Top.Mail.Ru
архив

Страшный сон об иностранцах

Сон, по определению классиков марксизма, есть нереальное сочетание реальных событий в сознании спящего. Похоже, именно толкованием снов занимались не менее года сторонники запрета на доступ иностранных страховых компаний на национальный рынок. Несомненно, существуют весомые аргументы в поддержку этой точки зрения, однако мнения российских страховщиков формируются в основном путем комбинации самых пугающих факторов в поддержку одной самой страшной версии происходящего. Похоже, что действительность проще и прозаичнее: иностранцев, несомненно, интересует российский страховой рынок, но это может стать катализатором активного развития национального страхового бизнеса.

Приход иностранных страховщиков, у которых за спиной опыт многих десятилетий и капиталы, сравнимые с объемом всего российского страхового рынка, настолько взволновал отечественных страховщиков, что те не пожалели ресурсов. Было сделано все возможное, чтобы ввести максимум ограничений для иностранных конкурентов, - легче было бы вовсе запретить иностранцам страховать в России. Доля иностранного участия в страховых компаниях долгое время не могла превышать 49% от уставного капитала. Финальный аккорд: в начале апреля Дума, доселе не слишком интересовавшаяся проблемами страхования, под невиданным ранее давлением со стороны лоббистских структур приняла закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ставящий иностранцев в столь узкие рамки, что работа на российском страховом рынке для них могла стать и вовсе неинтересной. Тщетно: Совет Федерации отклонил принятие этого закона по своим резонам. Так или иначе, ситуация вряд ли изменится к июню: законодательных барьеров для работы иностранных страховых компаний в России уже практически не существует.

Казалось бы, вот теперь и следует - кому со злорадством, а кому с ужасом - наблюдать за гибелью российского страхового рынка под железной пятой AIG и Swiss Re. Однако смеем предположить, что ничего страшного не произойдет.

Борьба

Российский страховой рынок не является таким уж лакомым куском, каким его стараются представить российские страховщики. По некоторым оценкам, средняя страховая премия на душу населения составляет чуть более $40 в год - с учетом обязательных видов страхования. Одновременно с этим прогнозы на развитие рынка в целом неблагоприятные: доходы населения с завидным постоянством падают, а платежеспособный спрос на страховые услуги как минимум растет не так быстро, как хотелось бы. По данным Госкомстата, реальная величина средней по стране заработной платы, то есть с учетом инфляции и за вычетом налогов и обязательных платежей, уменьшилась на 42%.

Есть еще один аргумент против нагнетания страхов по поводу судьбы страхового рынка. Осторожные западные компании (а тем более очень осторожные страховщики) как один увязывают свои инвестиции в российский рынок с политическими рисками. Реальных точек во времени, когда будет иметь смысл опасаться иностранцев, на самом деле две: зима 1999 года и лето 2000 года, выборы Госдумы и нового президента. Вряд ли иностранные страховщики будут делать что-то иное, нежели просто «столбить» рынок, прежде чем узнают результаты президентских выборов. Ну а «застолбиться», естественно, решат очень многие, что, скорее всего, вызовет волну возмущения среди лоббистов. Та же ситуация складывалась в банковской сфере несколько лет назад и разрешилась только после того, как для «дочек» иностранных банков появились реальные перспективы получить российскую, а не иностранную клиентуру - после дефолта. Реальная угроза экспансии западных банков складывается только сейчас, хотя открыли здесь представительства и дочерние банки все, кто хотел, еще несколько лет назад. Почему следует считать, что со страховщиками все будет иначе?

Раскол

Страховое сообщество четко раскололось на две части по признаку «пускать - не пускать». Причем прямо противоположны не только предлагаемые решения проблемы, но и сама оценка привлекательности рынка для иностранцев.

Так, президент Промышленно-страховой компании Борис Пастухов считает, что страховой рынок России представляет все больший интерес для иностранных страховщиков. «Это вызвано общемировой кризисной ситуацией в страховании, когда последние два года объемы собранной страховой премии падали во всех развитых странах мира. В России же крупные западные страховые компании могут оказать серьезную конкуренцию отечественным страховщикам как качеством своих услуг, так и более низкими тарифами на страхование». Между тем многие крупные компании высказывают, оперируя не менее весомыми аргументами, и мысль о том, что российский рынок вообще не нужен как таковой западным страховщикам.

Самое смешное, что выводы из оценки страхового рынка России оппоненты делают также самые разнообразные. Так, президент группы «Спасские ворота» Борис Хаит считает, что именно небольшие размеры российского рынка и его низкая привлекательность делают его особенно уязвимым для иностранной экспансии. «Иностранные компании весьма активно следят за событиями на российском страховом рынке, уделяя ему очень много внимания. Их интерес - в финансовых потоках российского капитала, которые очень легко перевести под свой контроль. Вопрос доступа иностранцев на наш рынок - вопрос безопасности страны, и решать этот вопрос нужно с учетом этого фактора». Между тем противники этой точки зрения находятся на самом высоком уровне: так, с некоторыми оговорками за открытие «страховых ворот» перед иностранцами выступает глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев, при этом аргументируя как раз не слишком высоким уровнем развития рынка и не слишком большим интересом китов западного страхового бизнеса к России.

«Существуют два варианта допуска иностранцев на рынок», - считает заместитель гендиректора компании «Интеррос-Согласие» Валерий Логачев. «Первый - это полный допуск иностранных компаний на российский страховой рынок - без образования здесь дочерних структур. Это маловероятно, так как противоречит всей мировой практике. Второй вариант, более реалистичный - это разрешение иностранным страховщикам создавать 100% дочерние компании или полностью приобретать российские. Однако и в этом случае ничего ужасного не произойдет: «дочки» иностранцев явно не будут сильнее российских компаний, так как их материнские структуры вряд ли пойдут на значительные инвестиции в их развитие».

