Top.Mail.Ru
архив

Спортлото-99

Если в обществе есть азартные люди, грешно на них не заработать. Исключая экстремальные варианты типа «наперстков» или «МММ», можно назвать лишь два способа «относительно честного отъема денег» - казино и лотерея. Однако прелести игорной индустрии в нашей стране доступны весьма незначительному кругу лиц: для среднестатистического обывателя ставки слишком высоки. Другое дело - лотерейный билет. Как правило, его цена не превышает 10 руб., поэтому купить его может практически каждый. К тому же для этого вовсе не обязательно наряжаться в смокинг или вечернее платье, рискуя (в случае проигрыша) остаться без оных.

Кто возьмет билетов пачку…

Стоит учесть и то, что в лотерею играли еще в советские времена. Поэтому для нынешнего пенсионера лотерейный билет гораздо менее чуждое явление, чем, скажем, бутылка «колы», не говоря уже о казино. Причем, как правило, в лотерею играют далеко не самые обеспеченные слои населения - вдруг улыбнется удача.

Во всяком случае, как отмечает заместитель генерального директора «Российских лотерей» Виктор Ивонин, в период президентских выборов 1996 года в регионах, где побывал Ельцин и где были произведены хоть какие-то социальные выплаты, объем продаж лотерейных билетов резко возрастал. В свою очередь, директор лотерейной программы Российского фонда культуры Владимир Александров подчеркивает, что в областях, где экономическая ситуация хуже всего, лотерейные билеты покупаются чаще: для многих это чуть ли не единственный шанс пополнить свои скудные сбережения.

Кстати, примечательно, что, несмотря на отрицательное отношение советской пропаганды к таким шальным способам обогащения, лотереи прижились в стране развитого социализма сравнительно легко. А организаторам они приносили до 30% от объема продаж, что, по признанию нынешних лотерейщиков, является довольно высоким показателем. Но, поскольку эти лотереи проводили организации типа Госкомспорта или ДОСААФ, предполагалось (и, надо сказать, не без оснований), что вырученные средства пойдут на финансирование спорта или военно-патриотической работы. Так, Виктор Ивонин, являющийся одним из авторов проекта «Спортлото», подчеркивает, что спорткомитет на 90% существовал за счет средств, полученных от проведения лотерей.

Почти все советские лотереи были тиражными, то есть их призовой фонд формировался и разыгрывался по прошествии определенного срока (обычно недели) после выпуска очередного тиража. Игрокам приходилось ждать решения своей участи, а затем еще и корпеть над таблицей, опубликованной в газете. Но далеко не все азартные люди терпеливы. Скорее наоборот. Для них и придуманы моментальные лотереи. Поскоблив нужное место на билете, вы сразу узнаете, выигрышный он или нет. Однако организация таких лотерей - дело весьма хлопотное (если, конечно, все по-честному и за копеечным выигрышем по билету, купленному у уличного распространителя, «счастливчикам» не надо тащиться в банк за тридевять земель). Во-первых, выше требования к технологии изготовления билетов. Например, Российский фонд культуры, который в 1990 году первым в нашей стране запустил моментальную лотерею, заказывает билеты канадской фирме BABN - тамошнему аналогу Гознака, на оплату услуг которого уходит, по информации директора РФК Владимира Александрова, примерно 10% выручки от реализации лотерейных билетов.

Кроме того, «моментальщикам» нужно более тщательно отстраивать сеть распространения. Ведь в силу специфики моментальной лотереи продавцы билетов должны одновременно и выдавать выигрыши, и вести их учет. А вдруг кто-то выиграет внушительную сумму?! Дилер-одиночка в таком случае может не справиться.

Поэтому РФК, как, впрочем, и многие другие операторы, распространяет лотерейные билеты через Сбербанк (платя ему за услуги до 20% от объема продаж). Это, кстати, заметно скрашивает досуг операционисток, пытающих в свободные минуты счастье с помощью очередной моментальной лотереи. Другие «моментальщики» прибегают к услугам почты. Например, компания «Геймз интернэшнл», реализующая проект «Ветеран», платит отделениям связи до 18% комиссионных.

