Top.Mail.Ru
архив

Танцуют все!

26.11.201200:00

Днем Настя М. - владелица нескольких интернет-магазинов, Алиса К. - юрист в преуспевающей компании, Лена П. - руководитель отдела логистики сети книжных магазинов, Яна М. - студентка, Ольга К. - домохозяйка, Саша В. - дизайнер одежды. Вечером девушки надевают туфли на каблуках и превращаются в профгруппу по стриппластике танцевальной студии "Ниагара".

танцы, Bellydance
Тренировки, выступления на фестивалях и конкурсах и снова тренировки - все это после рабочего дня, добровольно и за собственные деньги. Танцы становятся все более популярным хобби у женщин от 18 и до... "Верхнего предела не существует, - подчеркивает владелица танцевальной студии "Ниагара" Алла Марченко. - Заниматься самоусовершенствованием и получать удовольствие от движения можно в любом возрасте".

Примерно до середины 1990-х в нашей стране существовали либо танцевальные школы, готовящие профессиональных танцоров, либо танцевальные кружки в домах культуры, где занимались в основном дети, и преимущественно бально-спортивными танцами или хореографией. Танцы стали превращаться в бизнес ближе к концу 1990-х. Во-первых, заработки педагогов по танцам в домах культуры практически сошли на нет, а во-вторых, бывшие граждане Страны советов открыли для себя Турцию и Египет с дискотеками возле бара и танцем живота.

Не щадя живота своего

"Bellydance мгновенно стал популярным в России, - рассказывает Алла Марченко. - Педагоги, владеющие основами хореографии, быстро освоили этот танец и начали преподавать его многочисленным желающим. Сначала это происходило в залах все тех же домов культуры, позднее стали открываться танцевальные студии".

Танцевать танец живота в тренировочных брюках не очень интересно. Половина удовольствия - это костюм. Спрос рождает предложение, и вот специализированные магазины пополняют свой ассортимент расшитыми лифами, шальварами и звенящими поясами.

"Мода на различные танцевальные направления возникала вместе с открытием новых туристических направлений, - анализирует Алла Марченко. - Стало модно отдыхать в Испании - появился спрос на фламенко, туры на Кубу и в Латинскую Америку сделали популярными в России клубную латину, бачату, зумбу. Огромное влияние на популяризацию некоторых танцнаправлений оказало большое кино. После фильмов "Стриптиз" и "Шоу-гелз" в расписаниях танцевальных студий появилась стриппластика и go-go. "Мулен Руж" и "Бурлеск" сделали популярным ретро-стриптиз. "Лапочка" и "Шаг вперед" привлекли внимание аудитории к уличным танцам: хип-хопу, R'n'B, брейк-дансу и их многочисленным ответвлениям. Кстати, это только в России хип-хоп считается подростковой субкультурой. В Америке это вневозрастной стиль жизни".

Сегодня танцстудии предлагают практически любые танцевальные направления: от классического балета (встать на пуанты можно в любом возрасте, при любом росте и весе - было бы желание) до авангардного jazz funk. По информации федерального портала Dance.ru, в России работает около 5000 танцшкол и студий (из которых более 700 находится в Москве), и обучают они около 1 млн клиентов. "На данный момент самые востребованные направления у любителей - jazz funk, lady's style, high heels (относятся к стриппластике. - Прим. "Ко"), R-and-B или современные клубные танцы, - поясняет представитель Dance.ru. - Эти направления популярны у аудитории с четырнадцати до тридцати лет".

Многие с тридцати лет начинают изучать спортивные бальные танцы, классику (танго, сальса, меренге, ча-ча-ча, пасодобль). Одним из наиболее популярных танцев в этой группе можно назвать танго. В Москве существует около двадцати школ, специализирующихся на этом танце. "Популярность танго находится на пике роста, - констатирует руководитель школы аргентинского танго Escuela de Tango Владимир Гусев. - К нам приходят и женщины, и мужчины. Правда, женщин все-таки больше. Соотношение примерно один к двум".

Почем опиум для народа?

Люди, в сознательном возрасте увлекшиеся танцами, признают: это затягивает. "Из пришедших на занятия в школу танцев 50% точно "подсаживаются", - поделилась наблюдениями с "Ко" Ольга Остроухова, владелица Школы танцев Ольги Остроуховой.

Условно танцстудии можно поделить на два типа: организации, снимающие в аренду зал в фитнес-центре на определенное количество часов в неделю, и собственно танцевальные студии, в которых могут идти какие-то спортивные занятия, например йога или пилатес, но большую часть расписания составляют разнообразные танцы. По классу танцстудии очень условно делятся на эконом и премиум. Разница в количестве залов, их отделке (от минимальной - зеркала и покрытие пола для экономсегмента до дизайнерского ремонта для премиум) и наличии раздевалок и душевых. Стоимость разового занятия в студиях колеблется от 200 руб. (обычно это утренние, наименее востребованные часы) до нескольких тысяч рублей (например, за индивидуальный урок с "раскрученным" преподавателем в школе премиум-класса). Абонемент на три часа в неделю в среднем можно приобрести за 3000-5000 руб. Летние месяцы и январь считаются если не "мертвым сезоном", то точно временем спада. Некоторые небольшие студии даже закрываются на лето.

