Трагедия под землей: кто зарабатывал на незаконных экскурсиях по столичным коллекторам

23.08.202318:32

Экскурсионная группа не смогла выбраться из водосточного коллектора в центре Москвы 20 августа — восемь человек погибли. Формальной причиной смерти стало подтопление из-за аномальных ливней. Выяснить степень вины бизнесменов, организующих подобные развлечения, предстоит следствию. Как трагедия повлияет на рынок необычных экскурсий и исчезнут ли поклонники небезопасного отдыха, рассказали эксперты, опрошенные «Компанией». 

Диггер-гид Константин Филиппов обещал показать участникам экскурсии тайные лабиринты и подземную столицу за 9 тысяч рублей. Путь группы начался на Олимпийском проспекте, через час она была в районе метро «Трубная». Предположительно, в это же время коллекторы стало заливать водой, так как в Москве начался ливень. Гид успел отправить коллегам СМС-сообщение с вопросом, можно ли выходить на поверхность на Трубной. Подробности того, что произошло позже, неизвестны. Через сутки нашли тела погибших участников тура, некоторые были обнаружены на расстоянии в 5–6,5 километра в Москве-реке.

Среди жертв есть подростки — две девочки 15 лет и 17-летний юноша. Остальные погибшие были от 31 года до 63 лет, среди них — руководитель пресс-службы крупной IT-компании «Ланит» Дмитрий Маркушин.

Следователи установили всех лиц, которые причастны к нелегальным экскурсиям по коллекторам. 21 августа был задержан один из организаторов экскурсии Никита Дубас. Также проведены обыски в офисах компаний «Авангард», «Трипстер» и «Спутник». Гендиректора последней организации Александра Кима задержали по уголовному делу в Санкт-Петербурге раньше, чем он уехал за границу. При этом гендиректор «Авангарда» Александр Лазовский — его фирма связана с организаций экскурсий по подземной Неглинке — успел сбежать в ОАЭ.

Несмотря на то что экскурсии по водосточным коллекторам незаконны, а оказание подобных услуг — уголовно наказуемое деяние, купить билеты на подземную экскурсию можно было на крупнейших онлайн-платформах. Организаторы размещали объявления на «Яндекс Афише», «Кассир.ру», Sputnik и других сайтах. После трагедии агрегаторы начали удалять такие предложения.

Под землю в погоне за прибылью

«В погоне за прибылью некоторые бизнесмены забывают, что предпринимательский риск не должен нести в себе угрозу жизни и здоровью простых граждан, которые решили приобрести товары и услуги и вовсе не рассчитывали оказаться на больничной койке или на кладбище», — отметил в разговоре с «Компанией» юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский.

При этом он напомнил, что подземные коридоры не считаются туристическим маршрутом. «Таким образом, помимо привлечения к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 238 УК РФ за предоставление услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших смерть двух и более людей, следователи вправе привлечь организаторов и исполнителей по ч. 2 ст. 171 УК РФ за незаконное предпринимательство, совершенное организованной группой и сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере», — заявил Хаминский.

Он подчеркнул, что «в размере барышей предпринимателей от туризма сомневаться не приходится». По его данным, «Спутник» Кима за прошлый год показал только официально задекларированную выручку в размере 0,5 млрд рублей, «Авангард» Лазовского — более 90 млн рублей. «При этом, реализуя билеты через туристические агрегаторы типа “Трипстер”, у организаторов есть возможность часть выручки выводить на подставные фирмы», — добавил эксперт.

Хаминский также объяснил, как предпринимательская деятельность, нарушающая все установленные правила и требования, смогла остаться незамеченной уполномоченными органами. В 2022 году правительство России ввело мораторий на контрольно-надзорную деятельность, чтобы поддержать пострадавший от санкций бизнес. Этот шаг спровоцировал некоторых предпринимателей полностью игнорировать требования безопасности в своих сферах, утверждает юрист. «Чтобы в дальнейшем уменьшить количество смертей в результате несчастных случаев, произошедших по причине человеческого фактора, необходимо изменить подход к осуществлению контрольно-надзорной деятельности», — убежден Хаминский.

Запретить нельзя легализовать

Для предотвращения трагических случаев в будущем власти могут пойти двумя путями: сделать экскурсии на экстремальные объекты более безопасными либо ужесточить запрет, предположил глава комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) по правовым вопросам, гендиректор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.

«Если есть потенциально небезопасные объекты, которые привлекают туристов, например подземные ходы, крыши, башни, сложные сооружения, необходимо по согласованию с ведомствами, отвечающими за них, превратить их в безопасные объекты показа, оборудовав освещением, дорожками, вентиляцией, аварийными выходами. А тех, кто водит туда экскурсии, соответствующим образом аттестовывать», — считает он. Эксперт также напомнил, что в мире есть немало таких аналогов, например катакомбы в Риме и Париже.

Однако это путь долгий и финансово затратный, отметил он. «Самый простой и быстрый — запечатать все подобные сооружения, сделав их недоступными для туристов», — признал Мохов. При этом он подчеркнул, что запреты и ограничения не действуют на подростков, любителей адреналина и приключений. «Они могут не только не знать о существовании каких-то правил, но и сознательно их нарушать. В то же время невозможно приставить охрану к каждому люку, ведущему в коллекторы», — рассуждает представитель РСТ.

