Top.Mail.Ru
архив

Сто богинь и одна богиня

Из года в год перелетая, наводя прищуренный лорнет на ежегодные рейтинги самых-самых красивых, знаменитых или просто лучших женщин России (а иногда и составляя их), я печалюсь тому, как стабильно однообразен этот список. И как стареет он год от года – как бы не по-джентельменски это ни звучало. Та светская жизнь, что переливается через края лучших московских клубов и ресторанов и усталой пеной доползает до ног обывателя, знать не знающего, чем отличается «Галерея» от галереи «Актер» или от галереи Церетели, уже сезона три-четыре не давала ни одной женщины лучше, красивше и знаменитей, чем Ксения Собчак. Последней суперстарлеткой, разожженной на нашем телевидении, была Юлия Бордовских. Сериальный выводок актрис для домашнего пользования похож на игру в наперсток: какой ни подыми, там будет лицо или Чулпан Хаматовой, или Ольги Будиной, или Ольги Понизовой. Межолимпийское четырехлетие – от Сиднея до кефира «Биомакс» – произвело только две отточенные спортивные фигуры: Хоркиной и Кабаевой, Кабаевой и Хоркиной. В любом списке бизнес-ориентации будут Ольги Свиблова и Дергунова. Ну и конечно, Хакамада – а как же. Бедность на богинь грации, ума и денег такая, что во все российские рейтинги входит Ингеборга Дапкунайте – хоть сама не российская она, и даже муж у нее не россиянин. Ну и конечно, Рената Литвинова – заслуженная богиня со стажем. Рейтинги сочиняются не только для того, чтобы пощекотать читательскую пятку, потренировать его умение считать от одного до ста, но и, может, в самую первую очередь для того, чтобы поддержать молодых и утверждающихся. Единственный вид культурной деятельности, ежегодно поставляющий в хит-парады новые имена, – это поп-сцена, но тут другая беда: слишком шустрая ротация. Пока утверждают одну молодую звезду, ей в глубокий вырез спины уже злобно дышат другие сверхновые звезды. Не успеваешь выучить ни имени, ни внешнего вида, ни групповой принадлежности. И, приступая к просмотру (где-нибудь в парикмахерской или стоматологической клинике) нового списка суперзвезд, обнаруживаешь – эх, богини, богини мои незатейливые – фамилии давно заученные, лица до последней ухмылки знакомые: Бордовских, Корикова, Варум, Кабаева, Хоркина, Волочкова, Хакамада... Ну и конечно, Рената Литвинова. Кинокритик и популярный дамский интервьюер Алексей Васильев, подготовивший к выходу режиссерского дебюта Литвиновой одноименную с фильмом книгу «Богиня», спросил у Ренаты, почему для всех своих автогероинь она выбирает бедственные профессии – медсестры, милиционерши. Литвинова умно и красиво ответила, что настоящий волшебник не ищет славы, богатства и красивого платья. Он и так знает, что стоит ему шевельнуть бровью – и все у него будет, а потому ищет суть вещей, людей и книг. Литвинова ответила, конечно, умнее, а главное, красивее, а я так, имеющимися словами излагаю. Мне кажется, Литвинова правду говорит, но не всю. Ей, заслуженной богине, имеющей вкусово оправданный и заслуженный творчески такт назвать свой фильм про себя – «Богиня», ведомо то, чего мы не знаем. Как она жила, кем была, о чем мечтала, пока не решила стать и не стала вот такой, марлендитриховской выделки, богиней. Причем стала так, что не в чужой костюм втиснулась, рвя швы и петельки, а словно всегда была – удивительно, совершенно естественно, органично нарочитой. С десяток лет назад в мои хваткие журналистские руки попалась фотография Валерии той поры, когда звалась она еще Аллой и пела по саратовским филармониям и ресторанам: веселая деваха с круглыми щеками и модными а-ля Си-Си Кэтч кудряшками. Тогдашний ее супруг и продюсер Шульгин, прознав про выплывший из газетных архивов снимок, орал в мою телефонную трубку так, что спустя десять лет я охотно поверил жалостливым рассказам Валерии про деспота-мужа. Пересказываю Шульгина имеющимися словами: Аллы Перфиловой больше не существует, снимок надлежит уничтожить, есть только Валерия. Я тогда оскорбился, а сейчас, думаю, Шульгин прав был по содержанию. Старые скелеты надо закапывать, а не хранить, как Ленина на базарной площади. Сгинь, прошлое, не мучь меня. Оставайся в дне вчерашнем, не цепляйся, как нищенские дети.

Еще по теме