Лучше всего со спецификой ведения бизнеса знакомы профессиональные танцоры. Именно они, как правило, и являются владельцами танцстудий.

"Студию "Ниагара" я открыла в 2006 г., - рассказывает Алла Марченко. - Всю жизнь занималась танцами, поэтому лучше, чем в этом бизнесе, ни в чем не разбиралась. Тогда на открытие хватило собственных средств и небольшого кредита. Вложения окупились чуть больше чем за год".

Бизнес привлекает не только танцоров, но и профессиональных менеджеров.

До открытия собственной студии танцев Mojo Dance Лейла Ганиева, имея финансовое образование, много лет работала управленцем в сегменте торгового маркетинга и сфере услуг класса люкс. "Я начинающий в этом деле, (танцевальный бизнес. - Прим. "Ко"), танцевального бэкграунда у меня нет, - рассказала "Ко" историю своего стартапа Лейла Ганиева. - Зато есть личная увлеченность танцами и управленческий опыт. Поэтому я провела исследования рынка и поняла, что, несмотря на его стремительное развитие и огромное количество танцевальных студий, свободные ниши все-таки есть. Больше всего на рынке маленьких студий с одним или двумя залами, занятия в которых проходят в довольно аскетичной обстановке. Я поняла, что хочу создать танцевальную студию, ориентированную на массовую аудиторию и предлагающую отличное качество услуг за доступные деньги. То есть это несколько больших залов, оборудованные раздевалки и душевые, интересный дизайн помещения, качественная аппаратура и, конечно, опытные и зажигательные преподаватели".

По оценкам игроков рынка, сегодня для открытия студии потребуются инвестиции в размере от $70 000-110 000 и выше - в зависимости от арендной платы, расходов на ремонт и педагогов. На первоначальном этапе очень важны вложения в рекламу.

"Студию Mojo Dance я открыла четыре месяца назад, - рассказывает Лейла Ганиева. - Сейчас 35% расходов - это арендная плата, еще столько же - зарплаты, 10% - реклама, 15% - коммунальные счета и расходники". По ее расчетам, на окупаемость Mojo Dance выйдет через семь-восемь месяцев работы, а примерно через год - на приемлемый уровень прибыльности.

В дальнейших планах Лейлы Ганиевой - открытие еще нескольких студий Mojo Dance и, может быть, развитие бизнеса по франшизе.

Пока в России по франшизе работает только одна школа - GallaDance. "Крупная серьезная компания с франшизой, жесткой и отлаженной системой бизнеса. - Характеризует танцевальную школу GallaDance эксперт портала Dance.ru. - У них нет конкурентов, т.к. это единственная в России студия западного уровня".

Школа Galla Dance была создана профессиональным танцором Алексеем Менделем и профессиональным управленцем Ольгой Панченко в 2001 году. Сегодня по франшизе работает 11 клубов - 6 в Москве, 2 в Санкт-Петербурге, по одному в Екатеринбурге, Перми и Ростове-на-Дону. По данным 2010 года, годовой оборот GallaDance составлял 180 млн рублей. В одном интервью Алексей Мендель выразил уверенность, что в 2011 эта цифра увеличится еще на 15%.

Пока абсолютное большинство студий в стране относится к малому, реже среднему бизнесу и не привлекает крупных инвесторов для развития. И если танцстудиий для взрослых уже достаточно много, то с детской и подростковой аудиторией только предстоит серьезно работать.

Вырастить лояльного клиента

В самом что ни на есть прямом смысле. Прижившись во взрослой аудитории, танцы вновь становятся популярными у детей и подростков. "В прошлом году удалось увеличить площадь студии и ввести новые занятия, например Pole Dance и зумбу, - говорит о росте бизнеса Алла Марченко. - Кроме этого, мы открыли несколько направлений для детей и подростков. Малышам от четырех до пяти лет мы предлагаем занятия по хореографии, детям от восьми до двенадцати - хип-хоп, брейк-данс и чирлидинг. Для совсем юных девушек от двенадцати лет работает girls class, где можно научиться основам R'n'B, go-go и другим клубным танцам".

Игроки рынка замечают, что дети от восьми лет хотят учиться модным танцам, и это отдельная статья доходов.

"Дети и младшие подростки - значительная и стабильно растущая часть клиентов Mojo Dance, - поясняет Лейла Ганиева. - Здесь есть определенные сложности, например большая загрузка современных детей и, следовательно, некоторые трудности в составлении удобного расписания занятий, но в целом это очень перспективная аудитория".

