Top.Mail.Ru
архив

Турбина для олигарха

Владимир Потанин сделал свою ставку в «энергетическом покере». В отличие от прочих олигархов, азартно скупающих электростанции, глава «Интерроса» охотится за акциями компаний, производящих энергетическое оборудование. Сформированный в результате серии враждебных поглощений холдинг «Силовые машины» должен, по замыслу «Интерроса», стать главным поставщиком турбин и генераторов для ветшающей отечественнойэнергетики.

 

«Интеррос» пытается создать машиностроительный холдинг не в первый раз. Несколько лет назад группа Потанина стала владельцем блокирующего пакета акций Пермского моторного завода и начала продвигать идею создания на базе предприятия холдинга, выпускающего авиадвигатели. Несмотря на отчаянные усилия «Интерроса», проект провалился.

Главный урок, который вынесла из неудачного эксперимента компания, по словам одного из ее топ-менеджеров, состоял в том, что «от ВПК надо держаться подальше»: помимо двигателей для гражданских самолетов в Перми выпускалась и военная техника.

 

Сильные звенья

История создания нового машиностроительного холдинга началась в 1998 году, после того как в сферу интересов «Интерроса» попали несколько петербургских заводов, выпускающих оборудование для энергетики. К настоящему времени «Силовые машины» объединяют четыре предприятия, три из которых расположены в Санкт-Петербурге.

Жемчужиной этой коллекции стал крупнейший в России завод по производству турбин – Ленинградский металлический завод (ЛМЗ). Наряду с ЛМЗ в питерское ядро «Силовых машин» входит завод «Электросила», выпускающий генераторы и электромоторы, а также ведущий в России производитель лопастей для турбин – Завод турбинных лопаток. Четвертая составляющая «Силовых машин» – Калужский турбинный завод – выпускает турбины малой и средней мощности. Все вместе дает полный комплект, позволяющий удовлетворять основные запросы энергетиков в оборудовании.

Формировался этот холдинг непросто. Три питерских предприятия достались «Интерросу» в результате затяжного конфликта с «Энергомашкорпорацией» (ЭМК) – структурой, в свое время объединявшей большинство предприятий энергетического машиностроения. Перелома в противостоянии с ЭМК «интерросовцам» удалось добиться лишь в 2000 году благодаря использованию новых технологий «сравнительно законного передела собственности». В частности, ЛМЗ попал под влияние «Интерроса» в результате использованной тогда впервые и ставшей впоследствии классической «трехходовки». Сначала была скуплена кредиторская задолженность завода, затем введена процедура внешнего управления, во время которой была выпущена дополнительная эмиссия акций в пользу кредиторов.

К контролю над «Электросилой» «Интеррос» пришел другим путем. Сначала холдинг скупил у менеджеров компании блокирующий пакет акций. После этого последовал судебный иск к ЭМК со стороны акционеров – частных лиц, протестовавших против допэмиссии акций завода в пользу «Энергомашкорпорации». Пока шло судебное разбирательство, структуры «Интерроса» выкупили очередную эмиссию «Электросилы» и получили таким образом контрольный пакет. Передел собственности на Заводе турбинных лопаток фактически завершился после того, как «Интеррос» докупил на открытом рынке около 20% акций предприятия к уже находившимся в собственности у Ленинградского метзавода 35% акций ЗТЛ.

Получив полный контроль над предприятиями, «Интеррос» занялся реструктуризацией своих приобретений. Для начала он объединил управляющую и сбытовую компании («Силовые машины» и «Энергомашэкспорт») в единую структуру. На следующем этапе, о завершении которого было объявлено в марте нынешнего года, на баланс головной компании с длинным названием ОАО «Силовые машины – ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт» (сокращенно – ОАО «Силовые машины») были переведены более 75% акций каждого из питерских заводов. Большинство акций нового холдинга через аффилированные структуры приобрел «Интеррос». Оставшиеся 4,93% достались стратегическому партнеру «Силовых машин» – компании Siemens, которая получила их в обмен на свои пакеты акций «Электросилы» и ЛМЗ.

Вопрос с бывшим собственником машиностроительных заводов – «Энергомашкорпорацией», судя по всему, решен. У ЭМК некоторое время оставались небольшие пакеты акций питерских предприятий. Однако компания не была включена в список приобретателей ценных бумаг «Силовых машин» и решила продать свои пакеты на рынке. В «Энергомашкорпорации» «Ко» сообщили, что она вышла из числа акционеров ЗТЛ и ЛМЗ (судя по всему, покупателем стали структуры, близкие к «Силовым машинам»).

 

На пути к звездам

Столь значительные усилия по консолидации активов «Интеррос» прилагает неспроста. Потанин надеется хотя бы опосредованно поучаствовать в реформировании РАО «ЕЭС». По мнению аналитика ИК «Тройка-Диалог» Андрея Кормилицина, инвестиции «Интерроса» в «Силовые машины» продиктованы расчетом на реформу электроэнергетики, которая должна стимулировать обновление генерирующих мощностей.

Департамент технического перевооружения РАО «ЕЭС» предоставил «Ко» сведения, согласно которым амортизационный износ энергетического оборудования на объектах РАО превышает 52%. По состоянию на начало прошлого года парковый ресурс (фактически – срок службы) выработали турбины, мощности которых составляют 37% от общих установленных мощностей на теплоэлектростанциях и 51% на гидроэлектростанциях. Эти данные менеджеры РАО активно используют, когда речь заходит о необходимости повышать тарифы на электроэнергию.

