Торговля и Сеть
По данным исследования компании Nielsen, в 2016 г. 88% российских потребителей хотя бы однажды совершили покупку в Интернете.
Чаще всего россияне приобретают в Сети одежду и аксессуары (53% отметили, что имеют такой опыт). 38% покупали онлайн книги и музыку, столько же — электронику. 34% российских потребителей заказывали через Интернет билеты на различные мероприятия, 33% — косметику и средства для ухода за телом, 30% брали путевки и оплачивали отели и билеты.
Наименее популярные товарные категории для онлайн-шопинга в России — свежие продукты (3%) и упакованные продукты питания (5%). Очевидно, что развитие онлайн-рынка продуктов питания потребует серьезных усилий со стороны ритейлеров.
Предпочтения российских покупателей в отношении каналов продаж разнятся в зависимости от категории товара. Так, 56% тех, кому необходимы путевки, билеты и отели, склонны искать их в Интернете, и лишь 12% говорят, что в большинстве случаев отправляются в офис туроператора. Хотя большинство имеют опыт покупки одежды и аксессуаров в Сети, 45% отмечают, что все же чаще приобретают их в обычном магазине, 33% — офлайн и онлайн с одинаковой периодичностью, 22% — чаще в Интернете.
Что касается свежих продуктов, то 74% россиян преимущественно ходят в обычные магазины, 19% используют и офлайн-, и онлайн-каналы, и лишь 7% делают заказы в Сети. Вместе с тем, в мире доля онлайн-покупателей свежих продуктов заметно выше — 23%, при этом 33% глобальных потребителей совмещают покупки в Интернете с походами в магазины. За упакованными продуктами (снеками, консервами, напитками и т.д.) 66% россиян чаще всего отправляются в обычные магазины, 12% заказывают их через Интернет, 22% выбирают и то, и другое. В мире 29% чаще заказывают такую продукцию в Сети, 36% совмещают онлайн- и офлайн-шопинг, 35% предпочитают только магазины.
Среди источников информации, способных повлиять на решение о покупке, российские потребители чаще всего отмечают сайт ритейлера, если речь идет об одежде и аксессуарах (41%) и электронике (44%). Визит в магазин важен для покупки таких товаров, как одежда и аксессуары (37%), электроника (41%), свежие продукты (41%), косметика и средства по уходу за собой (40%).
В России 37% потребителей, приобретающих свежие продукты и товары для дома в магазинах, говорят, что в ближайшей перспективе хотели бы попробовать сделать это через онлайн-канал. В мире 14% респондентов регулярно покупают свежие продукты и товары для дома онлайн, среди российских потребителей таковых лишь 4%.
Места для шопинга
Где российские потребители предпочитают делать покупки (%)
Категория товаров | В Интернете | Онлайн и офлайн | В магазине |
Путевки, билеты, отели | 56 | 32 | 12 |
Билеты на мероприятия | 46 | 38 | 16 |
Одежда и аксессуары | 22 | 33 | 45 |
Электроника | 29 | 36 | 35 |
Косметика и средства по уходу за телом | 18 | 36 | 46 |
Детские товары | 15 | 43 | 42 |
Свежие продукты | 7 | 19 | 74 |
Упакованные продукты питания | 12 | 22 | 66 |
Бытовая химия и бумажная продукция | 10 | 35 | 55 |
Источник: Nielsen