Top.Mail.Ru
архив

В чистом поле

В 2014 г. нужно определить дальнейшую судьбу развития Московского авиаузла (МАУ). Вернее, чиновники должны определиться с местом строительства четвертого столичного аэропорта. Сроки уже поджимают.

Эксперты подсчитали, что к 2030 г. пассажиропоток в Москве вырастет в два с половиной раза - с 72 млн человек в 2013 г. (прогнозный пассажиропоток МАУ) до 179 млн человек. Мощности Домодедово, Шереметьево и Внуково на пределе даже после модернизации - они не смогут обслуживать больше 145 млн человек в год. А такой пассажиропоток обещают уже в 2026 г. "Мы видим, что сегодня три основных московских аэропорта не смогут в перспективе до 2030 г. полностью удовлетворить весь спрос, и поэтому надо параллельно рассматривать вопрос о строительстве или создании еще одной точки. Вероятно, будет новый аэропорт, может быть, переквалификация аэропорта военного или совместного базирования", - говорил министр транспорта Максим Соколов. Новый аэропорт должен быть построен с запасом и иметь пропускную способность не менее 100 млн пассажиров в год, располагать двумя взлетно-посадочными полосами и терминалом площадью 350 000 кв. м.

авиабизнес

Главный сегодня вопрос - где строить? В Минтрансе рассматривают три основных варианта: в Жуковском и Клину (Подмосковье) и в поселке Ермолино Калужской области.

Клин-5 выигрывает тем, что имеет определенную инфраструктуру и свободный земельный участок в 600-700 га. Кроме того, есть удобная связь по Ленинградскому шоссе с Шереметьево и городом. Также недалеко вторая бетонка (будущая ЦКАД). Но проблема в том, что Клин-5 - военный аэродром, где базируется воинская часть (по некоторым данным, вертолетный взвод ГРУ). Да и состояние аэродрома и его взлетно-посадочной полосы оставляет желать лучшего.

Аэродром Ермолино расположен в Калужской области, в 80 км от МКАД и в 70 км от московского аэропорта Внуково. Сейчас он используется для совместного базирования авиации МВД России, Минобороны, "Госкомоборонпрома" и для грузовых перевозок на внутренних воздушных линиях. В начале прошлого года правительство одобрило размещение в Ермолино авиакомпании "ЮТэйр" для пассажирских перевозок. Но для этого сначала требуется привести аэропорт в соответствие с требованиями гражданской авиации. Впрочем, о создании лоукост-перевозчика "ЮТэйр" пока вслух не говорит, обходя этот вопрос стороной. Для него в первую очередь важно создать там центр по подготовке пилотов, а затем можно уже подумать и о следующем шаге. Но это могут быть два не связанных друг с другом проекта. Поэтому основным движителем здесь выступает администрация Калужской области. "Проект имеет большое значение для будущего Калужской области и тех пассажиров, которые хотят вылететь из центральной части России, прежде всего из Москвы", - неоднократно говорил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Аэропорт сейчас имеет статус двойного базирования: войска МВД остаются, взлетно-посадочная полоса находится в федеральной собственности. Поэтому ее реконструкция ведется за счет средств федерального бюджета. Но не хватает 120 млн руб. на установку светосигнального оборудования для приема пассажирских судов. И эти средства могут быть выделены из областного бюджета. Местные власти еще прошлой весной начали строить терминал и реконструировать взлетно-посадочные полосы аэропорта Ермолино, а также проводить сертификацию, которая позволит использовать этот аэропорт для гражданских коммерческих полетов. Минтранс ранее оценивал затраты на реконструкцию Ермолино в 23 млрд руб.

У Жуковского также появился инвестор. Литовская Avia Solutions Group AB в конце прошлого года подписала инвестиционное соглашение с "дочкой" "Ростеха", ОАО "Транспортно-выставочный комплекс "Россия". В СП литовцы получат 75% минус 1 акция за 1 млрд руб. Кроме того, они собираются вложить в развитие международного аэропорта около 10 млрд руб. за пять лет. Это будут собственные средства компании. ТВК "Россия" внесет в уставный капитал часть своего имущества и земельные участки. Общая стоимость создания авиахаба оценивается в 7 млрд руб. К концу 2019 г. международный аэропортовый комплекс должен обеспечить пропускную способность примерно в 10 млн пассажиров.

Впрочем, некоторые эксперты, опрошенные "Ко", сомневаются в целесообразности строительства четвертого аэропорта на месте существующей военной инфраструктуры. Куда эффективнее было бы выбрать чистое поле недалеко от Москвы, подвести коммуникации, построить ВПП и терминалы, а не искать заброшенный аэродром, возведенный по военным стандартам. Экономия микроскопическая, а сложность переделки существующей инфраструктуры не поддается оценке.


Борис Рыбак, глава консалтинговой компании "Инфомост":

"Неправда, что столичные аэропорты не справятся с потенциальным ростом пассажиропотока. Сейчас организация воздушного движения соответствует реалиям холодной войны с огромным количеством запретных зон и круговых движений. И никто менять действующую систему не хочет. Хотя общеизвестно, что суммарное число взлетно-посадочных операций в трех аэропортах столицы существенно меньше, чем в среднем в европейском аэропорту. Если все нормы привести к сегодняшним реалиям, запаса по развитию у Московского авиаузла хватит еще на 30-40 лет. Тем более что в последнее время рост авиаперевозок замедляется. Поэтому, на мой взгляд, создание четвертого столичного аэропорта требует серьезного экономического обоснования, которого до сих пор никто не представил. Понимаю тягу российского бизнеса и чиновников к масштабным строительным проектам... Например, новый терминал рижского аэропорта на 25 млн пассажиров в год обошелся в 47 млн евро. Примерно в такую сумму, по российским меркам, оценивается только первоначальный этап работ".


Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства "Авиапорт":

"По существующей схеме государственно-частное партнерство предусматривает строительство взлетно-посадочной полосы и окружающей инфраструктуры за счет бюджетных средств, частные инвесторы берут на себя строительство аэровокзального комплекса, других технических зданий и сооружений. Преимущество Раменского аэропорта в том, что у него уже есть и полоса, и перрон, и рулежная дорожка, нет проблем с площадями. Поэтому затраты государства будут минимальны. Кроме того, можно рассчитывать, что и скоростная железная дорога придет в Раменское гораздо быстрее, чем в Ермолино. Так, у РЖД уже есть планы поставить экспрессы в Жуковский, чтобы обеспечить экспрессами город Жуковский и штаб-квартиру ОАК".


Алексей Синицкий, главный редактор "Авиатранспортного обозрения":

"По сравнению с Клином у Раменского и Ермолино больше шансов. В Ермолино виден интерес со строны областной администрации и перевозчика ("ЮТэйр". - Прим. "Ко"). В интерес "Ростеха" и литовской компании, готовой инвестировать 10 млрд руб. Но Раменское - это аэродром экспериментальной авиации, и с этим могут возникнуть проблемы. Как, например, в зоне полетов гражданских судов будут проводиться испытания боевых истребителей?"

авиабизнес


Еще по теме