Top.Mail.Ru
архив

В космос за плату

Две ведущие российские компании платного телевидения – «НТВ Плюс» и «Космос ТВ» переходят на цифровое вещание и начинают предлагать сопутствующие услуги – в частности, доступ в Интернет. С помощью этого два главных московских оператора торопятся застолбить как можно большую территорию на пока еще слабо развитом рынке.

Цифра и Интернет

Одна из последних инициатив компании «Космос-ТВ» – подписание контракта с компанией Cyberplat.com, занимающейся платежами в Интернете. По словам менеджера проекта Kosmos Web Саймона Бэйкера, «подключение к системе Cyberplat вызвано растущим желанием клиентов компании оплачивать услуги спутникового телевидения через Интернет по кредитным картам и без них».

Проект Kosmos Web – коммутируемый доступ к сети Интернет – был запущен компанией в октябре прошлого года. Техническое обеспечение проекта ведет провайдер и оператор телефонной связи компания «Телепорт ТП»: вход в Интернет основан на ее технической базе и осуществляется через принадлежащую ей сеть «Портал». «НТВ Плюс» начала предлагать доступ в Интернет еще раньше – в конце лета прошлого года.

По мнению директора российского представительства компании Metromedia International Communication, Inc. Доменика Рида (эта компания, входящая в американскую медиа-группу Metromedia International Group, является главным акционером «Космос-ТВ»), предложение дополнительных услуг является серьезным аргументом в пользу компании на формирующемся рынке платного телевидения. «На Западе клиент практически не ощущает разницы между спутниковым и кабельным телевидением. Абонент ориентируется на спектр услуг, цены и другие показатели и в зависимости от этого выбирает своего вещателя», – говорит Рид.

Осенью 2000 года компания «Космос-ТВ» перешла на цифровое вещание. В вводом нового формата она получила возможность предоставлять клиентам высокоскоростной доступ в Интернет. До этого «Космос-ТВ» зарабатывала почти исключительно на абонентской плате, взимаемой за прием передач. «Иногда мы размещали рекламу на своем канале, но как серьезный источник прибыли она нами никогда не рассматривалась», – говорит Рид.

У каждого свой футбол

Хотя «НТВ Плюс» и «Космос-ТВ» действуют в одном секторе, прямыми конкурентами их назвать сложно. Изначально обе компании ориентировались на разные аудитории. «Космос-ТВ» начала работать раньше и концентрировала свои усилия в первую очередь на expart community – иностранцах, живущих и работающих в России. Этим объясняется программная политика «Космос-ТВ» – у компании мало собственных каналов, разработанных для русской аудитории, зато много каналов на иностранных языках, и не только на английском, но и на корейском, японском, арабском.

«НТВ Плюс», напротив, ориентирует свою продукцию на российского зрителя. «У нас больше «русского продукта, – говорит PR-менеджер группы «Медиа-Мост» Василий Борисов. – Например, кроме канала Eurosport мы предлагаем еще два спортивных канала «собственной сборки» – один смешанный, другой посвященный исключительно футболу. Есть несколько собственных киноканалов, канал «Романтика», по которому идут сериалы, и т.д.»

У компаний разное позиционирование и соответственно разный маркетинг. Реклама в «братских» средствах массовой информации (т.е. входящих в холдинг «Медиа-Мост») явилась для «НТВ Плюс» мощнейшим оружием.

В свою очередь, «Космос-ТВ» стремится продвигать услуги максимально экономичными способами. «Мы распространяем услуги при помощи агентов (метод «от двери к двери»), связываемся с потенциальными клиентами по телефону, прибегаем к прямой почтовой рассылке. Мы даем рекламу в печатных СМИ. От рекламы на телевидении отказались: не так давно наша реклама прошла на ТВ, но оказалась малоэффективной», – сказал Доменик Рид.

У «Космос-ТВ» есть другое конкурентное преимущество: установка оборудования в этой компании стоит в среднем в два раза дешевле, чем у «НТВ Плюс». По мнению некоторых специалистов, в этом случае «Космос-ТВ» прибегает к демпингу, а пойти на такую меру ей позволяет наличие мощного иностранного инвестора.