Много билетов распространяется и через киоски бывшего «Спортлото». Сейчас они принадлежат компании «Российские лотереи», обслуживающей проекты, организуемые Национальным фондом спорта и Олимпийским комитетом. Впрочем, по словам Виктора Ивонина, эту сеть используют и около 40 сторонних лотерей - как моментальных, так и тиражных.

Пожалуй, для организатора моментальных лотерей их единственным преимуществом перед тиражными является то, что отпадает необходимость в проведении телевизионных розыгрышей тиража. Однако у этого преимущества есть и обратная сторона: без телевидения народ меньше верит в честность лотереи. Причем желательно, чтобы розыгрыши проводились в прямом эфире. О том, что это занятие недешевое, свидетельствует хотя бы тот факт, что запущенный в 1992 году Олимпийским комитетом и обосновавшийся на ОРТ шумный проект «Лотто-миллион» в результате сошел с телеэкрана, уступив «Русскому лото», проводимому концерном «Милан» и существующему на РТР.

Сладкий сон братьев Сайдуллаевых

Между тем «Лотто-миллион» изначально был предоставлен более благоприятный режим, нежели «Русскому лото». Видимо, все объясняется покровителями. Олимпийский комитет в то время плотно работал с Национальным фондом спорта. А «крестный отец» НФС - главный спортсмен страны Шамиль Тарпищев тогда был вхож к президенту. Он немало поспособствовал тому, чтобы НФС стал весьма могущественной и богатой структурой. Редкое начинание, связанное с большими деньгами, обходилось без участия фонда. И, по всей видимости, именно по этой причине НФС унаследовал практически все технические и интеллектуальные разработки советских спортивных лотерейщиков, предполагая, очевидно, в дальнейшем подмять под себя весь рынок. Тем более что в общественном сознании того времени лотереи довольно прочно увязывались со спортом.

Одной из главных льгот, которых удостоился НФС на лотерейном фронте, стало полученное Олимпийским комитетом разрешение формировать призовой фонд «Лотто-миллион» исходя из 40% тиражной выручки (что, естественно, снижало вероятность выигрыша). Объяснялось подобное решение тем, что средства, вырученные от реализации билетов «Лотто-миллион», идут на развитие физкультуры и спорта в России. «Русскому лото», являвшемуся чисто коммерческим проектом (кстати, первым в стране), на подобное снисхождение рассчитывать не приходилось. Его призовой фонд не мог быть ниже 50%.

Конечно, концерн «Милан» тоже не был обделен поддержкой. Иначе владельцам компании - представителям чеченской диаспоры Малику и Милану Сайдуллаевым - в период резкого обострения отношений федерального центра с Ичкерией вообще не удалось бы раскрутить чисто коммерческую лотерею. Главным союзником братьев Сайдуллаевых были московские власти. Злые языки поговаривают, что в качестве благодарности «Милан» профинансировал съемку клипов дочери одного из столичных чиновников. Но, вероятно, главную роль в сближении Сайдуллаевых с мэрией сыграл их партнер по бирже «Алиса» и инициатор проекта «Русское лото» Артем Тарасов. Ведь этот бизнесмен в свое время был дружен с Юрием Лужковым. И, предлагая владельцам «Милана» запустить лотерею, очевидно, считал, что получение поддержки мэра не столь уж непосильная задача. В противном случае «Русское лото» просто не получило бы путевку в жизнь, поскольку по действовавшему тогда законодательству коммерческие лотереи могли иметь лишь муниципальный статус.

