Top.Mail.Ru
архив

В круге первом в сроке втором

Поскольку нынешний год – високосный, трепетно относящимся к праздникам россиянам приготовлен еще один подарок. Помимо общепринятого Нового года и столь дорогого сердцам признака самоидентификации, как старый Новый год, скоро наступит и третий по счету. Который связан с назначенными на март, как бы это сказать попонятнее, перевыборами президента Российской Федерации. Это ведь тоже традиция – начинать новую жизнь (брошу курить, поменяю работу, пойду в спортзал, поставлю новую раковину и т.п.) с нового года. Поскольку с понедельника, как известно, начинаются только намерения что-то изменить. Так вот, теперь все события внутрироссийской жизни как бы отменяются и замораживаются до названной даты. Остаются, собственно, различные шоу-действия, призванные как-то развлечь граждан до того самого часа, когда все и начнется. Конечно, есть и некоторые накладки. Например, посыпать песком наледь на тротуарах, наверное, можно было бы прямо сейчас. Во-первых, электорат убивается, а во-вторых, к марту наледи может и не остаться – получится, что зря ждали выборов для решения этого вопроса. Так может и некоторое сомнение зародиться: вероятно, кое-что можно делать, не дожидаясь итогов, поскольку ни у кого нет сомнений в том, что действующий президент сохранит свой пост (про рейтинг и говорить нечего). Однако складывается впечатление, что все важнейшие реформы – административная, судебная, военная, налоговая и так далее были приостановлены в конце первого президентского срока именно для того, чтобы взять новый бурный старт после начала второго. Какие такие темные силы мешали начать реформы – понять сложно. Да, практически сошла на «нет» коммунистическая оппозиция. Можно подумать, что она чему-либо серьезно мешала, не имея в парламенте ни серьезного числа голосов, ни контроля над комитетами. Да, в Чечне состоялись выборы, – но насколько отсутствие чеченского президента тормозило проведение общероссийских реформ, аллах его знает. Это если оставить в стороне тот факт, что общество вообще не особенно осведомлено, что в Чечне сейчас происходит. Еще раскрыли олигархический заговор, сильно напоминающий процесс Промпартии – так ведь это ответ на «антиолигархические» ожидания маргинальной части народных масс. Разоблачение, конечно, сопровождалось попытками сравнительно честного (с силовой точки зрения) отъема собственности. Проще говоря, какого такого ресурса не хватает власти, чтобы, не дожидаясь второго президентского срока, начать модернизацию российской жизни? Вопрос хороший, жаль только, ответ затерялся.

Главное, что пока продолжает действовать основной социальный ресурс власти – поток нефтедолларов. Который, с одной стороны, позволяет независимо от эффективности экономической системы производить необходимые социальные выплаты (пенсии, зарплаты бюджетникам). А с другой – стимулирует развитие не только самой добывающей промышленности, но и некоторых других отраслей, получающих инвестиции за счет увеличения массы свободных денег. Но это тем более никак не связано с результатами мартовских выборов. Более того, достаточно высока вероятность, что именно в период второго срока цены на нефть могут снизиться.

Кроме того, помимо публичных заявлений и рассуждений нет никаких внятных сигналов и, не побоимся этого слова, признаков того, что модернизация стартует сразу вслед за выборами. Что же касается признаков строительства тоталитарного государства, то они-то как раз, увы, есть – и нет никаких причин полагать, что в том же марте они исчезнут.

Поэтому лучше не перебирать с ожиданиями. Не стоит ждать нереального подарка из-под новогодней елки. И чтобы не расстраиваться по поводу крушения надежд, и чтобы порадоваться, если подарок окажется приятным.

Еще по теме