Top.Mail.Ru
архив

Три карты Эгиля Мюкльбуста

Вслед за телекоммуникационными группами Telia и Telenor, которые объединились для завоевания Европы, устремили свой взор за пределы Скандинавии и другие местные гиганты. Эгиль Мюкльбуст, глава крупнейшего норвежского промышленного холдинга Norsk Hydro, объявил о новой стратегии развития: «Сейчас мы располагаем финансовыми возможностями для большого роста. Мы открываем свои карты и начинаем игру». Карты, как водится, три, но судьбу пушкинского Германна Мюкльбуст повторять явно не собирается.

Реструктуризация бизнеса крупнейшего европейского поставщика газа будет проводиться нестандартным образом. Обычно в таких случаях сначала продают непрофильные предприятия, а потом покупают иностранные компании и открывают производство за рубежом. Norsk Hydro намерен совместить эти процессы и в результате расширить в Европе три важнейших направления своей деятельности - добычу нефти и других энергоносителей, производство алюминия и агрохимический бизнес. Что и должно привести в 2005 году (когда холдингу исполнится 100 лет) к созданию нового Norsk Hydro. Стабильного, богатого, диверсифицированного, знающего, куда идти дальше.

В энергетическом секторе первые шаги уже сделаны: в 1999 году Norsk приобрел своего ближайшего конкурента в шельфовой добыче нефти - Saga Petroleum за $2,5 млрд. Это увеличило объемы продаж норвежского гиганта сразу на 40%. Предполагается, что Norsk Hydro приобретет еще несколько компаний, работающих в этом направлении. А средства изыщет с помощью постепенной - под каждую сделку - продажи своего нефтехимического бизнеса. Производство алюминия компания намерена увеличить, купив ряд металлургических заводов в Латинской Америке и в Европе (в частности, в Словении и Словакии; не исключается интерес и к российским заводам). Кроме того, Мюкльбуст намекнул, что ищет возможности создания альянса с крупной алюминиевой компанией Нового Света - скорее всего, с Reynolds. На первом этапе план будет чисто затратным: в области металлургии компания намерена покупать, а не продавать. По третьему направлению - сельскому хозяйству - стратегия полностью не определена. Пока что Norsk Hydro выставил на продажу дочернее предприятие - крупнейшего производителя морепродуктов Norsk Seafood: за него предполагается выручить около $0,85 млрд. Средства от продажи других компаний - химических групп Norsk Coatings, Mabo, Pronova Biopolimer - пойдут «в общую кассу».

Новая стратегия, объявленная Мюкльбустом, может напрямую затронуть российский рынок. Многие помнят большой визит делегации Norsk Hydro в Россию в 1998 году. Цель его помимо проведения переговоров с «Газпромом» тогда была не очень ясна. Возможно, скоро мы узнаем, о чем говорили менеджеры норвежской группы в правительственных кабинетах и московских офисах.

Еще по теме