Три рекорда «Норникеля»
Отчет «Норильского никеля» о финансовых итогах 2021 года зафиксировал сразу несколько рекордов — по прогнозируемым дивидендным выплатам, по капитальным инвестициям и расходам на социальные программы.
Черные времена позади?
Аналитики, опрошенные «Компанией» отмечают, что опубликованные горно-металлургическим гигантом результаты по МСФО оказались близки к прогнозам.
«Несмотря на снижение объемов производства из-за череды аварий и инцидентов, высокие цены на металлы позволили завершить год с рекордными результатами, — подчеркнул аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Калачев. — Выручка увеличилась на 14,8% до 17,85 млрд. Показатель EBITDA вырос на 37,4% до 10,51 млрд. Чистая прибыль составила 6,97 млрд, она почти удвоилась по сравнению с низкой базой 2020 г. в которой был учтен экологический штраф на 2 млрд из-за разлива дизельного топлива на Норильской ТЭЦ-1. Без учета этой выплаты рост прибыли составил бы около 24%».
На фоне роста капитальных затрат до 2,76 млрд, или более чем в полтора раза по сравнению с показателями прошлого года, свободный денежный поток сократился на треть и составил 4,4 млрд. Однако, уверен Калачев, это не помешает акционерам получить по итогам года солидные дивиденды, поскольку продолжает действовать прежняя формула расчета дивидендов на базе EBITDA.
«Компания направит на дивиденды 60% EBITDA. За вычетом 1523,17 руб. на акцию, ранее выплаченных за 9 месяцев 2021 г., итоговые дивиденды будут сопоставимы с предыдущей рекордной выплатой и могут составить чуть более 1500 руб. на акцию», — говорит Калачев. В 2022 году пока будет действовать прежняя формула расчета дивидендов, заложенная в акционерное соглашение, дивидендная доходность акций «Норникеля» сохранится на высоком уровне и может составить более 12%.
«Рост финансовых показателей обусловлен, главным образом, увеличением средней цены на никель и продажам палладия из запасов, — прокомментировал «Компании» начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. — На рынке наблюдается дефицит никеля более 160 тыс. тонн (что составляет 80% от объема добычи ГМК за год), и это привело к значительному росту цены».
Компания прогнозирует сохранение дефицита никеля высокого качества в этом году на фоне увеличения производства электромобилей (хотя в целом на рынке сложится профицит этого металла). Позитивный прогноз и по палладию: он тоже в дефиците. Именно палладий обеспечил наибольшую сегментную выручку «Норникелю» в 2021 году, подчеркивает Ващенко.
«Хорошая отчетность обусловлена не только факторами слабого рубля и тем, что никель торгуется на многолетних максимумах, — говорит эксперт по финансовым рынкам ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский. — Черные времена, которые связаны с экологическими страхами и пошлинами — то, на чем «Норникель» прокатили вниз в прошлом году — уже позади. Не вижу для компании политических рисков, в отличии от тех же Газпрома, Роснефти и тем более Сбера».
Ударение на букву S
В 2021 году «Норникель» в 2 раза нарастил социальные расходы. Инвестиции «в людей» достигли $1 млрд, или 6% выручки компании.
«По нашим оценкам, это самый большой показатель в горно-металлургической отрасли в стране», — рассказал во время презентации отчета старший вице-президент «Норникеля» Андрей Бугров.
Он отметил, что бизнес при реализации ESG-стратегии привык фокусировать на «Е» (environmental — Прим. «Ко»), но сейчас все большее внимание уделяется «S» (social — Прим. «Ко»).
«Во-первых, мы инвестировали более $200 млн в борьбу с коронавирусом за последние два года — оказывали поддержку учреждениям здравоохранения в регионах присутствия, помогали работникам и обеспечили вакцинацию 70% занятых на производстве. Во-вторых, мы продолжаем выполнять нашу корпоративную программу по охране здоровья: в конце 2021 года был открыт первый госпиталь в Норильске; планируем еще шесть, чтобы обеспечить первоклассной медпомощью жителей Норильска, Колы, Мурманска», — подчеркнул Бугров.
Программа, стоимостью $1 млрд, предусматривает поддержку локальных НКО, предпринимателей, малочисленных народов Севера, проведение спортивных мероприятий и развитие туристического кластера. Однако самая большая статья социальных расходов — затраты на проект реновации Норильска, который предусматривает, в том числе, снос старого жилья и возведение новых домов и социальной инфраструктуры по современным стандартам. По соглашению, которое «Норникель» подписал с федеральным и региональным правительствами, предусмотрены инвестиции в размере 81 млрд рублей до 2035 года.
В рейтинге Социальной ответственности крупнейших российских ПАО, опубликованном в октябре 2021 года Институтом стратегических коммуникаций, «Норникель» стал единственной частной компанией, вошедшей в топ-3.
Исследователи поместили его в число лидеров, наряду с Газпромом и Роснефтью, по коэффициенту социальных трат и эффективности проектов для населения.
Серная программа — одна из основных экологических инициатив, реализуемых «Норникелем». На нее приходится более $4 млрд из $6 млрд совокупных природоохранных инвестиций.
В 2021 году, после остановки плавильного и металлургического цехов в Кольском дивизионе, удалось сократить выбросы диоксида серы на 78% по сравнению с прошлым годом и на 90% по сравнению с уровнем 2015 года. В Норильске серные выбросы сократились на 14%. Целевой показатель до конца этого года — снижение на 45% от уровня 2015 года.
По словам Бугрова, в 2022 году социальные расходы останутся на уровне показателей 2021 года, за исключением затрат на реновацию Норильска.
«Для компании, имеющей инфраструктурное значение, подобную нагрузку можно считать нормальной, — считает Дмитрий Голубовский. — Социальные и экологические обязательства — это мейнстрим, которому надо соответствовать, если компании не хотят столкнуться с риском повышения пошлин или иным негативом. Я, как человек правых взглядов, считаю, что это неправильно: компании должны добывать руду и делать металл, а власти — решать вопросы людей и экологии, задействуя инструменты фискальной политики. Но пока во всем мире запрос на социальную ответственность бизнеса растет».
И российские промышленники, роль которых на глобальном рынке растет, пусть вынужденно, задают бенчмарки инвестиций в регионах.