Кроме того, детские занятия позволяют залам не простаивать в дневное время: ведь взрослая аудитория занимается по вечерам. "Школам выгодно, когда зал не пустует, - констатирует Ольга Остроухова. - А в дневное время удобно открывать отделения для детей и подростков".

Таким образом, танцевальные школы растят для себя лояльных клиентов. Взрослея, дети, вероятно, будут совершенствовать свои навыки и расширять танцевальные познания. А для реализации таланта появляется все больше возможностей.

С пользой для дела

Тем временем популярность танцев давно заметили рекламные агентства. С помощью танца создатели ролика про обезболивающее "Пенталгин" смогли донести до зрителей весь ужас боли и облегчение при избавлении от нее; жизнерадостно танцуя, известный актер и многочисленная свита предлагают пить чай "Липтон"; живущий на яркой стороне Beeline тоже часто использует в своей рекламе танцевальные постановки.

Но снятые рекламные ролики - это даже не самая эмоционально вовлекающая возможность танца. Гораздо большее впечатление производят танцевальные флешмобы, и рекламодателям это хорошо известно.

Танцевальные флешмобы организовывают рекламные агентства, студии танцев и даже независимые танцевальные объединения. Танцевальный флешмоб на свое открытие устраивал красногорский торговый центр "Июнь"; танцстудия Replay провела флешмобы для Chevrolet, Opel, VTB, и не только.

Танцевальные флешмобы могут использоваться и для достижения социально значимых, и даже политических целей. В феврале этого года, в Москве на Воробьевых горах, был организован танцевальный флешмоб в поддержку Владимира Путина. Около двухсот "случайных прохожих", в числе которых оказались дворники, полиция и невеста, синхронно станцевали под песню Ирвинга Берлина Puttin' on the Ritz. В конце трека на музыку наложили негромкую запись голоса, произносившего фразу "Путин молодец". Ролик собрал более 10 млн просмотров на YouTube.

В середине ноября жители Волгограда предложили организовать танцевальный флешмоб в знак протеста против планов разработки никелевых руд в Центральном Черноземье. По мнению ряда экспертов, отходы подобного производства крайне опасны для расположенного в непосредственной близости от месторождения Хоперского заповедника, для знаменитого эталона почвы - воронежского чернозема, для грунтовых вод, для притока Дона Хопра. Флешмоб "Против никеля на Хопре" организует одна из танцевальных студий города, ее представители заявили в СМИ, что намерены требовать соблюдения своих прав на благоприятную окружающую среду.

И финансовые аналитики, и участники танцевального рынка признают, что этот бизнес специфичен, зависит от сезонности и вряд ли сможет перерасти размеры среднего. Но в данном случае эмоции, наверное, оказываются сильнее, и почти гарантированная невозможность попасть в список богатейших людей журнала Forbes не удерживает танцоров и бизнесменов от инвестиций в открытие танцстудий. Хотя увлеченность часто становится одной из основ делового успеха. Так что, кто знает, может быть, оппозиция еще поставит "Танец миллионов" на Болотной площади, Frame Up будет проходить в "Олимпийском", а сеть студий Mojo Dance раскинется от Калиниграда до Камчатки...


Монетизированная самореализация

Любое хобби - это прежде всего самореализация. У каждого танцевального направления есть свое мероприятие, где можно и себя показать, и на других посмотреть. Например, для поклонников брейк-данса существует мировой фестиваль Red Bull BC One. Его организатором является производитель энергетика Red Bull, несущий все финансовые издержки - от аренды площадки и оборудования до организации приезда би-боев из разных стран. В каждой стране, где продается Red Bull, компания проводит отборочный чемпионат по брейк-дансу. Первый чемпионат мира по брейку прошел в Швейцарии в 2004 г. С тех пор эти соревнования принимали в Японии, Германии, Южной Африке, Франции, США. В 2009 г. отборочные туры стали проводиться и в России, а в 2011 г. в Москве, в Цирке на Цветном бульваре, прошел чемпионат мира, билеты на который были распроданы за сорок минут.

Крупнейшим российским фестивалем по хип-хопу и брейк-дансу эксперты Dance.ru называют Hip-hop International, есть свой фестиваль и у поклонников направления jazz funk - Fame Your Choreo.

Для групп по стриппластике и go-go таким событием становится фестиваль Frame Up. От глубоко официальных (есть и такие!) конкурсов по стриппластике, регламентирующих набор движений, костюмы и не только, Frame Up отличается безудержностью творческих порывов: любые эксперименты приветствуются. Эксперты отмечают, что в целом для подобных шоу на рынке еще есть место. У нас не хватает таких зрелищных мероприятий, и люди готовы платить, чтобы они были.


Еще по теме