Top.Mail.Ru
архив

Уникальный товар

Об особенностях российского рынка электроэнергии, о месте, которое занимает оператор рынка в новой конфигурации отрасли, и планах дальнейшего развития свободного рынка электроэнергии и мощностей в интервью «Ко-Энерго» рассказывает председатель правления НП «Администратор торговой системы» Дмитрий Пономарев.

 

Вы занимали пост президента «Российской торговой системы» (РТС), сейчас возглавляете другую торговую площадку – «Администратор торговой системы» (АТС). Можно ли провести аналогию между рынком электроэнергии и сырьевой биржей? Как принципы работы фондовой биржи были применены в рамках организации торгов НП «АТС»?

– Рынок электроэнергии очень специфичен. С одной стороны, электроэнергия – это товар, объем которого можно измерить. С другой – систему взаимоотношений на рынке хорошо иллюстрирует пример бассейна, в который вода подается и отводится по нескольким трубам: вы никогда не сможете определить, по какой трубе в бассейн попала молекула воды, конечно, если не маркируете ее определенным образом. Получается, что вроде бы есть электроэнергия как товар, но отношения сторон по поводу этого товара лежат не в физической, а исключительно в финансовой плоскости.

Что же касается самой биржевой торговли, то она и на фондовом рынке, и на рынке электроэнергии одинакова: третья сторона – торговая площадка – на основе заявок участников рынка централизованным образом рассчитывает рыночную цену товара, причем делает это на основании известных, прозрачных, единых для всех правил. Схож и механизм осуществления взаиморасчетов между участниками: он предполагает депонирование денежных средств, когда сама биржа, являясь универсальным покупателем и продавцом электроэнергии, гарантирует все расчеты между ее участниками.

А в чем состоит выгода НП «АТС», по сути, выступающего в роли посредника? Какова экономика работы некоммерческого партнерства, которое, как следует из его названия, не должно быть ориентировано на получение прибыли?

– Неверно говорить, что «АТС» не ориентировано на получение прибыли. Некоммерческое партнерство – это организационная форма, которая зафиксирована в Законе об электроэнергетике. Форма некоммерческого партнерства не запрещает компаниям зарабатывать деньги – просто эти средства не могут быть распределены среди учредителей партнерства, они направляются либо на развитие, либо на осуществление сходных проектов – например, создание рынка газа.

Основной доходной частью бюджета НП «АТС» является вознаграждение за оказываемые услуги по организации торговли, размеры которого устанавливаются Федеральной службой по тарифам. Второй источник финансирования – взносы участников партнерства, их величина определяется по остаточному принципу.

Какие черты сближают НП «АТС» с другими крупными мировыми торговыми площадками и какими уникальными чертами обладает ваша организация?

– По тому, как осуществляется планирование режима и как проводятся торги, мы становимся все более похожими на западные рынки электроэнергии. Разница состоит в том, что в США регулирование рынков проходит на региональном уровне. Основное отличие от небольших европейских рынков – в размерах. То, что торговая площадка в России самая большая в мире, объясняется масштабами страны. Это не только преимущество «АТС», существует и определенная «плата» за величину. Например, из-за разницы в часовых поясах мы вынуждены работать в две смены: первая обслуживает Сибирь и начинается в 5 утра, вторая заступает в 9 утра, когда начинает работать Европа.

Почему в таком случае, несмотря на масштабность операций и большой объем работы, ваша компания предлагает расширить свою деятельность еще и на сферу торговли газом и другими энергоресурсами?

– Газовая и нефтяная отрасли очень похожи на электроэнергетику. Там есть и сетевая инфраструктура, и потери, и система учета. Правда, оговорюсь, что нефть и газ в отличие от электроэнергии можно хранить. Так вот, специалистами НП «АТС» перед запуском сектора свободной торговли была проделана огромная работа по разработке технологии финансовых расчетов и проведения торгов, подготовке серьезной нормативной базы и моделированию рынка. Мне кажется целесообразным использовать накопленный нами опыт, поскольку это позволит существенно снизить размер финансовых, производственных и трудовых издержек, связанных с созданием принципиально похожей структуры. В сфере торговли газом и другими энергоресурсами НП «АТС» готово выступить в разных ролях – от предоставления консультаций до обслуживания рынка.