Лужков позволил распространителям «Русского лото», которые брали билеты на условиях консигнации, работать в метро. И, возможно, даже посодействовал «Милану» в получении кредита в размере $3 млн от Столичного банка сбережений. (Хотя не исключено, что у Тарасова и Сайдуллаевых были собственные выходы на банк Александра Смоленского, который они затем использовали для распространения билетов и выплаты выигрышей. Что, учитывая миллиардные еженедельные обороты лотереи, было для СБС неплохим подспорьем.) Естественно, Москва оказывала поддержку «Русскому лото» небескорыстно: «Милан» вносил в городской бюджет в качестве лицензионного сбора 10% от планируемой выручки за размещаемый тираж. Что к 1995 году, например, составляло 1,5 млрд руб. в неделю.

Но «Русское лото», формально оставаясь муниципальной лотереей, постепенно выходило на федеральный уровень, используя в регионах как сеть СБС, так и сеть представительств биржи «Алиса». И на этом новом уровне лоббистских возможностей Юрия Лужкова уже не хватало. «Милан» остался фактически один на один с НФС. И тут, судя по всему, в пользу проекта «Милана» сработал уже чисто психологический фактор.

Дело в том, что «Русское лото» основано на базе популярной одноименной игры, в которую играло не одно поколение россиян. Как отмечает один из разработчиков проекта (впоследствии, правда, ушедший из «Милана») Александр Яновский, организаторы «Русского лото» рассчитывали на пробуждение исторической памяти народа. А вот «Лотто-миллион» практически не имело таких корней. По утверждению экспертов, это греческая разработка.

К тому же и та услуга, которую оказали «Лотто-миллион» с призовым фондом, на деле оказалась медвежьей. Ведь число тех, кому удавалось «сделать былью сладкий сон» (как утверждал рекламный слоган), сокращалось. Не случайно организаторы «Лотто-миллион» впоследствии также увеличили призовой фонд до 50%.

Так или иначе, но в 1995 году «Русское лото» стало лидером по сбору налогов среди лотерей, внеся в казну 56 млрд руб. Тиражи достигали 3 млн экземпляров. Так что при стоимости билета 5 тыс. руб. годовой оборот «Милана» по лотерейной программе превышал 700 млрд руб. Таким образом, даже если согласиться с утверждением руководителей концерна о том, что рентабельность лотереи в лучшие времена колебалась в пределах 1%, то получится, что прибыль «Милана» составляла не менее 7 мрлд руб. (или по тогдашнему курсу около $1,4 млн).

Замена арбитра

Примерно в то же время возобновил свои лотерейные опыты и Российский фонд культуры. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Пожар в здании фонда заставил РФК искать дополнительные источники финансирования. По предложению французских партнеров РФК запустил моментальную лотерею «Пари Париж» (название лотереи было обусловлено главным образом тем, что одним из призов являлась путевка на двоих в Париж). Сейчас этот проект обеспечивает до 42% доходов фонда, направляемых на реализацию культурных программ. А рентабельность его при объемах продаж, превышающих 2 млн билетов в месяц, достигает почти 5%. Или 500 тыс. руб.

Как отмечает Владимир Александров, РФК и до 1995 года пытался организовать лотереи. В частности, существовал тиражный проект, который намечалось реализовать совместно с австрийской и венгерской лотерейными компаниями. По словам Александрова, за полгода предполагалось догнать по тиражам «Лотто-миллион». Причем в отличие от лотереи Олимпийского комитета призовой фонд задумывавшейся лотереи формировался в валюте.

Однако австрийцев и венгров отпугнули события октября 1993-го. И проект умер, так и не родившись. Но вполне возможно, что отнюдь не только расстрел Белого дома лишил РФК партнеров и проекта. Особенно если учесть, что реализация замыслов РФК могла серьезно подорвать позиции «Лотто-миллион».

Как бы там ни было, но в 1995 году конкурентная среда вокруг лотерейного бизнеса НФС серьезно усложнилась. В результате «спортсмены» начали лоббировать создание специального ведомства, курирующего абсолютно все лотереи - и федеральные, и муниципальные, и благотворительные, и коммерческие. И в январе 1996 года Борис Ельцин подписывает указ об образовании Федеральной комиссии по лотереям и играм (ФКЛИ). Директором ФКЛИ стал Валерий Сысоев, одно время возглавлявший Госкомитет по физкультуре и спорту.

