Top.Mail.Ru
архив

Стальное сердце

В России привыкли воспринимать IBM как гиганта, выпускающего исключительно мощные машины, на которых можно рассчитывать землетрясения и испытывать ядерные бомбы. В свое время партия и правительство решили, что большие машины – мейнфреймы – СССР будет копировать у IBM (получилась отечественная ЕС-серия), а машины среднего класса – у DEC (СМ-серия). Такое историческое наследие, до сих пор оказывающее воздействие на российский рынок, не устраивает IBM, и она готовится к прорыву на наш рынок с серверами для среднего бизнеса.

 

Компания придает им настолько большое значение, что юбилейный форум «IBM – 90 лет технологического лидерства» в Москве открылся выступлением менеджера по моделям iSeries Кейта Рутледжа. Название его доклада звучало немного физиологично – «IBM – сердце инфраструктуры успешного бизнеса», но Рутледж имеет основания сравнивать продукцию своей компании с сердцем: уже 700 тыс. «моторов» iSeries «бьются» в 150 странах, включая Россию.

 

Идут лавины одна за одной

На различных участках мирового рынка – разная «погода»: пока сектор ПК пребывает в застое, сектор серверов идет в рост. Этот рост вызван увеличением количества пользователей Интернета, развитием электронного бизнеса и внедрением на предприятиях современных систем управления. Кризис Интернет-компаний практически никак не отразился на продажах серверов. Эксперты оценивают этот рынок как наиболее перспективный и доходный. IBM же, подчеркивая свою уверенность в таком раскладе, даже переименовала всю свою технику в е-серверы.

По оценкам аналитической компании IDC, в ближайшие два года в Западной Европе количество регулярных пользователей Интернета увеличится на 50 млн человек. Увеличение нагрузки на Сеть потребует расширения ее пропускных возможностей. Кроме того, электронный бизнес и корпоративные порталы настойчиво проникают в повседневную практику бизнеса. Сложное программное обеспечение, на котором они работают, тоже требует большего количества мощных и производительных серверов.

В России сектор серверов развивается еще быстрее, чем в Европе. Такой рост объясняется общим подъемом национальной экономики и увеличивающейся потребностью предприятий в информатизации. IDC считает, что стабильная аудитория Интернета в России в 2003 году составит 4,5 млн человек – эта цифра вдвое превышает соответствующий показатель 2000 года. В свою очередь, консалтинговая компания Accenture провела опрос руководителей крупных предприятий в нескольких десятках городов России. Исследование показало, что не менее 90% руководителей готовы экспериментировать с информационными технологиями, а 67% из них увеличат свои вложения в этот сектор в течение года.

Две трети отечественного рынка серверов контролируются пятью компаниями – IBM, Hewlett-Packard, Compaq, Sun и Aquarius. Оставшаяся треть делится между несколькими российскими компаниями и самосборщиками. Наиболее жесткая конкуренция наблюдается в сегменте серверов для средних предприятий. Причем, судя по результатам исследований IDC и Accenture, она будет становиться только жестче.

 

Поставьте этот ящик в угол

IBM уверенно лидирует на мировом рынке серверов. Около 70% мировых корпоративных баз данных «крутятся» под управлением программного обеспечения IBM. А из 1000 крупнейших мировых компаний в 950 имеется хотя бы один сервер IBM. В самом важном для глобального бизнеса месте – на Нью-Йоркской фондовой бирже также установлены компьютеры IBM.

Не меньшим успехом пользуется и техника IBM «среднего» масштаба. Особенно в странах, где развит малый бизнес. В Италии серверы IBM – общепринятое решение для десятков тысяч небольших компаний. В Чехии 93% компьютерной техники в системах управления предприятиями пивоваренной промышленности – это серверы IBM iSeries.

Причины такой популярности серверов iSeries в том, что их архитектура создавалась специально для бизнес-задач, а не для инженерных или научных вычислений. При разработке моделей iSeries во главу угла ставились надежность и простота в обслуживании. Бизнесмену средней руки, как правило, некогда самому разбираться в технологических премудростях, выслушивая советы о том, как правильнее построить «многоуровневую территориально распределенную систему». Ему не нужны ни собственный многочисленный технический персонал, ни системные администраторы, подобно атлантам вручную поддерживающие серверы. Менеджер должен ежедневно, ежечасно получать информацию от всех своих филиалов и партнеров (которые могут находиться даже в разных часовых поясах). Поскольку существует общепринятое стандартное решение этой задачи, предприниматель не будет тратить свое время и силы на «изобретение велосипеда».

