архив
Древнерусские макроэкономисты почти точно указали в былинах временные рамки истории с трубами большого диаметра (ТБД) – «тридцать лет и три года». Первого февраля 1970 года в рамках проекта «газ – трубы» был подписан контракт на поставку из Германии труб диаметром 1420 мм, и только теперь (да и не теперь, а еще через тысячу дней) должно вступить в строй первое отечественное производство труб такого диаметра на Выксунском металлургическом заводе в Нижегородской области. Соглашение о создании «Альянса-1420» в рамках совместного предприятия подписали 28 июня ЗАО «Объединенная металлургическая компания» и ОАО «Северсталь».
Когда-нибудь историки дадут ответ на вопрос о том, почему за тридцать лет в России не было налажено производство труб диаметром 1420 мм. Но факт налицо – до сих пор все трубы такого диаметра «Газпром» экспортирует из-за рубежа. Считается, что он тратит на это от $300 млн до $400 млн в год. В прежние годы из государственного бюджета на закупку ТБД выделялось в несколько раз больше средств – к 1980 году Германии за трубы большого диаметра было выплачено $11 млрд. Для газового монополиста эта ноша становится все тяжелее – чистая прибыль «Газпрома» в 2000 году снизилась, составив всего 60,75 млрд руб.
Поэтому крупнейшие операторы трубной и металлургической промышленности активно включились в гонку за «контракт века» – правительственный заказ на производство ТБД.
Первоначально производство больших труб планировалось развернуть на Нижнетагильском металлургическом комбинате (НТМК). Проект НТМК по строительству завода ТБД лоббирует группа МДМ. А после того как 19 июня решение о заключении в третьем квартале фьючерсного контракта на закупку нижнетагильских труб было принято и «Газпромом», некоторые наблюдатели поспешили сделать вывод о том, что гонка закончена. Однако всего через десять дней в Выксе был дан старт еще одному проекту по производству ТБД. К 2003 году новый альянс, который образовали «Северсталь» и «Объединенная металлургическая компания», планирует выпустить первую партию больших труб.
ВРЕЗ
Совместное предприятие «Северстали» и «Объединенной металлургической компании» создано специально для выпуска труб большого диаметра – от 508 мм до 1420 мм. Первым проектом в рамках совместного предприятия станет «Альянс-1420». Цель проекта – освоение производства труб диаметром 1420 мм. Предполагается, что выпуск труб такого диаметра начнется к апрелю 2004 года, а к 2006-му СП выйдет на проектную мощность – 2,9 млн тонн труб, из них 860 тыс. тонн составят трубы диаметром 1420 мм, рассчитанные на давление до 150 атм. Трубы будут выпускать с трехслойным полиэтиленовым покрытием снаружи и внутри. Длина трубы – до 24 м.
КОНЕЦ ВРЕЗА
В рамках презентации СП было подписано трехстороннее соглашение между «Северсталью», ОМК и администрацией Нижегородской области, в котором закреплены основные моменты поддержки проекта со стороны региональных властей. Полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко назвал соглашение «победой для России». «С этого дня Россия может сама производить трубы, а не позориться, закупая их в обмен на газ за границей. Кроме того, это победа и для Нижегородской области, потому что это несколько сот миллионов долларов, которые придут сюда в качестве инвестиций», – подчеркнул полпред.
Альянс представляется вполне логичным и перспективным. ОМК – крупнейший производитель труб в России (около 40% от их общего производства), а «Северсталь» – крупнейший российский производитель штрипса (трубной заготовки). По словам генерального директора ОМК Анатолия Седых, компания сотрудничает с «Северсталью» уже два года. За это время освоено промышленное производство холодостойких и коррозиестойких труб для Крайнего Севера из новых марок стали. В числе крупных заказов – поставки для Балтийской трубопроводной системы, «Таймырнефтегаза» и других важных объектов. Анатолий Седых считает, что новый альянс сумеет опровергнуть представление о том, что качественные трубы нужного газовикам и нефтяникам диаметра умеют делать только на Западе.
ОМК уже имеет опыт выпуска труб диаметром 1020 мм, а «Северсталь» в начале прошлого года приобрела прокатный стан у «Ижорских заводов». Приобрела, надо сказать, под другой проект, так как первоначально компания планировала выпуск труб диаметром 1420 мм в Колпине под Петербургом на базе «Стана-5000» совместно с Europipe GmbH и Griff GmbH. Но партнерство с Europipe не сложилось. В итоге «Северсталь» присоединилась к проекту, предложенному руководством ОМК – выпуск ТБД на существующих производственных площадках своих предприятий.
