигателя), «Комплект Лтд» (элементы подвески и системы охлаждения) и ТД «Волгопроммаркет» (дистрибьютор запчастей). Сделка была заключена с одной из российских компаний, сообщили тогда в группе «СОК», но назвать покупателя отказались.

По неподтвержденным данным, активы СОКа отошли структурам «АвтоВАЗа», который подконтролен госкорпорации «Ростехнологии». На сегодняшний день единственным крупным активом группы остается ОАО «Волгомост», но оно «Ростехнологиям» уже не интересно. Так что пришла пора приступать к более решительным действиям, и господа Качмазов, Добындо, Фролов, Амелин и Страхов были объявлены в федеральный розыск. «Если в результате действий правоохранительных органов с подозреваемых удастся взыскать какие-то средства, это будет позитивно для кредиторов (например, для Сбербанка)», – отмечает заместитель начальника отдела информационно-аналитического обеспечения Пробизнесбанка Валерий Пивень. Но эксперты в этом сомневаются: основные фигуранты дела Качмазов и Фролов, как утверждают знакомые с ними люди, покинули пределы России и в настоящее время проживают в Объединенных Арабских Эмиратах.


Резюме Юрия Качмазова

Дата рождения – 1966 год.

С 1995 года – генеральный директор ООО фирмы «СОК» (г. Сызрань).

С 1998-го по 2008 год – член правления ЗАО «РосЛада».

С 1998 года – н/в председатель совета директоров группы «СОК».

В мае 2005 года журнал Forbes оценивал его состояние в 410 млн долларов


 

Бизнес на «отжиме»

Противостояние между СОКом и ГК «Ростехнологии» началось буквально сразу после отставки Владимира Каданникова с поста главы совета директоров «АвтоВАЗа» осенью 2005-го. Еще до своего ухода господин Каданников договорился продать СОКу контрольный пакет акций автопредприятия, но администрация президента приняла решение о передаче контроля над «АвтоВАЗом» госкомпании. Однако Юрий Качмазов не отказался от своих амбиций, тем более что весьма влиятельный в Самарской области предприниматель до последнего воспринимал «АвтоВАЗ» чуть ли не как свою вотчину и пытался выстраивать бизнес с «Ростехнологиями» так же, как работал с Владимиром Каданниковым. Но глава госкорпорации Сергей Чемезов не стал терпеть конкурентов на своей территории и быстро указал СОКу на его место, а точнее, на отсутствие такового в бизнесе предприятия. По всей видимости, именно с этой целью в Тольятти зачастили представители правоохранительных органов, которые шерстили бухгалтерию «АвтоВАЗа», проверяли контракты по поставкам металла, а также интересовались производителями комплектующих, в том числе группой «СОК».

Итогом выездных проверок явился обыск в московском офисе СОКа. Формальным основанием стали два уголовных дела, возбужденных в процессе работы на «АвтоВАЗе» сотрудников МВД, ФСБ и Генпрокуратуры. Однако истинной причиной тогда считалось желание госструктур, к которым перешел контроль над «АвтоВАЗом», вынудить СОК отказаться от кабального для завода контракта на поставки запчастей к вазовским машинам. Напомним, что по состоянию на середину 2005-го группа «СОК» обеспечивала «АвтоВАЗу» до 50% поставок деталей на конвейер и контролировала сбыт автомобилей и запчастей. Разрыв контракта в одностороннем порядке грозил автопредприятию штрафом на огромную сумму – 14 млрд руб. Между тем продажа запчастей на вторичном рынке являлась потенциальным источником дохода для «АвтоВАЗа». Если учитывать, что объемы этого рынка оценивались в 35–40 млрд руб. в год, то сотрудничество с СОКом выливалось в значительное недополучение доходов. Именно на эти деньги и нацелились новые собственники завода, объявившие войну СОКу. Возникает логичный вопрос: как господину Качмазову удалось подмять под себя крупнейшее автомобильное предприятие России?