«Наши решения переплетены с бизнес-задачами, которые стоят перед небольшими предприятиями во всем мире, – говорит Генрик Шлегель, вице-президент IBM EMEA по серверам для среднего бизнеса. – Серверы IBM просты и в обслуживании и в управлении, они легко работают с различными приложениями. Одна наша машина способна заменить до 50 чужих серверов, требующих постоянного обслуживания. Это позволяет нашим клиентам ощутимо сокращать свои расходы».

«Если в Европе вы, например, продаете автомобили, – рассказывает директор по маркетингу и развитию каналов сбыта IBM по Восточной Европе Кирилл Корнильев, – то вам достаточно купить сервер, поставить его, грубо говоря, как ящик в угол и… забыть о нем. Вашего участия для его работы не требуется. Если с ним что-то происходит – тут же приезжает сервисная служба и либо меняет его, либо ремонтирует. Так же работают и сети супермаркетов – например, Auchan. Потребность в подобных решениях и в нашей стране огромна, но о них в России еще мало знают».

По словам начальника компьютерного отдела сети супермаркетов «Седьмой континент» Андрея Долудя, перед компанией стоит задача смены «софта», так как с ростом количества магазинов резко возрастают объемы и потоки перерабатываемой информации. «У нас уже 19 магазинов, еще 5 должны быть открыты в этом году. Все они объединены оптоволокном. Мы ведем поиск новых решений», – рассказывает Андрей Долудь.

 

Под сенью Lotus

В России и на Западе технику выбирают по-разному. На Западе первым делом оценивают стоимость владения, для нас же главное – цена покупки. Причем в России выбор делается необязательно в пользу более дешевой техники. Бывает и так, что руководителям технических подразделений нужно освоить бюджет прямо сейчас. И тратят они бюджет с размахом. А вопрос о цене последующего обслуживания отодвигается на второй план. Снижает популярность платформы iSeries и более дешевая рабочая сила в России. Некоторые руководители искренне полагают, что дешевле купить «самосборный» сервер, а администратором нанять студента. Впрочем, после того как сервер пару раз «падает» в неподходящий момент, а студент «заболевает» на период сессии, они начинают более серьезно подходить к информатизации своего предприятия.

Для международных компаний подобных IBM важно чувствовать ситуацию на различных национальных рынках. Для этого IBM поддерживает отношения с местными партнерами и консультантами, которые помогают наводить «мостики» между производителем и потребителями. В России до 90% объемов бизнеса IBM обеспечивают местные партнеры.

По мнению коммерческого директора компании «ИКТ-Консалт» Константина Антипова, выбор платформы российскими компаниями определяется тремя обстоятельствами. Во-первых, история: что уже установлено на предприятии и насколько эта техника и программное обеспечение хорошо себя зарекомендовали. Во-вторых, человеческий фактор: с какой техникой лучше знакомы специалисты компании. И только в–третьих – стоимость проекта.

Существует еще одна проблема, с которой сталкиваются западные вендоры на региональных рынках и решить которую можно только с помощью местных компаний. Это – локализация программного обеспечения. В США и других западных странах платформа iSeries активно востребована рынком, поскольку существует большое количество программных приложений, с которыми эта платформа работает. Однако в силу различий форм финансовой отчетности эти приложения для России неприемлемы.

«Мы заинтересованы в том, чтобы развивались локальные приложения, – рассказывает Кирилл Корнильев. – В России iSeries будет позиционироваться как решение под Lotus Notes – демократичное и популярное приложение. Это среда, на базе которой можно строить интересные системы документооборота и решать другие задачи среднего бизнеса. Естественно, мы будем заниматься и другими приложениями. Например, у R-Style Software есть интересное банковское решение под нашу линейку серверов, которое работает в Альфа-банке. Но прорыв будет подготовлен программными разработками под Lotus».

В России серверы традиционно используются в банковской, нефтяной и транспортной отраслях. Сейчас IBM готовится к вторжению в секторы дистрибуции, промышленного производства, здравоохранения и др. По мнению Кейта Рутледжа, в России достаточно потенциала для «потрясающего роста». По стандартам IBM «потрясающий рост» начинается с показателя 20% и более в год.

Еще по теме