Top.Mail.Ru
архив

SOS

Наши люди очень боятся попросить о помощи. Все всегда хотят сделать самостоятельно. Даже если ровным счетом ничего в этом «всем» не понимают. Такой болезни подвержены люди от мала до велика. И совершенно непонятно, откуда это берется в стране, которая еще двадцать лет назад молилась на социализм и коллективизм?

В результате учитель математики, делающий дома ремонт, почему-то боится признаться жене, что никогда ничего тяжелее стопки ученических тетрадей в руках не держал, а из красящих средств знаком только со «штрихом». Можно подумать, что работа учителя математики оценивается по его умению выравнивать стены и класть паркет. Или, например, менеджер проекта, который не укладывается в сроки. «Помощь-то нужна?» – спрашивают его коллеги. Естественно, молодой и амбициозный специалист отказывается. Иначе как же он будет выглядеть в глазах начальства? Нет, помощь ему не нужна, она только помешает ему в продвижении по служебной лестнице. В результате – проект с успехом срывает все сроки, а его менеджер вылетает из компании, не успев дособирать вещички в картонную коробку.

В действительности нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за советом и помощью к людям, более опытным в данном конкретном вопросе. Для этого даже существует специальный термин – knowledgemanagement. «Дело не в том, чтобы создать энциклопедию, в которой записано все, что кто-либо когда-либо знал, – рассказывают авторы книги «Учитесь летать» Крис Коллисон и Джефф Парселл. – Суть заключается в том, чтобы иметь под рукой координаты людей, которые знают рецепт, и всячески лелеять культуру общения и технологию, которая развяжет им язык».

Книга «Учитесь летать» написана на основе опыта, приобретенного ее авторами во время работы над системой управления знаниями в BP. С одной стороны, это придает ей некоторую толику занудства. Утомляет, знаете ли, читать, что BP сделала то, или BP не сделала это. С другой стороны, такая вовлеченность авторов дает им право на небольшой «инсайд» – разумеется, строго дозированный и причесанный внутренней цензурой авторов и корпоративной цензурой BP. «Если вы взглянете в зеркало в комнатах отдыха большинства офисов ВР, то увидите наклейку: «Вы смотрите на своего инженера по технике безопасности», – пишут Коллисон и Парселл. – Это сильный ход. Мы много лет работали над тем, чтобы внедрить концепцию техники безопасности в сознание всех работников: безопасность труда – это ответственность каждого, а не только начальства или головной конторы».

Чтобы обмен знаниями шел эффективно, необходимы, как минимум, три вещи: сотрудники, понимающие, какую пользу этот обмен может принести компании в целом и им лично; воля руководства, которое должно создать среду, поощряющую данную практику; хорошо отлаженная ИТ-инфраструктура. «Часто мы энергично беремся за реформирование и расходуем непропорционально большое количество сил в пределах одной, иногда двух составляющих», – замечают авторы. Но этого, естественно, недостаточно. Даже если люди будут мотивированы на обмен знаниями, и в компании все в порядке с ИТ, но ее руководство обмен не поощряет и считает его признаком слабости или некомпетентности, то ничего не выйдет. Точно так же ориентированное на knowledgemanagement начальство ничего не сможет добиться, если сотрудники элементарно не имеют возможности включить в единый список e-mail-рассылки людей из других офисов компании.

«Мы охотнее обмениваемся знаниями с людьми, которых хорошо знаем и которым доверяем», – делятся еще одним секретом авторы «Учитесь летать». А потом цитируют, возможно, самую важную фразу в книге, принадлежащую консультанту Филу Форту, который говорил: «Я никогда не делюсь секретами с толпой».

 

Выходные данные

Крис Коллисон и Джефф Парселл, «Учитесь летать»; Институт комплексных стратегических исследований, 2006 г. 296 стр. Тираж: 3000 экз.

Еще по теме