Top.Mail.Ru
бизнес

«У нас разработан конкретный план, как перегнать HeadHunter»

Владимир Корицкий. Фото: Пресс-служба Работа.ру Владимир Корицкий. Фото: Пресс-служба Работа.ру

Что происходит на рынке труда, как изменились зарплаты и какие профессии выглядят наиболее перспективными — об этом в эксклюзивном интервью журналу «Компания» рассказал коммерческий директор сервиса «Работа.ру» Владимир Корицкий.

Как, на ваш взгляд, пандемия изменила рынок труда и как ваш бизнес пережил этот год?

— Пандемия затронула многие сферы экономики, в том числе рынок работы и трудоустройства. Если говорить о нашей компании, то мы с начала локдауна перевели всю команду на дистанционный формат работы. При этом не потеряли ни в контакте, ни в эффективности, даже приросли. Для нас как для IT-компании работа на удаленке не была в новинку. По итогам года мы выросли численно, увеличили штат на 25%. Мы выросли в выручке, хотя были и сложные месяцы, особенно период локдауна, когда все летело вниз и нам приходилось работать по 12 часов в день.

Мы проводили много разных активностей для рынка. Например, запустили вместе со «Сбером» проект «Берем на работу», в рамках которого дали возможность работодателям «освободиться» от незагруженных сотрудников и передать их во временный наем компаниям, которые начали расти в этот период. Сервисом во время режима самоизоляции воспользовались более 425 компаний более чем с 5800 высвободившимися сотрудниками, свыше 430 других компаний временно трудоустроили более 5200 специалистов.

Пандемия во многих компаниях изменила подход к управлению персоналом и кардинально поменяла планы по развитию бизнеса и команд. Естественно, локдаун способствовал популярности найма удаленщиков. Количество запросов на дистанционную работу весной 2020 года, по данным «Яндекса», увеличилось на 246% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. То же самое можно сказать и про вакансии, причем этот сегмент продолжает расти. В офис вернулись 55% сотрудников, остальные либо полностью перешли на онлайн-работу, либо работают в гибридном формате.

Обо всех изменениях и трендах мы подробно рассказываем в рамках нашей конференции «#Работаем. Год на удаленке» вместе с коллегами из «Сбера» и других крупных компаний из разных сфер бизнеса.

Как выросла аудитория и выручка?

— За год наша аудитория выросла более чем на треть. 2020 год мы завершили на отметке 8 млн пользователей-соискателей ежемесячно. Таким образом, нам удалось обойти одного из старейших игроков рынка — компанию SuperJob. Кроме того, мы стали №1 по количеству скачиваний мобильного приложения среди всех сервисов по поиску работы и продолжаем удерживать эту планку.

Выручка же по итогам года выросла, а в четвертом квартале 2020-го удалось разогнаться еще больше — рост год к году составил 37%. Этот показатель существенно выше рынка, потому что наши конкуренты в большинстве своем в прошлом году не приросли вообще.

На IPO еще не думаете выходить такими темпами?

— Пока нет. Это было бы преждевременно. Но наши достижения — это не только цифры и денежные показатели, но и продукты. Недавно мы запустили новую для рынка вертикаль, которая называется «Профессии». Мы заметили следующий тренд: люди, которые обучались десятилетие назад, — их специальности становятся неактуальными. Сейчас есть спрос на переквалификацию, и в нашем сервисе можно посмотреть, какие вакансии сейчас востребованы на рынке, какие курсы стоит пройти для данной позиции, на какую зарплату может рассчитывать кандидат в том или ином регионе.

Как изменилась средняя зарплата в первый квартал 2021 года по сравнению с 2020-м плюс ожидания работодателей?

— Пандемия вызвала значительные колебания доходов населения. По данным «СберИндекса», еще в октябре 2020 года была зафиксирована стагнация объема ФОТ. Однако в начале 2021 года динамика ФОТ приблизилась к допандемийному уровню. В январе — феврале прирост составил порядка 5–6% по сравнению с прошлым годом.