 

Распределение ролей

 

Какие задачи ставятся перед НП «АТС» и как они соотносятся с задачами, которые должны решать другие системообразующие отраслевые компании – «Системный оператор», «Федеральная сетевая компания»?

– «АТС» выполняет инфраструктурные функции: обеспечивает доступ участников на оптовый рынок электроэнергии и организует работу самого рынка. ФСК создает условия для надежной и устойчивой передачи электроэнергии по сетям высокого напряжения, а также участвует в становлении межрегиональных и распределительных сетевых компаний. Ключевая роль «Системного оператора» заключается в планировании и управлении режимами работы энергосистемы в реальном времени. Эта компания определяет, как эффективно загрузить электростанции энергосистемы, чтобы удовлетворить потребность в электроэнергии участников рынка.

Каковы сегодняшние требования для допуска субъектов на рынок? Есть ли список формализованных критериев или же достаточно одного желания продавать и покупать энергию по рыночным ценам?

– Требования для допуска субъектов в сектор свободной торговли электроэнергией определены правительством России и Федеральной энергетической комиссией, и в этом одно из основных отличий рынка электроэнергии от других товарных рынков. Основные требования можно разбить на три группы. Первую составляют требования технологического характера. Согласно им для поставщиков электроэнергии установленная мощность генерирующего оборудования должна равняться или превышать 25 МВт и составлять в каждой предполагаемой точке поставки не менее 5 МВт, а для потребителей электроэнергии суммарная присоединенная мощность энергопринимающего оборудования должна равняться или превышать 20 МВА и составлять не менее 4 МВА в каждой группе точек поставки.

Вторая группа требований – технического характера. Они связаны с необходимостью обеспечения участником коммерческого учета произведенной или потребленной на оптовом рынке электроэнергии и передачей данных системному оператору и администратору торговой системы. В третий блок объединены юридические требования. Помимо заключения договора с НП «АТС» компаниям, желающим выйти на рынок, необходимо подписать соглашения с «Федеральной сетевой компанией» по транспортировке электроэнергии, с «Системным оператором» – по вопросам управления режимами, со смежными субъектами – на предмет определения объемов передачи электроэнергии.

Стать крупнейшим организатором торгов в мире среди электроэнергетических площадок НП «АТС» смогло благодаря поглощению в конце 2004 года «ЦДР ФОРЭМ» (Центр договоров и расчетов Федерального оптового рынка электроэнергии и мощностей). В чем заключался действительный смысл этой операции?

– Причин покупки было несколько. Во-первых, это причины нормативного характера: согласно Закону об электроэнергетике, организацией доступа и ведением торгов на рынке электроэнергии должен заниматься один субъект. Поскольку помимо НП «АТС» эти функции выполняло и ЗАО «ЦДР ФОРЭМ», то возникла необходимость привести инфраструктуру рынка в соответствие с требованием законодательства. Данное решение было одобрено наблюдательным советом НП «АТС», куда входит восемь представителей государства. Тем самым произошла легитимизация НП «АТС» – признание нас как того самого «администратора торговой системы», который прописан в законе со строчной буквы.

Во-вторых, это содержательные причины. ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» на 80% принадлежало РАО «ЕЭС» и на 20% концерну «Росэнергоатом», а для нормальной работы рынка необходимо, чтобы вопросы, которые имеют важнейшее значение для отрасли, решались представителями наиболее широкого числа его субъектов – и производителями, и потребителями электроэнергии, и сбытовыми компаниями. Содержательный смысл некоммерческого партнерства и состав участников НП «АТС» как раз позволял этого добиться.

Наконец, в-третьих, у покупки были экономические причины. Приобретение ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» позволило использовать программные наработки этой компании, а также привлечь высококлассных профессионалов, работавших в этой структуре.

Вы упомянули, что одной из причин покупки «ЦДР ФОРЭМ» было приведение ситуации в соответствие с нормативной базой, регулирующей работу рынка электроэнергии. Пожалуйста, оцените как юрист достаточность этой базы законов для регулирования рынка и, более широко, для реформы отрасли.