Между тем похоже, что многие участники дискуссии ломают копья скорее не из-за доступа иностранцев на рынок, а из-за своей роли в его обеспечении. Иностранные компании активно работают, страхуя российский рынок - через рынок перестраховки, куда по отдельным контрактам уходит до 95% от всего риска. Однако открытие рынка лишит многих гигантов национального страхования возможности контролировать этот процесс: клиент пойдет напрямую к иностранцу, минуя российскую компанию как посредника и лишая ее маржи. Естественно, многим это не нравится. Интересно, что ни один критик либеральной в отношении Запада модели развития рынка не выступает за ограничение рынка иностранного перестрахования. К чему тогда добрые отношения с Munich Re и Lloyds, когда они могут обойтись и без тебя?

Дорогие перспективы

Между тем понаблюдать за реальными стратегиями проникновения западного капитала на страховой рынок России можно уже сейчас. Те иностранные страховщики, которые были заинтересованы в нашем рынке, давно уже работают в России, открыв дочерние компании, которые, кстати, в последнее время значительно активизировались на рынке.

Так, если по итогам 1997 года только две из них можно было отнести к первой сотне крупнейших российских страховщиков, то в 1998 году их было уже пять (немецкие Ost-West Allianz и Alte Leipziger, американская AIG, французская AGF и швейцарская Zurich). Однако, невзирая на это, доля компаний с участием иностранного капитала в общей собранной премии составляет порядка 3%, что, конечно, никакой угрозы для российских страховщиков не представляет.

Сами западные страховщики пока не проявляют большой агрессивности в своем бизнесе. В основном их российской клиентурой являются многочисленные западные и совместные компании, работающие в стране, причем понятно, что по многим причинам на этот сектор рынка российские страховщики претендуют в минимальной степени. Скорее российских страховщиков страшит степень лоббистской поддержки иностранцев, которая наиболее ярко проявилась на примере RUS AIG. Дочка крупного западного страховщика была уличена в продаже полисов страхования, не предусмотренных ее лицензией, и Росстрахнадзор совершенно обоснованно отозвал эту лицензию. По свидетельству очевидца событий, «давление со стороны лоббистов по вопросу возврата AIG лицензии производилось на уровне вице-премьеров». И лицензию почти немедленно возвратили.

В целом же настоящих западных страховщиков интересуют как раз рынки, на которых российские компании только начинают работать, в частности рынок добровольного медицинского страхования, страхования финансовых рисков, страхования имущества. Приход западных компаний, скорее всего, подвигнет российские компании на активные действия в этих секторах: придется делить рынки, откладывающиеся на потом. Естественно, что раньше времени этого делать не хочется (да и отвлечение средств в развитие неприбыльных сейчас секторов тоже не очень удобно), и, возможно, протесты российских компаний связаны отчасти и с этим.

Опасный соперник - двигатель прогресса

Открытие рынка для иностранцев приходится на год, когда более половины отечественных страховых компаний, скорее всего, лишатся своих лицензий в связи с невыполнением требований по увеличению размера уставного капитала. Только в прошлом году лицензий лишились около 500 компаний, а в этом, по словам главы департамента страхового надзора Минфина Ильи Ломакина-Румянцева, останутся на рынке менее 700 компаний. То есть в ближайшие полгода страхнадзором будет отозвано более 1000 лицензий.

При этом очевидно, что доля иностранцев, уже присутствующих в России, заметно возросла именно за счет сокращения отечественного страхового капитала. Если в 1998 году иностранный капитал составлял 5,12% от суммарного капитала страховых компаний (в 1997 году - 4,5%), то в результате сокращения числа действующих компаний он может вырасти в несколько раз. Следует также ожидать, что иностранные страховщики будут достаточно активно пытаться покупать - при отсутствии запретов - тонущие российские страховые компании: не ради их инфраструктуры, которая вряд ли может быть адаптирована к западным бизнес-технологиям, а ради их клиентуры. Похоже, что именно такого поворота событий и опасаются крупные страховые холдинги, имеющие собственные интересы в покупке таких компаний: иностранцы могут стать нежелательными конкурентами в процессе агрегации страхового рынка.

Между тем следует заметить, что значительная часть иностранных компаний, присутствующих в капиталах российских страховщиков, не являются «чистыми» страховщиками. Не секрет, что страховщики зачастую служат лишь финансовыми посредниками для крупных российских корпораций, с помощью которых осуществляются схемы ухода от налогов, а также значительные суммы уходят на Запад с помощью перестраховочных программ. Кстати, более половины иностранного капитала (те самые «разрешенные» 49%) приходится на кипрский капитал - известно, что такое кипрский капитал в России. Легализация офф-шорного страхового капитала в России вызовет, скорее всего, всплеск интереса к финансовым схемам, реализуемым с их помощью. Таким образом, многие российские страховщики потеряют здесь свою клиентуру, заинтересованную именно в продаже финансовых схем, альтернативных кэптивным страховым офф-шорам.

Между тем позиция ВСС в вопросах допуска иностранцев на рынок кажется (за некоторыми оговорками) наиболее объективной: у российских страховщиков действительно есть два-три года на то, чтобы создать в стране инфраструктуру, способную конкурировать с западными капиталами. Конечно, для такого рынка, как страхование, два-три года - срок небольшой. Но вариант «не пущать», принятый за концепцию, видимо, действительно затормозит развитие именно российских страховых компаний.

Еще по теме