Top.Mail.Ru
архив

Союз нерушимый

Когда объединяются несколько компаний, перед CIO возникает вопрос, как перейти на единую корпоративную информационную систему и не прервать сложившегося режима работы с клиентами. Особенно это важно для банков, имеющих региональные филиалы в разных часовых поясах. Вот как происходил переход на новую информационную систему в банке «Союз».

 

В сентябре 2003 года завершилась процедура присоединения к банку «Союз» (бывший «Ингосстрах-Союз») Автогазбанка (Нижний Новогород), «Народного банка сбережений» (Москва) и Сибрегионбанка (Иркутск). Задача перевести банк на новую информационную систему была поручена заместителю председателя правления «Союза» Владимиру Смирнову.

«Мне понадобился месяц, чтобы подготовить стратегический план внедрения единой системы, – рассказывает Смирнов. – Управление информационными технологиями в тот момент в банке было «монархическим» – все решения принимались одним человеком – мной. Никаких комиссий и комитетов не было. Насколько такой подход эффективен, не берусь обсуждать. Были ли совершены ошибки? Разумеется, были».

 

Экскаваторщик всегда на связи

 

К моменту слияния Сибрегионбанк в Иркутске представлял собой крупный региональный банк с сетью офисов. Автогазбанк был сопоставим с ним по размерам. А «Народный банк сбережений» был небольшим – его штат насчитывал  не более 20 человек. После объединения присоединенные банки получили статус филиалов, а их филиалы стали дополнительными офисами.

Такая структура потребовала прокладки новых каналов связи между дополнительными офисами, филиалами и головным банком. «То, что происходит с каналами связи за пределами Москвы и Московской области, заслуживает отдельного разговора, – говорит Владимир Смирнов. – Подчас мы зависим от какого-нибудь шального экскаваторщика, который с завидной периодичностью нарушает связь, перерубая кабель. Разумеется, каналы резервированы, однако в регионах зачастую провайдеры резервируют только «последнюю милю», от разрыва основного кабеля это не спасает». Нужно было построить банковскую инфраструктуру таким образом, чтобы при временном нарушении связи с московским головным офисом филиал продолжал работать без сбоев.

Есть два варианта построения банковских систем – централизованные и распределенные. Западные банковские системы по большей части централизованные. В «Союз» приезжали итальянские разработчики и предлагали внедрить централизованную систему. Но после вопроса Смирнова о том, может ли она работать в разных часовых поясах одновременно, итальянцы поняли, что продать свою разработку «Союзу» не удастся. Централизованная система плохо приспособлена к функционированию в разных часовых поясах, она, как правило, способна учитывать только одно так называемое системное время. В этом случае операция во Владивостоке датируется в Москве вчерашним днем. Может случиться и так: фактически деньги поступят сегодня, но будут проведены по вчерашней отчетности. В подобных случаях возникнут ошибки в бухгалтерских документах банка.

В распределенной же системе каждый филиал живет в своем часовом поясе, и при консолидации баланса все проводки ложатся в архив с зафиксированным местным временем. В «Союзе» было решено строить распределенную сеть – она лучше подходила для «мягкого» объединения всех структур нового банка в одно целое.

 

Аудит «зоопарка»

 

Во всех банках, участвовавших в слиянии, работали свои информационные системы, включавшие и «самописные». В качестве кандидатов для создания единой банковской системы Смирнов рассматривал три разработки – Diasoft 5NT(e) (компания «Диасофт»), «БИСквит» (компания «Банковские информационные системы») и банковскую систему Центра финансовых технологий. Впрочем, долго выбирать не пришлось. «К тому времени в нижегородском банке практически завершилось внедрение системы Diasoft 5NT(e). У меня был выбор – отказаться от серьезных инвестиций, сделанных в Нижнем Новгороде, либо во всех банках внедрять 5NT(e)», – объясняет свое решение Владимир Смирнов.

Внедрение Diasoft 5NT(e) началось с головного банка. Основная проблема заключалась в том, что старая система, написанная программистами финансовой организации, не была модульной. «Модульные банковские системы легче модернизировать, – считает Смирнов. – В ходе модернизации меняется ядро системы, но старые модули остаются работоспособными и «привязываются» к новому ядру. После этого они постепенно замещаются новыми модулями». Однако для «Союза» такой сценарий не годился, пришлось строить многоступенчатую процедуру миграции. Для этого программисты банка написали специальный конвертор. «Мне было по-человечески жаль специалистов, – вспоминает Владимир Смирнов. – Они понимали, что делают серьезную разработку, которая нужна только для перехода с одной системы на другую и впоследствии будет выброшена».

Параллельно шла замена у всех московских клиентов – юридических лиц (таковых было около 200) модуля «банк-клиент». Такая же технология использовалась и при работе с остальными модулями системы.

«Союз» – это единственный банк в практике нашей компании, который реализовал консолидацию крупных дочерних банков, расположенных в разных часовых поясах России, имеющих существенный оборот и большое количество клиентов, – рассказывает вице-президент компании «Диасофт» Александр Генцис. – «Союз» построил трехуровневую структуру: головной банк – крупные региональные филиалы – сеть отделений. Подобная структура является классической для Сбербанка России и западных банков. Поэтому было особенно интересно отработать опыт внедрения наших программных продуктов в такой организационной системе».

 

Два месяца и пять дней

 

Внедрение всех модулей вела одна команда. «Она работала так напряженно, что администраторы потеряли счет времени, не отличая границу между днем и ночью, – вспоминает Смирнов. – Это длилось примерно два месяца». Некоторое время старая и новая системы действовали параллельно. Данные вводились в новую систему, а перекачка данных в старую шла через конвертор. Через полтора месяца старую систему отключили.

В банке «Союз» в новую систему перекачали документы за последние пять лет, но старые архивы оставили работоспособными на случай неожиданных запросов – например, со стороны налоговых органов.

Переносить данные из старой системы в новую – всегда сложнее, чем строить ее с нуля. Зато теперь после перехода на единую корпоративную систему банку проще «клонировать» новые филиалы. В регион с коробочным продуктом Diasoft выезжают два специалиста – главный системный администратор и начальник отдела сопровождения. За четыре-пять дней они полностью разворачивают филиал – от инсталляций баз данных на серверах и заканчивая настройкой счетов и обучением персонала.

 

Еще по теме