Top.Mail.Ru
архив

В круге втором

Дело уполномоченности живет и побеждает. Как иначе оценить итоги мартовской встречи руководителя Московского казначейства Серафима Ярных и представителей уполномоченных банков правительства Москвы, организованной Московским банковским союзом?! По сообщениям участников «круглого стола», комбанки могут получить некогда утраченный доступ к финансовым потокам столичного бюджета. А как же бюджетный кодекс, требующий перехода на казначейское исполнение бюджета? А что будет с двумя, казалось бы, последними московскими кредитными организациями, дублирующими казначейство в бюджетных вопросах, – Банком Москвы и Московским банком Сбербанка России? Будет ли «доступ» распространяться и на них или некая новая система взаимоотношений будет создаваться «параллельно»? И можно ли в принципе утверждать, что дело уполномоченных банков получило новую жизнь? «Уполномоченные банки правительства Москвы действительно получили вторую жизнь, но случилось это раньше – еще в декабре 99-го, когда Юрий Лужков подписал распоряжение № 1353-РМ «О совершенствовании деятельности системы уполномоченных банков правительства Москвы», – заявил в интервью «Ко» председатель совета Московского банковского союза Николай Редько. Во исполнение данного распоряжения появились еще два документа, датированные уже 2000 годом, – распоряжение № 810-РМ «Об уполномоченных банках правительства Москвы» и распоряжение № 1353-РМ «О совершенствовании деятельности системы уполномоченных банков». В документах этих, в частности, содержится перечень кредитных организаций, подтвердивших или получивших статус уполномоченных. Всего их 14: Автобанк, «Альфа», «Аспект», «Возрождение», «Москва-Сити», Московский банк реконструкции и развития (напомним, что эксперты называют МБРР новым опорным банком АФК «Система»), Московский индустриальный банк, Сбербанк РФ, Мосстройэкономбанк, Первый инвестиционный банк, «Кредит-Москва», Росбанк, ЗелАкБанк» и МДМ. Представители первых десяти банков (на уровне президентов и председателей правления) наряду с президентом АРБ Сергеем Егоровым и советником мэра Гарегином Тосуняном входят в совет представителей уполномоченных банков при мэре Москвы. «Кассовое обслуживание московского бюджета – не главное, – говорит Николай Редько, занимающий также пост ответственного секретаря совета представителей уполномоченных банков. – Сотрудничество правительства с банками существенно шире». Это «поддержка и развитие предпринимательства в московском регионе», и участие в инвестиционных проектах, и «управление пакетами акций, долями города в предприятиях и организациях», и реализация инвестиционных проектов, и развитие рынка ипотеки, и «объединение (синдикат) банковских ресурсов в целях решения общегородских задач», а также «выполнение банками функций агента правительства Москвы по отдельным программам и направлениям, в том числе и на межрегиональном уровне». Почему ответственный секретарь совета представителей уполномоченных банков вспомнил о кассовом обслуживании? Видимо, потому, что сам институт уполномоченных банков правительства города появился без малого 10 лет назад как раз благодаря причастности банков к исполнению московского бюджета. Напомним, что после создания в 1995 году Московского муниципального банка – Банка Москвы «поляна» эта постоянно сужалась, а с начала прошлого года наряду с городским казначейством осталось только два центра по обслуживанию бюджета – Банк Москвы и Московский банк Сбербанка России (что, строго говоря, также противоречит требованиям вступившего в силу бюджетного кодекса). Крайний срок, определенный правительством Москвы для завершения перевода столичного бюджета на казначейское обслуживание, – первый квартал 2001 года. Любопытная деталь: Московский банк Сбербанка входит в число уполномоченных банков и представлен в совете уполномоченных банков при мэре. А Банк Москвы статуса уполномоченного не имеет, вследствие чего Андрей Бородин ни в каком совете не заседает. Но к этому вопросу мы вернемся позже… Говоря о новой роли уполномоченных, участники «круглого стола» остановились на двух моментах: помощь коммерческих банков в осуществлении кассового исполнения бюджета (то есть помощь казначейству в выплате зарплаты миллиону столичных «бюджетников»), а также финансирование кассовых разрывов. По словам Николая Редько, в первом случае предполагается введение схемы с использованием «зарплатных» дебитовых карт, эмитированных банками специально под такую программу. Или с использованием уже существующих карточных сетей – скажем, Альфа-банка или Сбербанка РФ; «зарплатными» схемами активно занимается и Банк Москвы. Другой вариант – выпуск городским казначейством специальных чеков, обслуживать которые также возьмутся те же уполномоченные банки. Что же касается финансирования кассовых разрывов и использования остатков на казначейских счетах, то и здесь, по оценкам г-на Редько, есть поле для потенциального взаимодействия. «Прямая депозитная схема в этом случае невозможна, она запрещена законом. Но возможен выпуск казначейских обязательств со сроком обращения, скажем, до шести месяцев, – говорит Николай Редько. – И наши банки готовы с ними работать». Действительно, почему бы и нет? Ведь развитие регионального рынка ценных бумаг прописано в уже упоминавшихся выше распоряжениях мэра… Говоря о системе взаимодействия банков и мэрии, а точнее, о системе отбора уполномоченных банков, Николай Редько отметил, что теперь сотрудничество это строится на «срочной» основе. Если прежде статус уполномоченного не был ограничен по времени и зачастую, по оценкам г-на Редько, банки лишались его, лишь когда впору было начинать процедуру банкротства, то теперь статус «выдается» на 18 месяцев и не подлежит автоматическому продлению. Если уполномоченный банк намерен свой статус сохранить, то ему надлежит заявить об этом за полгода до истечения указанного срока и пройти «переэкзаменовку» (перечень требований содержится в «Регламенте отбора банковского учреждения в состав уполномоченных банков»). Если же этого не происходит, то банк лишается статуса уполномоченного «автоматом». (К слову, последними исключенными из числа уполномоченных банков стали ветераны движения «Мост», «Промрадтех» и «Российский кредит».) В то же время Николай Редько особо подчеркнул, что все упомянутые выше программы отнюдь не удел одних лишь уполномоченных банков. Они открыты и для других. В то же время «у банков уполномоченных остается право «первой руки» – право узнавать о том или ином решении, том или ином проекте на полчаса раньше остальных». К тому же ни для кого не секрет, что на практике мэрия доверяет свои деньги все же своим, проверенным уполномоченным банкам. В противном случае зачем вообще создавать и содержать этот институт? Как раз с вхождением – вернее сказать, с невхождением – в элитарный клуб уполномоченных и связаны основные спекуляции вокруг последних инициатив столичного казначейства. Как уже говорилось выше, Банк Москвы к касте уполномоченных не принадлежит. У него особый статус и особое положение (никто из уполномоченных не может похвастать контрольным пакетом акций, закрепленным за столичной мэрией). Дабы как-то прописать его статус, сопоставив Банк Москвы с уполномоченными банками, в конце 1995 года Юрий Лужков ввел термин «банки-агенты» правительства Москвы. К их числу и причислялись как уполномоченные банки, так и ведомство г-на Бородина. Но дело, напомним, было в 1995-м, когда от термина «уполномоченный» вообще собирались отказываться. А теперь, сами видите, «вторая жизнь»… Другими словами, высказанные некоторыми наблюдателями предположения относительно грядущего передела сфер влияния на столичном финансовом рынке (раньше говорили о «переделе бюджетного пирога», но здесь, видимо, казначейство ничего ни с кем делить не собирается, да и не может по закону), судя по всему, небеспочвенны.

Еще по теме