– По мере того как осуществляется переход от регулируемого рынка к свободному, объем нормативных документов увеличивается – это происходит и в западных странах, и в России. До сих пор два крупнейших субъекта отрасли – РАО «ЕЭС» и «Росэнергоатом» – через систему приказов регулировали все взаимоотношения в электроэнергетике. Сейчас же на месте РАО «ЕЭС» появляются независимые субъекты, которые не могут регулироваться административными нормами, поэтому возникает потребность в расширении внешней нормативной базы на уровне законов, постановлений правительства, регламентов и т.д. Процессы преобразований в отрасли многоступенчаты, поскольку реформа не предполагает немедленного перехода к полностью либерализованному рынку. И для каждого шага нужна нормативная база по широкому спектру вопросов – от новых подходов к тарифному регулированию до описаний новых моделей рынка.

 

«Мы достигли главной цели»

 

Конечная цель преобразований в отрасли определяется как создание полностью конкурентного рынка электроэнергии. Почему же сейчас объем торгов даже на европейской части России не доходит до 15%, выделяемых государством для свободной торговли?

–Первая из причин – это «нераспакованность» российских энергосистем и как следствие их незаинтересованность в расширении свободного сектора. Экономика АО-энерго в рамках старой системы регулирования построена таким образом, что каждый выход очередного потребителя на рынок означает выпадение доходов для энергосистем, появление дыр в их утвержденных плановых показателях и бюджетах. Поэтому АО-энерго всячески сдерживают процесс выхода на рынок потребителей, продавая лишь свои избытки. Второй причиной является инерция АО-энерго. Построение необходимой для работы на рынке системы коммерческого учета требует более полугода.

Я не вижу минуса в том, что объем торгов на настоящий момент приблизился к 10%. Мы достигли главной цели: создали функционирующую инфраструктуру рынка электроэнергии, которая работает и работает успешно. На начало июня этого года сумма сделок в секторе свободной торговли составила $3,3 млрд, объем продаж превысил 80,7 млрд кВт/ч, а количество участников выросло на треть (с 86 до 115) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это положительная динамика, и я уверен, что она продолжится в будущем еще более высокими темпами.

С 1 мая начал работать свободный рынок в Сибири. Расскажите, пожалуйста, о его особенностях и основных параметрах.

– Особенности запуска нового рынка электроэнергии на данной территории предварительно обсуждались НП «АТС» с РАО «ЕЭС России», «Иркутскэнерго», крупными потребителями и представителями органов власти и общественных организаций Сибири с целью максимального учета характерных черт региона во внедряемой модели.

С запуском оптового рынка в Сибири была введена вторая ценовая зона конкурентного оптового рынка электрической энергии, которая функционирует отдельно от первой (европейская часть России и Урал) и не объединяется с ней. Это обусловлено рядом факторов технического, технологического и социального характера: отсутствие достаточных электрических связей с европейской частью России, высокая доля ГЭС-генерации, вероятность возникновения на ГЭС холостых сбросов в многоводные годы, более низкие цены на электроэнергию, а также наличие энергоемких потребителей в регионе.

Все эти факторы были учтены при разработке модели оптового рынка для Сибирского региона. Сейчас ГЭС в каждый час суток разрешено продавать в секторе свободной торговли не более 2% вырабатываемой электроэнергии. Другие производители могут продавать до 5% произведенной электроэнергии, а потребители данной зоны, в свою очередь, могут купить до 15% объема почасового планового потребления. В многоводные периоды «Системным оператором» объявляется особый режим работы энергосистемы, связанный с необходимостью резкого увеличения объема производства электроэнергии на гидроэлектростанциях. В этот период доля участия ГЭС в секторе свободной торговли увеличивается до 15%, а у потребителей до 20% от планового почасового потребления.

Какие преимущества и недостатки имеет новая модель работы по прямым долгосрочным договорам между поставщиками и потребителями электроэнергии, которую планируется внедрить с начала 2006 года?