Такого же мнения придерживается руководитель Центра подземных исследований «ОСТРОБ», диггер Михаил Савкин. По его словам, «развитие внутреннего туризма в Москве, да и в любом регионе очень полезно», а у людей должна быть возможность увидеть свой город снизу.

«Для этого диггерским сообществам, коммунальным структурам, правительству города нужно скорректировать свои действия и просто наладить механизм, сделать все грамотно. Техника безопасности должна быть в первую очередь. Люди, спускаясь под землю вместе с экскурсоводами, должны знать, что им точно ничего не угрожает», — утверждает он.

Савкин подчеркнул, что можно водить экскурсии в тех местах, на которые не распространяется особый режим. «Если человек хочет посмотреть на подземную реку, то можно сводить его в Кузьминский парк, например. Стоит водить группы в любые места, которые не являются стратегически важными объектами города, но выглядят показательно, красиво», — убежден диггер.

При этом эксперт выступил против незаконных экскурсий. «Центр подземных исследований не раз обращался к коммунальным службам и правительственным органам, чтобы такие экскурсии запретили. Они очерняют исследователей, историков, тех, кто занимается раскопками и помогает городу», — заявил Савкин. Кроме того, он опасается, что «власти, гребя всех под одну гребенку, будут ставить исследователям палки в колеса, после трагедии на Неглинке». «В правительстве нет разделения между гидами, проводящими незаконные экскурсии, и настоящими исследователями. Если раньше у нас были налажены контакты с городом, мы работали вместе, то теперь на нас будут смотреть совсем по-другому», — поделился диггер.

еще по теме:
Промышленный туризм — не утопия
Почему старая доменная печь стала для туристов привлекательнее Эйфелевой башни и зачем корпорации тратят миллионы на превращение бывших цехов в культурные пространства
Северская домна

Доступ к коллекторам — угроза терактов

«Возникает вопрос, как неподготовленные люди могли попасть в систему, которая, безусловно, является критической инфраструктурой столицы. Речь даже не о том, что людей вел экскурсовод без соответствующей подготовки, таких экскурсий в принципе быть не должно», — заявил первый зампредседателя комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев.

В нынешних условиях, когда Россию атакуют дроны, а на ее территории работают диверсионные группы, это преступная халатность, за которую ответственные лица должны понести наказание, объяснил парламентарий. Трагедию, которая случилась 20 августа, Журавлев счел последним предупреждением о грозящей опасности. «Вне всяких сомнений, такие объекты нужно охранять гораздо тщательнее, всегда имея в виду, что они могут стать и местом для проведения масштабного теракта против нашей страны и ее жителей», — предупредил парламентарий.

В свою очередь, Георгий Мохов напомнил, что в марте 2023 года в УК РФ были приняты так называемые антидиггеровские поправки. «Они были направлены не против диггеров, а принимались в антитеррористических целях и предусматривали ужесточение наказания за незаконное проникновение на охраняемые объекты инженерной инфраструктуры города», — рассказал он. Первая статья предусматривала административное наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей, вторая — до 4 лет лишения свободы, если речь шла о повторном нарушении. Эти статьи еще не применялись в тех целях, в которых были приняты, добавил представитель РСТ.

Спуск под землю — история не статусная

Повлияет ли гибель людей на число желающих спускаться под землю и почему вообще кого-то тянет в коллекторы? По мнению судебного эксперта-психолога Олега Долгицкого, такой вид активности «притягивает одиночек, неформалов, тех, кто постоянно ищет возможности выбраться за пределы города, то есть выйти за рамки социальной среды, в которой они находятся, чтобы чувствовать себя свободно, независимо, или даже проявить какой-то бунт».

еще по теме:
«Принцип влечения к смерти»
Почему топ-менеджеры и предприниматели нередко выбирают именно экстрим-отдых
Экстрим

Формат спуска под землю — отдых не для каждого, он низкобюджетный, но очень далекий от спорта в классическом понимании, отметил психолог. «Проблема заключается в том, что огромная часть этой аудитории более склонна к повышению уровня стресса, ожиданию ужаса, чем к расслаблению. Их тянет в том числе к прогулкам по темному лесу или по заброшенным зданиям, потому что это переживание, возможность уловить настоящие панические атаки в их классическом понимании, пережить дикое, будоражащее», — утверждает Долгицкий.

По его мнению, у человека могут быть стремления к опасным формам отдыха. В пример он привел покорение горных вершин или прыжки с парашютом — экстремальные, опасные, но общепринятые развлечения. «Есть много людей, которые гордятся тем, что они прыгали с парашютом. Например, в структурах ВДВ именно так становятся крутыми мужиками. Некоторые покупают себе мотоцикл, чтобы, с одной стороны, получить свою дозу адреналина, а с другой — стать объектом любви и обожания для некоторых девушек. Прогулки по канализационным коллекторам невозможно отнести к статусным развлечениям», — рассуждает психолог.