СОК всегда называли самой закрытой компанией из автомобильной отрасли. Господин Качмазов никогда не давал интервью, да и многие его партнеры не знали владельца группы в лицо. Такая скрытность отчасти объяснялась высокой криминализацией автомобильного бизнеса в Тольятти и тем, что бизнес автопроизводителя оставался фактически закрытым на протяжении почти десятка лет. «В конце 1990-х Качмазов пользовался покровительством прежнего руководства «АвтоВАЗа», – вспоминает источник, близкий к автопредприятию. – СОК вел себя агрессивно. Представители группы могли запросто зайти на предприятие со своими коммерческими предложениями, от которых нельзя было отказаться. Таким образом, близкие к господину Качмазову структуры брали под контроль финансовые потоки предприятий-поставщиков, а затем и вовсе становились их собственниками». За несколько лет СОК прибрал к рукам многих поставщиков комплектующих для «АвтоВАЗа», и среди них заводы «Автосвет» и «Автоприбор». К 2005 году господину Качмазову удалось выстроить холдинг с оборотом порядка $2 млрд в год, на который к тому же был завязан весь бизнес «АвтоВАЗа». Очевидно, что эта ситуация в корне не устраивала пришедших к управлению автозаводом «менеджеров от государства».


Что такое группа «СОК»

Создана в 1994 году и по состоянию на начало конфликта с «Ростехнологиями»

объединяла 42 предприятия в 15 регионах. Как говорится в информационном меморандуме,

ООО «СОК-Автокомпонент» (одно из подразделений группы) к выпуску облигаций на 1,1 млрд руб. общий оборот группы в 2004 году – $2 млрд против $1,7 млрд годом ранее. На пике своего бизнеса, который приходился на 2005 год, группа поставляет 37% автокомплектующих для «АвтоВАЗа». 59% выручки группы приходилось на автокомпоненты, 34% – на автомобили, еще 7% – на прочие виды бизнеса


 

Дело принципа

Получив опыт работы в сегменте автозапчастей, а также заработав солидный капитал, в 1998-м СОК сам стал выпускать автомобили: группа построила в Сызрани завод «РосЛада». А еще через два года СОК купил «Ижмашавто». Но когда разгорелся конфликт с «Ростехнологиями» и СОК постепенно начали вытеснять из автокомпонентного бизнеса, Юрий Качмазов предложил госкорпорации купить у него «Ижавто» за $300 млн. Однако господин Чемезов не привык платить столь значительные суммы за активы, которые можно получить за гораздо меньшие деньги, а то и вовсе бесплатно. Помог кризис: «Ижавто» фактически встал из-за роста цен на импортные комплектующие для автомобилей, производившихся тогда на нем. «Накопилась огромная сумма неоплаченных долгов, было принято решение о приостановке конвейера, и в сентябре 2009-го руководство предприятия запустило процедуру банкротства. На заводе ввели внешнее управление. В марте 2010-го решением Арбитражного суда Удмуртии ОАО «Ижавто» было признано банкротом»,  – вспоминает специалист аналитического отдела «РИК-Финанс» Роман Ткачук.

Одновременно с этим стало известно, что еще в марте 2009-го группа «СОК» продала «Ижавто» менеджменту завода по весьма запутанной схеме: 74,78% акций «Ижавто» досталось руководству завода во главе с гендиректором Михаилом Добындо, а в обмен завод отдал СОКу дебиторскую задолженность в $200 млн. Интересно то, что сделка была оплачена не деньгами, а автомобилями на общую сумму $200 млн. В результате основную часть долга «Ижавто» (более 5 из 13 млрд руб.), принадлежащего самому себе, теперь гасит федеральный бюджет, а еще 2,5 млрд руб. выданных заводу кредитов Сбербанк списал как безнадежные. Именно эта схема и вызвала вопросы у правоохранительных органов, а также обоснованное возмущение со стороны «Сбера». Но «Рос­технологии» получили то, что хотели: «Ижавто» теперь можно забрать бесплатно и восстанавливать производство на государственные деньги, а не платить зарвавшемуся предпринимателю Юрию Качмазову. «В целом к настоящему времени вопрос получения «АвтоВАЗом» контроля над «Ижавто» уже решен, и уголовное преследование бывших владельцев завода вряд ли способно оказать влияние на этот процесс», – резюмирует начальник аналитического отдела инвестиционной компании «БФА» Денис Демин. Скорее, активизация следственных органов после продолжительного затишья говорит о принципиальности позиции «Ростехнологий» в отношении группы «СОК».


Еще по теме