Тихо, идет сделка!
«Деньги делаются в тишине» – этот девиз «швейцарских гномов» наглядно подтверждается очередным банковским рейтингом «Ко».
Банки, оказавшиеся в последнее время в эпицентре борьбы различных групп влияния, понесли наиболее серьезные финансовые потери. Показательна в этом смысле судьба Легпромбанка. После того как не без сопротивления со стороны прежних владельцев «Легпром» приобрели структуры, близкие к «Росинкассу» (который, кстати, возглавляет бывший сослуживец Путина – Владимир Цеханов), капитал этого банка сократился почти на 100%. В результате с 33-й позиции «Легпром» переместился на 521-е место. И то сказать: потеря 1,5 млрд руб. может сравнительно безболезненно сказаться разве лишь на таком «монстре», как Сбербанк. (Собственный капитал «Сбера» в сентябре сократился на 920 млн руб., а ему нипочем.)
Гораздо менее трагичные, но все же неприятные изменения произошли с Конверсбанком и Автобанком, капитал которых уменьшился в среднем на 6%.
«Конверсу», похоже, вообще суждено стать банковским аналогом яблока раздора. В такое количество судов, митингов, депутатских слушаний и т.п. не вовлекался еще ни один отечественный банк.
А профильная клиентура между тем расползается по другим банкам, невзирая на героические усилия кредитного департамента «Конверса» (которые, возможно, и привели к снижению капитала). Даже в «Ингосстрах-Союзе», где осели бывшие «конверсовские» руководители Николай Писемский и Виктор Золотов, открыли свои счета ТВЭЛ, Ленинградская АЭС, завод им. Дегтярева, Приаргунское производственное горно-химическое объединение.
Правда, новые владельцы «Ингосстрах-Союза» попросили Николая Писемского подать в отставку. Да и фраза нынешнего руководителя Автобанка Владимира Рыскина о том, что «причины, обусловившие создание «Ингосстрах-Союза», канули в лету», позволяет предположить, что по крайней мере этого конкурента «Конверсу» уже не стоит опасаться.
Зато не исключено, что в недалеком будущем развернется борьба за другой отраслевой банк. Во время знаменитых правительственных «зачисток» группа наиболее ликвидных депутатов Госдумы обратилась к генпрокурору Устинову с «выражением недоумения и озабоченности» действиями «отдельных высокопоставленных руководителей МПС и Минатома», которые «оказались втянутыми в борьбу, разгоревшуюся между различными группами акционеров Транскредитбанка и Конверсбанка».
Помимо изящного напоминания генпрокурору о еще одном «неокученном» министерстве и прямого указания на нелюбимого думцами зампреда ЦБ Владимира Горюнова, письмо парламентариев примечательно еще и упоминанием вполне благополучного «Транскредита».
Поговаривают, что к опорному банку МПС действительно начали присматриваться. Причем те же, кто втянут в конфликт вокруг «Конверса». А именно – МДМ и «Альфа».
Хотя, с другой стороны, если счета МПС будут выведены из «Транскредита», то целесообразность борьбы за этот банк представляется еще более сомнительной, нежели в случае с «Конверсом». Понятно, что МДМ, скорее всего, достанется «пустой» банк. Но у Конверсбанка все же есть отстраивавшаяся десять лет инфраструктура, технологии. (Что само по себе немаловажно – тот же Рыскин, помнится, очень хвалил операционные возможности Автобанка.) А «Транскредит» начал превращаться в полноценный банк лишь в конце 90-х, когда МПС выкупило его у «Евроазхолдинга».
Между прочим, тезис о том, что если вокруг «Транскредита» начнется возня, то счета МПС окажутся в каком-то другом банке, косвенно подтверждается срывом переговоров о слиянии Транскредитбанка и «Балтийского». Вероятность того, что Кремль попытается отдать под присмотр питерских банкиров финансы и этой естественной монополии, весьма высока.
Кстати, к вопросу о питерских банкирах. Капитал СВА-банка, который так и не стал «дочкой» ПСБ, сократился на 8%. Зато в top-200 прорвался с 340-й позиции банк «Петровка», который, как и СВА, довольно тесно связан с предприятиями ВПК.
Впрочем, вознесение «Петровки» выглядит не столь ошеломляюще, как, например, шести- и пятикратное увеличение капитала банков «Церих» и АМИК. Да и Петроэнергобанк, летом этого года выкупленный у «Ленэнерго» акционерами рухнувшего Инфобанка, явно не намерен останавливаться на достигнутой в сентябре 362-й позиции.
Вообще, сколь бы конфликтными ни были бывшие менеджеры Инфобанка, а капитал наращивать они умеют. Достаточно взглянуть на успехи ОРГРЭС-банка, где также трудятся выходцы из «Инфо».
Если же говорить об изменениях в первой двадцатке, то больше всего в сентябре везло «Петрокоммерцу». 150-процентное увеличение его капитала – наглядный пример банковской капитализации доходов нефтяных компаний (в данном случае – «ЛУКойла»). Кстати, «Петрокоммерцу» наконец-то удалось обогнать Собинбанк, который пару лет назад считался чуть ли не самым лучшим банковским приобретением Вагита Алекперова.
Из числа «небожителей-неудачников» стоит упомянуть Банк Москвы. Он не удержался в первой десятке, переместившись с восьмой строчки рейтинга на двенадцатую. Видимо, «антимонопольная» шумиха все же сказалась на Московском муниципальном, что в очередной раз подтверждает правильность процитированного нами девиза.