Top.Mail.Ru
архив

Цена победы

В Ираке продолжаются столкновения и гибнут люди, а в это время в Париже кредиторы (прежде всего из самых богатых стран мира – G-7, которые вложили немало денег в иракскую экономику при проклятом диктаторе) пытаются разрешить проблему долгов Саддама. Сколько же и кому должен Ирак? По приблизительным подсчетам, общая сумма приближается к $120 млрд. Из этой суммы $40 млрд, что тоже вовсе не мало, приходится на долю двенадцати стран так называемого Парижского клуба кредиторов.

Этот клуб незадачливых кредиторов, членом которого является и Россия, рискует не получить от Ирака и ломаного гроша. Впрочем, есть плохие, а есть и хорошие заимодавцы. Первые не получат ничего, а вторые могут рассчитывать хоть на какую-то компенсацию убытков. «Хорошие» – те, кто принял участие в агрессии против Ирака и сохраняет там свое военное присутствие. «Плохие» – те, кто отказался от участия в операции по «демократизации» этой страны. Они, следовательно, должны быть наказаны за свою трусость и бездеятельность.

В свое время Советский Союз предоставил кредитов Ираку на сумму около $9 млрд. Но Россия, наследница СССР, вместе с Францией, Германией и Испанией оказалась в числе «плохих» кредиторов.

Соединенные Штаты, в свою очередь, много вложили в Ирак и также не получили ничего от Саддама Хусейна. Но сейчас, кажется, готовы продемонстрировать великодушие. Они заявляют, что долги следует сократить на 90 – 95%, то есть практически списать. Они отказываются от погашения иракцами кредитов и гордятся своей позицией. В США считают: Ирак приступает к трудной работе по восстановлению экономики, по нормализации политической ситуации. А мы будем требовать от иракцев, невзирая на переживаемые ими трудности, чтобы они платили по счетам свергнутого диктатора?

На первый взгляд благородный жест. Но это не более чем поза. Не будем забывать, что в руках Соединенных Штатов оказались все природные богатства Ирака, прежде всего нефть, за исключением нескольких месторождений на севере страны, которые они временно уступили курдам. Да, действительно, Соединенные Штаты потратили уже почти $200 млрд на ведение войны в Ираке, еще 200, вероятно, понадобятся, чтобы добиться окончательной победы. Но верно и то, что их затраты могут окупиться сполна. Конечно, не сразу, поскольку взрывы на нефтепроводах случаются чуть ли не ежедневно. Придется подождать годик-другой, чтобы приступить к подсчету прибылей. Но в любом случае рано или поздно сопротивление будет подавлено и черное золото хлынет к западным потребителям.

Небезынтересно узнать, что говорят те, кто подобную щедрость не одобряет. Франция, например, мгновенно отреагировала на заявления Вашингтона: ни о каком списании иракских долгов не может быть и речи. Самое большее, на что мы можем пойти, считают парижские банкиры, так это сократить долги на 50% (и так уже ясно, что кредитов полностью не вернут).

Не остался незамеченным и тот факт, что российский министр финансов Алексей Кудрин на несколько часов был приглашен на заседание основных кредиторов. О чем он говорил на заседании, которое проходило при закрытых дверях, неизвестно, но после его окончания он заявил, что Россия «склоняется к поддержке французского предложения».

С учетом высоких ставок в игре эта позиция, вполне оправданная, конечно, не вызывает энтузиазма у американских переговорщиков. США накануне президентских выборов. Бушу (или Кэрри) придется приложить немало усилий, чтобы показать всему миру, что дела в Ираке идут на лад. Но Hallyburton & Exxon Mobil, как и остальные уже определившиеся участники «банкета», вовсе не хотят делиться доставшимся им куском пирога. Кстати, это еще одно свидетельство того, что отношения между Москвой и Вашингтоном переживают не лучшие времена.

 

Еще по теме