Андрей Комаров, председатель совета директоров ЗАО «ОМК», сказал: «Когда в 1963 году канцлер ФРГ Конрад Аденауэр наложил запрет на поставку немецких труб диаметром 1020 мм в Россию, челябинцы освоили их выпуск в течение нескольких месяцев. Это – история. Сегодняшний проект – ее логичное продолжение… «Альянс-1420» не только ускорит обновление технологических процессов на Челябинском и Выксунском предприятиях. Мы намерены разместить свои заказы на «Уралмаше», Электростальском и Коломенском заводах тяжелого машиностроения. Таким образом в орбиту проекта будут втянуты отечественные машиностроительные заводы – производители промышленного оборудования…».
По словам Андрея Комарова, суммарная потребность в инвестициях не превысит $220 млн – $300 млн при сроках окупаемости менее трех лет. При этом проект не требует государственных гарантий и инвестиций: финансирование «Альянса-1420» в отличие от Нижнетагильского проекта берут на себя в равных долях непосредственные инициаторы сделки, то есть ОМК и «Северсталь». Отметим, что осуществление проекта такого масштаба силами самих его участников для России беспрецедентно.
Слабое место «Альянса-1420», о котором говорят конкуренты, – отсутствие гарантий о закупках со стороны «Газпрома», главного потребителя больших труб, хотя протокол о намерениях с «Газпромом» был подписан в день подписания соглашения. Но, по словам члена правления газового концерна Валентина Починкина, это вовсе не означает, что договор на поставку труб «Газпрому» у СП уже в кармане. О реальном контракте с «Альянсом-1420» на закупку ТБД речь пойдет не ранее 2003 года, когда СП сможет выпустить опытную партию труб и представить их «Газпрому» для испытаний.
Тем не менее наблюдатели уверены, что у «Альянса-1420» есть все основания получить этот заказ, а споры о конкуренции в этой отрасли на сегодняшний день носят надуманный характер.
Во–первых, даже при самом благоприятном решении вопроса о финансировании проекта НТМК, производство ТБД начнется в Выксе как минимум на полтора года раньше, чем в Нижнем Тагиле.
Во-вторых, если посмотреть на структуру потребления «Газпромом» больших труб, то станет понятно, что нижнетагильский проект и после запуска не покроет всех потребностей газового монополиста в ТБД, так что оставшуюся половину ему все равно придется закупать у других производителей.
Наконец, вряд ли «Газпром» и правительство откажутся от возможности сэкономить несколько сот миллионов долларов в год – особенно с учетом необходимости платить по внешнему долгу.
Но все же главная интрига со сбытом ТБД разворачивается внутри России. Сейчас «Газпрому» требуется ежегодно около 1 млн тонн таких труб, и новый альянс после выхода на проектную мощность полностью мог бы покрыть эти потребности. Но, как заявил в Выксе заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ Сергей Митин, 140 тыс. км трубопроводов, проложенных в России, уже выработали амортизационные сроки своей эксплуатации. Это значит, что в ближайшие 20 лет потребуется 32 млн тонн ТБД для их замены. Вряд ли правительство будет относиться к выходу из строя газовых магистралей с таким же олимпийским спокойствием, как к прохудившимся водопроводным трубам. Таким образом, «Альянс-1420» покроет лишь 50% потенциальной потребности России в ТБД. Плюс экспорт, плюс газификация Сибири и Дальнего Востока, плюс планы строительства газопроводов в Китай и Корею. По всей видимости, в конечном итоге работы хватит и нижнетагильцам, и новому альянсу.
Поэтому есть все основания полагать, что через три-четыре года в России появится несколько конкурирующих производителей труб большого диаметра, причем большая их часть будет интегрирована с металлургическими предприятиями.
09.07.200100:00
архив
«Снижение цен еще никому не вредило...»
Руководство Metro не собирается адаптировать свою систему торговли к российским условиям, потому что везде, где компания открывала магазины, сам рынок приспосабливался к Metro. Об этом рассказал «Ко» генеральный директор дочерней компании «Метро Кэш энд Керри» Вальтер Деметц.
архив
Немцы против отечественного производителя
Германская Metro Cash & Carry устроила в Москве переполох. Metro хочет привнести в Россию западную технологию организации торгового бизнеса