Top.Mail.Ru
мнения

Цифровые продукты и виртуальные платежи

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа
Александр Агаков — коммерческий директор QIWI

Пандемия COVID-19 повлекла за собой масштабное изменение потребительских привычек. Карантин, закрытие границ, переход на удаленную работу и надвигающийся кризис повлияли на то, как люди тратят деньги.

Виртуальная эпоха

Тренды потребления в России не отличались от общемировых тенденций. Пандемия в пять раз ускорила рост безналичных операций — за полгода их доля увеличилась до 67 %. На это указывает статистика банков, эквайринговых сервисов и отдельных предприятий — причем как крупных, так и мелких.

Аналитики QIWI также зафиксировали рост популярности цифровых платежей еще в первом квартале, но во втором квартале тенденция сохранилась. Более того, с мая по август оборот бесконтактных платежей вырос на 32 % по сравнению с первым кварталом и в восемь раз превысил оборот аналогичного периода прошлого года. Пиковый спрос эксперты выявили в мае, когда карантинные ограничения в большинстве регионов начали смягчать.

В среднем пользователи стали совершать на 75 % больше операций по виртуальной карте, а средняя сумма транзакции выросла до 10 500 руб. — это на 44 % больше, чем за тот же период в 2019-м. Наиболее активно виртуальными картами пользовались жители Москвы и Санкт-Петербурга. Но и в регионах тоже стали чаще обращаться к безналичным платежам — например, значительный рост зафиксировали в Нижнем Новгороде, Омске и Самаре.

Переход на безналичные платежи стал вынужденным для многих торговых точек, которые в период карантина переключились на онлайн-режим работы. Для поддержки некоторых категорий бизнеса Банк России рекомендовал снизить ставку интернет-эквайринга до 1 %. QIWI поддержала инициативу и проанализировала показатели компаний в первые недели после введения программы. В среднем издержки предприятий электронной торговли снизились на 1 % — особенно ощутимые результаты отметили крупные маркетплейсы и онлайн-гипермаркеты. Но на ценах для конечного потребителя это никак не отразилось.

Тем не менее люди планируют и дальше пользоваться цифровыми платежами. Опрос Standard Chartered, проведенный в 12 странах, показал, что почти половина респондентов (48 %) предпочитает оплачивать покупки удаленно вместо того, чтобы расплачиваться наличными или картой лично.

Причем это касается как оплаты крупных покупок, например электроники, так и продуктов питания и даже путевок. В целом две трети опрошенных ожидают, что их страна к 2030-му полностью откажется от наличных.

Но намерения не всегда отражают реальную картину. К примеру, россияне на фоне пандемии запаслись рекордным объемом наличности. По данным ЦБ, на 1 августа в обращении было 12,6 трлн руб. — это исторический максимум. В среднем только за март объем наличных в российской экономике вырос на 719 млрд, за апрель — еще на 569 млрд. Впрочем, такая динамика характерна для большинства кризисных периодов.

«Пандемическая корзина»

В потребительских привычках фокус сместился с офлайн-услуг на цифровые сервисы. Например, из-за ограничения доступа в спортзалы многие стали пользоваться онлайн-услугами тренеров, а также покупать тренажеры и экипировку — весной спрос на эти категории подскочил на 100–200 %.

Россияне также начали заказывать еду в ресторанах и чаще пользоваться службами доставки продуктов из супермаркетов. По прогнозам «INFOLine-Аналитики», рынок экспресс-доставки питания в России по итогам года вырастет в 42 раза — с 0,7 до 30 млрд руб.

Изменилась и сфера развлечений. Аналитики QIWI отслеживали динамику и в первом, и во втором кварталах 2020-го. В первые месяцы пандемии возросла платежная активность в категории онлайн-игр и платежей в букмекерских сервисах: возможно, многие делали ставки на политические и социальные события. Во втором квартале, когда многие компании начали переносить мероприятия в онлайн-формат, россияне начали чаще покупать билеты на форумы и конференции, а также на летние экскурсии, спортивные матчи и концерты, перенесенные на конец года. В целом потребители не стали экономить на онлайн-развлечениях, а также чаще пользовались стриминговыми сервисами и платформами с онлайн-играми.

Интересная динамика прослеживается и в сфере туризма: в 2020-м россияне покупали туристические путевки чаще, чем раньше, — в июне–августе количество транзакций в этой категории выросло на 45 %, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Однако средний чек снизился на 72 % и составил всего 10 200 руб.

Как показывает статистика «QIWI Кошелька», в апреле–июне оборот учебных сервисов вырос на 12 % к первому кварталу и в четыре раза превысил оборот за аналогичный период прошлого года. Более того, пользователи не стали тратить меньше на учебу: в течение первого полугодия 2020-го средний чек колебался между 8388 и 8524 руб.

Вторая волна изменений

Строить прогнозы в условиях кризиса всегда сложно, а тем более в 2020-м, когда на экономику влияет эпидемиологическая повестка. Неизвестно, будет ли в России вторая волна пандемии, первые сигналы которой уже появляются в Европе и ряде других стран. Например, Израиль стал первым государством, которое ввело повторный карантин. В стране ограничили работу общественного транспорта, а рестораны, торговые центры и фитнес-клубы временно закрыли.

Произойдет ли это в России, предполагать пока рано. Аналитики при составлении прогнозов обычно опираются на данные регионов, которые пандемия затронула в первую очередь. Например, Китай и Италию. В КНР многие потребительские привычки начали возвращаться к норме еще весной: китайцы, как и прежде, покупали люксовые товары и автомобили. Но в то же время общие объемы потребления снизились, особенно среди слоев населения с низкими доходами.

В России прослеживается схожая тенденция.

По данным банков, в августе россияне стали тратить столько же, сколько до пандемии. Но привычки меняются. Большинство по-прежнему экономит на одежде и развлечениях вне дома, а треть потребителей тратит свободные деньги на выплаты долгов.

Изменение показателей зависит не только от вероятности наступления второй волны, но и от мер поддержки со стороны государства. Вполне вероятно, что при тех же показателях статистики по COVID-19, что и в первом полугодии, стратегия правительства будет уже другой. Программы поддержки, введенные весной, постепенно сворачивают, и неизвестно, придут ли им на смену новые. Например, ЦБ уже отменяет часть ранее введенных инициатив, в том числе проект льготной ставки эквайринговых комиссий. Эти решения будут влиять и на конечного потребителя.

Еще по теме