Speak Russian, please

Точные данные о том, как конкуренты делят между собой московский рынок платного спутникового телевидения, получить сложно. Обе стороны оценивают свои доли как 50% на 50%. Причина отчетливого доминирования всего двух компаний проста: если на Западе платное телевидение – большой и процветающий сектор бизнеса, то в России эта область развита пока очень слабо. У нас платное телевидение представлено в основном множеством маленьких кабельных компаний, зона вещания которых охватывает лишь ближайший микрорайон. По мнению Борисова, общероссийский рынок платного спутникового телевидения вообще не стоит считать конкурентным. «Есть много компаний, устанавливающих спутниковые «тарелки», но все их передачи идут без перевода и без адаптации к внутреннему спросу. Всерьез говорить о конкурентоспособности можно только после русского перевода телепрограмм», – говорит он.

Доменик Рид считает, что у слабого распространения платного телевидения в России есть две причины: «Во-первых, у нас слишком маленькое предложение программ на русском языке. А для того чтобы говорить о серьезном рынке, нужно предлагать программы на местном языке. Наша компания сама переводит западные программы на русский язык. А во-вторых, российские пользователи не готовы к новой услуге. Платное телевидение стоит далеко не в первом ряду среди покупательских предпочтений россиян, рынок еще предстоит выращивать и развивать. Создается интересная ситуация: хотя «НТВ Плюс» является нашим конкурентом, во многом ее действия льют воду на нашу мельницу: своей массированной рекламой «НТВ Плюс» развивает рынок платного телевидения и приучает людей пользоваться новой услугой и вносить за нее плату. В результате рынок растет. В свою очередь, мы тоже выступаем с различными предложениями – например, снижаем входную планку: абонентская плата за самый дешевый пакет у нас составляет около $7 в месяц».

Отвлечемся от разборок На вопрос о том, как политическая ситуация вокруг «Медиа-Моста» скажется на положении «НТВ Плюс», источник из группы «Медиа-Мост» ответил: «Если мы отвлечемся от политических разборок, то вспомним, что спутниковое телевидение – это прежде всего бизнес. А «НТВ Плюс» – бизнес весьма раскрученный, сегодня у нас около180 тыс. абонентов. Для выхода на прибыльность нужно набрать 220 тыс. подписчиков – этого показателя можно достичь за четыре месяца работы. Даже если произойдет смена хозяина, в «НТВ Плюс» вряд ли что изменится. Никто не станет закрывать успешно работающее предприятие, даже если пока оно является планово убыточным».

«Космос-ТВ» и «НТВ Плюс» продолжают осваивать еще неосвоенный полностью рынок. При этом маленькие кабельные сети рассматриваются обеими компаниями уже не в качестве конкурентов, а в качестве партнеров: небольшие кабельные сети в состоянии решить проблему «последней мили». Например, в одном жилом доме необязательно ставить «тарелку» на каждый балкон: достаточно поставить один приемник и развести кабели по квартирам подписчиков.

Также телевещатели делают ставку на цифровизацию своих услуг. Появление цифрового телевидения для клиента означает улучшение качества изображения, но главная выгода не в этом. Основное преимущество в том, что клиент получает доступ к большому набору услуг. Среди них, например, возможность просмотра фильмов по заказу (movie-on-demand): зритель может выбирать из списка передач и вносить плату только за то, что он реально просмотрел. Компания-вещатель, в свою очередь, выгадывает на экономии частотного ресурса. В частности, у «Космос-ТВ» есть возможность на 6 выделенных частотах транслировать 60 различных каналов.

 

СПРАВКА

Под термином «платное телевидение» в международной практике подразумеваются телекомпании и телеканалы – как спутниковые, так и кабельные, где за трансляцию платит телезритель. Он регулярно вносит абонентскую плату. В эфирных каналах за телепередачи тоже платит сам телезритель, но в этом случае он платит опосредованно – покупая рекламируемый товар или голосуя за продвигаемого политика.

Еще по теме