Казалось, можно было праздновать победу. Но неприятности подкрались с другой стороны. Началась предвыборная кампания, и первую скрипку в штабе Ельцина стал играть антагонист Тарпищева Анатолий Чубайс, заметно усиливший свое влияние на президента. К тому же из-за надвигавшегося банкротства «Национального кредита», обслуживавшего счета НФС, в плачевном состоянии оказались финансы фонда. В частности, видимо, именно в «черной дыре» баланса «Нацкреда» исчезли $77,7 млн, выделенных НФС Минфином на раскрутку электронных лотерей, осуществляемых с помощью систем специализированных терминалов, что позволяет играть в них и регистрировать ставку взноса в режиме он-лайн. Таких лотерей в России еще не было. И в случае удачной реализации данного проекта НФС мог бы выйти на качественно иной конкурентный уровень. Однако, как нетрудно заметить, лотерейные автоматы так и не появились. Впрочем, как утверждают представители «Российских лотерей» (эта компания была создана в первую очередь для обслуживания спортивных лотерей), на минфиновский кредит были приобретены игровые павильоны и терминалы, позволяющие работать в режиме он-лайн.

Зато появились другие автоматы. Примерно в то же время неизвестные обстреляли квартиру тогдашнего главы ЦБ Сергея Дубинина. Наблюдатели поспешили связать это событие с решением Банка России об отзыве лицензии у «Нацкреда». Однако на самом деле акция злоумышленников была направлена не против Сергея Дубинина, а против живших по соседству Александра Яновского и его супруги Маргариты Клинкевич, которые к тому времени не без конфликта покинули «Милан» и пытались оспаривать у концерна авторские права на «Русское лото».

Но к улучшению позиций НФС околомилановские разборки не привели. После публикации компромата в СМИ и известной истории с выносом «коробки из-под ксерокса» Тарпищев ушел в отставку. Лишенный поддержки фонд уже не мог противостоять более успешным конкурентам. «Лотто-миллион» ушло с телеэкрана. А ФКЛИ была расформирована в ходе реорганизации правительства, осуществленной после прихода младореформаторов.

Призовой фонд Госдумы

Однако попытки монополизировать лотерейный рынок на этом не прекратились. Тем более что и повод был. В стране зарегистрировано около 50 лотерей, а проводится 300. Даже если допустить, что средняя стоимость билета не превышает 5 руб., а среднемесячный тираж не самой успешной лотереи колеблется в пределах миллиона билетов, и то получается, что мимо бюджета проходит около 1,2 млрд руб. Такой ситуацией озаботился бюджетный комитет Госдумы и после двух лет работы летом 1998-го вынес на рассмотрение нижней палаты проект закона «О лотереях». Главный сюрприз, который приготовили депутаты лотерейщикам, заключался в том, что право на учреждение всероссийских лотерей отдавалось вновь создаваемому органу - Национальному комитету по лотереям и игорному бизнесу. А правом проводить региональные лотереи наделялись органы исполнительной власти субъектов РФ.

Иными словами, не только концерн «Милан», но и благотворительные и спортивные организации вроде РФК или НФС лишались права учреждать лотереи. Позицию законодателей объяснила один из разработчиков законопроекта депутат Нина Данилова: «Либо мы разрешим общественным организациям проводить лотереи, либо все-таки поставим под государственный контроль всю эту лотерейную вакханалию».

Между тем, как отмечают некоторые лотерейщики, подобный подход может привести не столько к прекращению вакханалии, сколько к фактическому сворачиванию российского лотерейного бизнеса и масштабной экспансии западных компаний. Ведь законопроект не запрещает привлечение в качестве операторов иностранцев. А они, понятное дело, обладают достаточными ресурсами, чтобы запустить те же электронные лотереи. В частности, поговаривают, что компания G-tech намерена реализовать в России собственный проект электронной лотереи (по разным оценкам, затраты при этом составят $60 - 100 млн) и добивается сейчас расчистки рынка.