– Та модель, которая запущена сейчас, это модель переходного периода, далекая от совершенства. По сравнению с ней модель регулируемых двусторонних договоров обладает рядом серьезных преимуществ. Во-первых, в ней участник может выбирать – покупать оставшиеся 85% потребления (сейчас регулируемый сектор. – Прим. «Ко-Энерго») на свободном рынке или по двустороннему договору. Отмечу, что в существующей модели такого выбора нет. Во-вторых, контрагенты по двустороннему договору закрепляются на продолжительное время – от года до трех лет. Сейчас матрица прикрепления потребителей утверждается каждый месяц, и поставщики ежемесячно рискуют получить неплательщиков. В-третьих, в новой модели легче спланировать систему оплаты. То есть поставщики получают большую свободу по управлению собственными финансами. И, наконец, в-четвертых, потребители смогут увеличить объем присутствия на свободном рынке и постепенно снижать объемы покупки электроэнергии по регулируемому двустороннему договору, если ценовая ситуация в секторе свободной торговли будет для них более благоприятна.

Как новая модель рынка электроэнергии может помочь в решении болезненных проблем отрасли – перекрестного субсидирования и стоимостного небаланса?

– Давайте рассмотрим, как возникает стоимостный небаланс. На этапе планирования каждый из участников рынка получает балансовый план по объемам производства или потребления, который утверждается на год, и свой тариф. А затем наступает реальная жизнь: производитель реализует электроэнергию по зафиксированной для него цене, но продает меньше или больше запланированных объемов из-за того, что загрузка его потребителей с течением времени меняется. Погрешность между тем, что запланировано, и тем, что происходит по факту, достаточно большая: на сегодняшний день по стране отпущено электроэнергии на сумму порядка 400 млрд руб., за которую, строго говоря, никто не должен платить. И эта сумма растет – балансовый профицит в 2004 году был заложен на уровне в 7 – 8 млрд руб., а в итоге вышли с дефицитом в 900 млн руб. Новая модель, в рамках которой будут заключаться договоры на принципах take or pay («возьми или заплати». – Прим. «Ко-Энерго»), исключает по крайней мере такой рост объемов небаланса.

Что касается проблемы перекрестного субсидирования, то механизм ее решения находится в процессе разработки. В настоящее время обсуждается возможность разделения с 2007 года тарифа для промышленности на экономически обоснованную часть и объем перекрестного субсидирования, который будет переведен в неналоговый сбор, направляемый на компенсацию низких тарифов населения. Возможно, найдутся другие варианты решения проблемы перекрестного субсидирования – эксперты и РАО «ЕЭС», и инфраструктурных организаций, и самих участников рынка сейчас активно ведут работу в данном направлении.

Решение проблемы перекрестного субсидирования предполагает рост стоимости электроэнергии для населения. Возможен ли перевод населения на обслуживание субъектами свободного рынка?

– Специально для обеспечения населения электроэнергией вводится институт гарантирующих поставщиков. На первом этапе это будут сбытовые компании бывших АО-энерго. Взаимоотношения конечных потребителей с гарантирующими поставщиками будут регулироваться правилами розничного рынка. А взаимоотношения гарантирующих поставщиков с производителями электроэнергии – правилами оптового рынка.

 

 

Резюме Дмитрия Пономарева

Возраст: 38 лет

Образование: международно-правовой факультет МГИМО, экономическое отделение Парижского института политических наук

Профессиональный опыт:

1994 – 1997: Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (впоследствии НАУФОР), президент;

1998 – 2000: НП «Российская торговая система» (впоследствии НП «Фондовая биржа РТС»), президент;

1996 – 2001: Депозитарно-клиринговая компания, председатель совета директоров

2001 – настоящее время: НП «Администратор торговой системы», председатель правления

 

 

Что такое НП «Администратор торговой системы»

Год основания: 2001

Специализация: оператор оптового рынка электроэнергии

Сумма сделок в 2004 году: $1,8 млрд

Объем проданной электроэнергии в свободном секторе в 2004 году: 52,4 млрд кВт/ч

Объем купленной электроэнергии в свободном секторе в 2004 году: 50,9 млрд кВт/ч

Объем поставленной электроэнергии в регулируемом секторе: 270,62 млрд кВт/ч

Еще по теме