По итогам марта 2020-го — февраля 2021 года кризис уменьшил трудовые доходы населения на 1,2 трлн рублей. При этом средняя заработная плата по всем отраслям выросла на 6%. Такой рост, несмотря на снижение доходов, объясняется сокращением численности штата во многих компаниях в период острой стадии пандемии. Падение средней величины выплат произошло только в сфере гостеприимства и общественного питания и составило около 6%. Эта отрасль оказалась одной из наиболее тяжело перенесших пандемию: многие заведения закрылись, а сотрудники остались в тот период без работы.

В сфере здравоохранения, наоборот, ощущался самый сильный рост: средняя заработная плата увеличилась на 15%. Такой прирост объясняется дополнительными государственными выплатами врачам. Также рост на 13,5% был зафиксирован в сфере информационных технологий, что объясняется переходом компаний на удаленку и возросшим спросом на IT-специалистов.

Весной 2020 года ожидания по зарплате и предложения компаний резко просели, но уже к лету наблюдался подъем. По итогам 2020 года в среднем соискатели хотели бы получать 107 тысяч рублей в месяц. В июне прошлого года эти ожидания были на порядок ниже — 70–74 тысячи рублей. Это связано с тем, что многие граждане беспокоятся за свое будущее, поскольку ситуация на рынке нестабильна.

Владимир КорицкийВладимир Корицкий. Фото: Пресс-служба Работа.ру
Какая закрытая на вашем сайте вакансия была самой «дорогой»?

— На сервисе регулярно появляются высокооплачиваемые вакансии для специалистов в разных сферах. Одной из самых интересных закрытых вакансий был «главный по сторис» в компании TECNO Mobile — кандидату предлагали зарплату от 250 тысяч рублей в месяц. Предложение о работе с нетривиальными задачами и немного хайпа смогли привлечь около 500 откликов от соискателей за сутки после размещения. Главными требованиями к кандидату были умение хорошо фотографировать на смартфон и желание развиваться в этой сфере. Помимо работы в компании, соискатель мог возглавить школу блогеров.

Какие профессии на сегодня пользуются наибольшем спросом в России?

— Тут не секрет, что в топе самых востребованных профессий — IT-специалисты. И ожидания работодателей связаны с тем, что работники будут готовы обучаться и получать новые навыки, компетенции, а также адаптироваться к изменениям условий работы.

В силу специфичной ситуации на рынке, конечно, также есть большой спрос на фармацевтов и медиков. Кроме того, по-прежнему актуальны массовые профессии: курьеры, кладовщики, комплектовщики, логисты, водители.

Какие профессии, на ваш взгляд, будут пользоваться спросом и иметь большой потенциал в ближайшие годы? На кого сейчас идти учиться студентам, чтобы рассчитывать на хорошую заработную плату, выгодные условия и т. д.?

— Этот вопрос преследует и меня лично, и нашу отрасль уже многие годы. Но ответ на него не сильно изменился за прошедшие несколько лет. Конечно, самые перспективные — это IT-специалисты, разработка и программирование, дизайн, создание интернет-продуктов. Все специальности, которые связаны с онлайн-бизнесом, всегда в топе. 

Герман Греф в 2017 году говорил, что «век айтишников» закончился. Выходит, он ошибался?

— Я бы сказал так: Герман Оскарович прав с точки зрения долгосрочной перспективы и долгосрочных ожиданий. В ближайшие три-пять лет сегмент IT будет расти значительными темпами, сегодняшним студентам и заканчивающим школу ученикам вовсе не поздно туда идти. Другое дело, с точки зрения более среднесрочной перспективы лучше выбрать сегмент автоматизации труда, роботизации. Уже сейчас роботизируется сфера торговли, на начальном этапе это наблюдается в сфере услуг. Через десять лет, вероятно, мы увидим в любом российском продуктовом магазине роботизированную кассу. И вместо живого кассира вы будете расплачиваться с роботом. Соответственно, специалисты, которые создают и обслуживают роботов, — это очень перспективное направление. Например, сегодня в агросегменте найти специалистов по обслуживанию роботов-комбайнов — очень сложная, нетривиальная задача. В том году у нас было несколько запросов от очень крупных агрохолдингов на инженеров по обслуживанию таких комбайнов и агротехники в целом. 

А что делать людям, не склонным к техническим наукам, например гуманитариям?