В энергохолдинге и сейчас обновляют фонды. В 2003 году инвестиционные программы всех региональных АО-энерго составят 50,6 млрд руб., еще 14,86 млрд руб. предполагает потратить на техническое перевооружение и новое строительство само РАО «ЕЭС». Всего же, по словам менеджеров РАО, на эти цели до 2005 года уйдет до $12 млрд.

Очевидно, что «Силовые машины» надеются получить значительную долю заказов. Поводов для оптимизма достаточно: как заявили «Ко» в РАО, продукция российских поставщиков при качестве, близком к зарубежным аналогам, является более дешевой, и в дальнейшем эксплуатационные затраты для нее значительно ниже. Поэтому в открытых тендерах, которые проводят энергетики на поставку оборудования и ремонтных услуг, россияне чаще всего побеждают.

По данным «Силовых машин», доля продукции предприятий концерна в общем объеме установленных в России мощностей составляет от 60% (паровые турбины, гидро- и турбогенераторы) до 80% (гидравлические турбины). Российских конкурентов у «Силовых машин» нет. Оставшиеся у «Энергомашкорпорации» заводы изготавливают насосы, газовые турбины и гидравлические турбины малой мощности. Для еще одного российского холдинга – «Объединенных машиностроительных заводов» (ОМЗ) – энергетическое машиностроение является второстепенным бизнесом.

 

Оправдание рисков

Но действительно ли «Силовые машины» ожидают столь радужные перспективы?

Нынешние руководители РАО заявляют об устаревании производственных мощностей в энергетике с момента своего прихода к власти в компании, однако стремительного роста расходов на приобретение энергомашин пока не наблюдается. Кстати, поэтому в структуре продаж «Силовых машин» преобладают экспортные поставки.

По данным концерна, до 10% энергетических мощностей в мире произведены на заводах, входящих в «Силовые машины» (см. диаграмму). В основном они находятся в странах бывшего соцлагеря. Техническая привязка этих мощностей к заводам-изготовителям делает позиции российских машиностроителей здесь достаточно крепкими. Кроме того, перспективным рынком сбыта для продукции «Силовых машин» являются развивающиеся страны Азии и Латинской Америки. В числе последних успехов российского концерна выигранный в апреле в составе международного консорциума тендер на постройку ГЭС «Эль Кахон» в Мексике (заказ на $140 млн), а также заключенный в марте контракт на реновацию ГЭС «Джердап-1» в Сербии ($100 млн). Всего же портфель заказов предприятий «Силовых машин» в 2002 году увеличился на четверть и составил $1,237 млрд при объеме продаж в $330 млн.

Тем не менее дальнейшее развитие бизнеса «Силовых машин» может натолкнуться на серьезные препятствия. До сих пор концерн участвовал (и побеждал) в основном в конкурсах, второстепенных в масштабах мирового энергомашиностроения. Наиболее крупные заказы по производству нового оборудования доставались другим производителям – General Electric, Alstom, Siemens. Эксперт инвестиционной компании «Проспект» Николай Иванов так объясняет причину: «В крупнейших международных тендерах велика политическая составляющая. Российское правительство, которое по идее должно лоббировать интересы отечественных компаний на международном уровне, пока ведет себя достаточно инертно».

Особой поддержки машиностроителям государство не оказывает и на внутреннем рынке. Хотя именно от настроений, царящих в коридорах власти, зависит судьба четвертого крупного завода «Силовых машин» – Калужского турбинного.

«Силовым машинам» принадлежат 25,5% голосующих акций этого предприятия (19,5% акционерного капитала). Крупными собственниками его являются также Siemens с 24,8% голосующих акций и государство в лице Минимущества – 32,8% голосующих акций. Немецкая компания получила предложение обменять свою долю в калужском предприятии на 2% акций «Силовых машин». До завершения сделки в Siemens отказываются комментировать переговорный процесс. Аналитики считают предложение «Интерроса» близким к рыночной цене активов. По словам эксперта Николая Иванова, «предложенный коэффициент обмена на 15 – 20% ниже рынка, но в результате увеличения капитализации новой компании Siemens свое отыграет». Так что, возможно, уже в ближайшее время стороны придут к соглашению, доля «Силовых машин» в КТЗ сможет увеличиться до контрольного пакета.

Правда, это не решит проблемы взаимоотношений с государством. Акционеры «Силовых машин» не хотят включать Минимущество в число крупных собственников концерна, а чиновники не торопятся продавать блокирующий пакет акций калужского завода. Так что влияние государства на завод, который помимо энергетических турбин производит двигатели для подводных лодок, сохранится еще неопределенно долго. Получается, что «Интеррос» не до конца усвоил урок не вмешиваться в ВПК. Кстати, в неудавшемся проекте по созданию моторостроительного холдинга в Перми государство тоже имело блокирующий пакет.

Несмотря ни на что, менеджмент «Силовых машин» пока демонстрирует уверенность в благополучном исходе интеграционных процессов. В официальных комментариях генеральный директор концерна Евгений Яковлев заявляет, что консолидация активов завершится в ноябре 2003 года.

Еще по теме