Однако на закон было наложено президентское вето. Видимо, в Кремле прекрасно понимают, что лотереи не такая уж плохая предвыборная касса. (По некоторым оценкам, потенциальная емкость рынка оценивается в пределах $5 млрд.) И отдавать надзор за ней кому бы то ни было - шаг весьма опрометчивый. (А в наблюдательный совет упомянутого комитета согласно закону должны были войти три парламентария, три сенатора и три члена кабинета министров. Участие президентских структур не предусматривалось. Правда, предполагалось, что в правительственную «тройку» войдут прямо назначаемые президентом министр внутренних дел и глава ФСНП.) И уж тем более неосмотрительно пускать на рынок иностранцев. Они-то уж точно не станут отстегивать на нужного кандидата, способного обеспечивать «преемственность власти». Гораздо эффективнее работать с отдельными чиновниками и депутатами.

«Золотой ключ» от «Русского лото»

Но коль скоро собственного специального органа, регулирующего лотерейный бизнес, нет, Кремлю ничего не остается, как добиваться контроля над существующими лотерейными проектами - с дальнейшей возможной монополизацией рынка. Косвенно существование таких планов подтверждает идея о проведении государственной лотереи. Причем компанию-оператора предполагается выбрать в ходе тендера.

Понятно, что даже при всей заманчивости подобной идеи не всякий лотерейщик захочет довольствоваться только комиссионными, получаемыми от обслуживания гослотереи. К тому же, как справедливо отмечают эксперты, имидж государства не настолько хорош, чтобы граждане ринулись покупать билеты такой лотереи.

Однако, похоже, существует и несколько иной способ решения проблемы. Концерн «Милан» (см. интервью) готов передать государству «Русское лото». Естественно, Сайдуллаевы идут на это небескорыстно. И дело не столько в цене национализации «Русского лото». Ведь «Милан» по крайней мере не намерен отказываться от операторских функций и пока добивается только статусных изменений. Дело в том, что, став госоператором, «Милан» получит возможность заметно улучшить конкурентную среду вокруг себя.

В известной степени повторяется ситуация с НФС, в роли которого на сей раз выступает «Милан». А в роли «молодого льва», который способен в перспективе отобрать у него рынок, - компания «Интерлот», реализующая проект телевизионной жилищной лотереи «Золотой ключ».

Тиражи ее пока не превышают 200 тысяч экземпляров. Но по своей структуре «Золотой ключ» почти полностью повторяет «Русское лото». Этот проект тоже частный, и даже розыгрыши «Золотого ключа» транслируются по РТР. Только в субботу, а не в воскресенье.

Подобные совпадения неудивительны, поскольку автором идеи «Золотого ключа» является уже упоминавшийся нами выше Александр Яновский. Только в данном случае, как отмечает Яновский, расчет делается не на историческую память потенциальных игроков, а на их желание улучшить свои жилищные условия. Правда, выигрыш можно получить не только квартирой, но и деньгами, особенно если сумма не слишком большая. А это вполне возможно, поскольку для обеспечения наибольшего числа победителей (сейчас в тиражах «Золотого ключа» 3% выигрышных билетов, в то время как у «Русского лото» этот показатель не превышает 0,5%), организаторы сильно раздробили призовой фонд. К тому же существует система выигрышных сертификатов, которые можно либо заложить в банке, либо продать другому игроку, либо собирать: пока наберется сумма, которой хватит на покупку квартиры.

Пожалуй, единственным технологическим минусом «Золотого ключа» является то, что на большинство регионов страны телепрограмма с розыгрышем транслируется в записи, тогда как у «Русского лото» прямой эфир. Хотя у представителей «Интерлота» есть серьезный контраргумент: «У нас вся процедура розыгрыша автоматизирована, никто не лезет рукой за бочонком».