— Никакие роботы с большой вероятностью не заменят необходимости иметь в штате живых специалистов по работе с людьми. Специалисты по работе с персоналом, по мотивации кадров — спрос на них тоже будет. В сфере культуры и туризма, маркетинга и разработки креативных идей и контента будут требоваться квалифицированные сотрудники, все это доступно для людей, не склонных к техническим наукам. Кроме того, востребована сфера образования. Преподаватели адаптировались к дистанционному обучению, многие начали подрабатывать репетиторами, у них появилось больше возможностей дополнительного заработка.

Какие компетенции могут помочь существенно повысить уровень зарплаты? Очевидно — знание иностранных языков, а что еще?

— На самом деле знание иностранных языков не влияет на предложение. Тот факт, что я свободно владею английским и работаю, условно, в Геленджике, не сильно заботит работодателя. Айтишникам, конечно, необходимо знание языка. Также иностранный язык требуется в вакансиях в международных компаниях. Конечно, с точки зрения соискателя, знание иностранных языков — это большой плюс, но, с точки зрения работодателя, это не влияет прямым образом на ту зарплату, что он готов предложить.

Что же тогда влияет?

— На зарплату влияют навыки, релевантные для конкретной вакансии, и первое впечатление. Умение себя подать и актуальность знаний значат даже больше, чем образование в классическом смысле. Кроме того, работодатель ценит умение сотрудника учиться, искать и анализировать знания, адаптироваться к изменениям.

Работая с разными командами, я часто сталкиваюсь с тем, что приходится менять направление или цели несколько раз за квартал — просто потому, что где-то мы не успели, нас опередили или задача потеряла актуальность. Эти навыки достаточно «софтовые», но играют большую роль, их важность будет только усиливаться по прошествии времени.

Есть ли в ближайшее время у других городов, помимо Москвы, шанс перетянуть к себе хороших специалистов?

— Начну издалека. Прошедший год показал, что соискатели стали менее склонны к переездам, соответственно, работодатели чаще смотрят на сотрудников, которые работают удаленно. Это априори снижает утечку, желание людей переезжать. Конечно, мотив соискателя переехать в крупный город объясняется банальной зарплатой: в Москве платят объективно больше, чем в Краснодаре или Саратове. Тем не менее идет тренд на то, что квалифицированный специалист в регионе может получать московскую или близкую к московской зарплату, работая на удаленке. В январе — феврале этого года мы провели опрос: 51% респондентов не готовы переезжать в другие города ради работы. 22% отмечают, что хотят уехать в Москву, 14% — в Петербург, 10% — в Сочи. За прошлый год выросло число желающих переехать на курорты Краснодарского края, в том числе из больших городов. Этому тоже поспособствовал удаленный формат работы, потому что, согласитесь, намного интереснее работать с московской зарплатой, но в более приятном климате.

Вас неизбежно многие сравнивали и продолжают сравнивать с HeadHunter. В чем мы видите свои конкурентные преимущества и есть ли у вас в планах занять первую строчку на рынке?

— Конечно, было бы странно, если бы мы затевали обновленную «Работа.ру» в экосистеме «Сбера», но у нас не было бы намерения догнать и перегнать главного конкурента. Мы стремимся к этому, двигаемся поэтапно, по шагам. У нас разработан конкретный план, как это сделать. Для этого мы изменяем продукт, наращиваем аудиторию соискателей, работодателей, увеличиваем объем предложения работы, вводим новшества на площадке. Создаем сервисы, которые помогают найти трендовые профессии, а также получить максимально честную, объективную оценку работодателя, чего сильно не хватает на рынке. Для этого мы собираем отзывы и рекомендации сотрудников и кандидатов, которые проходили собеседования в той или иной компании. В итоге «Работа.ру» становится площадкой, на которой можно не просто найти работу, но и глобально построить свою карьеру. Соответственно, для работодателя мы создаем полномасштабный инструментарий для работы над репутацией бренда с точки зрения привлечения соискателей. Это два существенных элемента, которые отличают нас от конкурентов.

Помимо нашей сильной коммерческой деятельности, мы ведем и агрессивную маркетинговую политику. Изменяем продукт в широком смысле слова. Это даст нам возможность обогнать конкурентов не только в аудитории, но и в качественных показателях. Мы верим в это и ради этого работаем.