Как бы там ни было, но «Милан» явно обеспокоен существованием данного проекта. Тем более что «Интерлоту» явно благоволят московские власти, а возможно, и некоторые околопрезидентские структуры.

В противном случае проект, который в 1997 году чуть ли не с долгами был вынужден уйти с «ТВ-центра», едва ли смог бы возродиться вновь. Да к тому же на государственном телеканале. Не говоря уже о том, что под распространение билетов «Золотого ключа» отдана сеть «Российских лотерей». (Агентам «Интерлот» отдает свыше 15% от выручки.) А ведь спортивное лотерейное наследие сейчас формально и неформально опекается мэрией. Она, в частности, приобрела 12% «Московских лотерей» (структурное подразделение «Российских лотерей»). Шамиль Тарпищев является советником мэра по физкультуре и спорту, а Валерий Сысоев одно время входил в московскую комиссию по развитию лотерейной деятельности.

Правда, выплаты выигрышей «Золотой ключ» осуществляет не через Банк Москвы, а через «Российский капитал», не обладающий большой розничной сетью: у банка три филиала и пять отделений. Кстати, именно компенсируя неразвитость сети «Роскапитала», «Интерлот» пошел на то, чтобы мелкие выигрыши выдавали распространители.

Покупкой же недвижимости для победителей занимается компания «Собин-эстейт» (100-процентная «дочка» Собинбанка). По признанию представителей «Интерлота», «Собин» и «Роскапитал» связаны с учредителями компании. А в числе акционеров этих банков есть немало структур, обладающих весьма неплохими лоббистскими возможностями. Взять хотя бы опекаемое Лужковым ОАО «Манежная площадь» (этой компании принадлежит 20% Собинбанка) или Фонд президентских программ и Международный фонд содействия приватизации и иностранным инвестициям (акционеры «Роскапитала»).

Как бы там ни было, но с такими покровителями, как у «Золотого ключа», тягаться тяжеловато. Не случайно «Золотой ключ» уже добивается федеральной лицензии, предлагая взамен взять на себя обязательство направлять часть вырученных средств на финансирование программы государственных жилищных сертификатов для военнослужащих. А там, глядишь, «Интерлот» начнет реализацию электронной лотереи, благо интеллектуальных ресурсов у компании достаточно. Собственно говоря, «Золотой ключ» и создавался для проведения он-лайновых лотерей. Достаточно сказать, что в компании работают бывшие сотрудники банковского подразделения IBM. Это дает «Интерлоту» шанс завязать сотрудничество с западными операторами - хотя бы с той же G-tech.

Даже недавний арест призового фонда, осуществленный московским управлением ФСНП, не сумел остановить «Интерлот».

Поэтому единственный шанс для «Милана» - монополизировать рынок. Другой вопрос, как долго продержится эта монополия. Пока же Сайдуллаевы смогут по крайней мере за счет лотерейного бизнеса обеспечить финансирование новых коммерческих и политических проектов. (Ведь Малик вынашивает планы участия в президентских выборах в Чечне.) Не случайно призовой фонд «Русского лото» находится сейчас в близком к «Милану» банке «ИРС». Это позволяет Сайдуллаевым достаточно быстро накачать «ИРС» деньгами и затем использовать его как вполне респектабельного кредитора. По сведениям «Ко», к сотрудничеству с «ИРСом» уже сейчас привлекается Московский жировой комбинат, на лояльную ценовую политику которого «Милан», судя по всему, рассчитывает при формировании ассортимента своей сети продмагов.

***

А той компании, которая займет место «Милана» (оговоримся сразу: проект «Русское лото», скорее всего, будет существовать, как и прежде, поскольку самой лотерее как таковой едва ли что-либо угрожает) на лотерейном рынке, видимо, придется ждать очередного розыгрыша, когда из лототрона выпадет шар с именем нового перспективного конкурента. Только он уже, по всей видимости, будет работать не в реальном, а в виртуальном пространстве глобальной сети Internet.

Еще по теме