Top.Mail.Ru
мнения

В начале было слово. И слово было «Компания»

В реальности нет богов, наций и корпораций, и справедливость живет лишь в сердцах людей. 

Эти слова написал 10 лет назад мой бог — Юваль Ной Харари — в своей прогремевшей на весь мир книге «Sapiens. Краткая история человечества». Он говорил в ней о том, что человек стал доминирующим видом за счет своей способности к сотрудничеству. А это стало возможно только благодаря другой его уникальной особенности — коллективной вере в несуществующий плод своего воображения — богов, деньги или права человека.

Но настоящий прорыв современности произошел, когда человек наделил плод своего воображения — юридическое лицо — правами. С этого момента компании стали жить среди людей, владеть деньгами и собственностью и наращивать свое влияние.

10 лет назад, когда был опубликован «Sapiens», компании еще не были столь сильны. Но на наших глазах они становятся могущественнее людей.

И что сделал человек? В наделении компаний человеческими свойствами он пошел еще дальше. Сегодня речь уже идет об их саморефлексии, гуманизме и социальной ответственности. Мы ждем от корпораций осознания собственной ответственности перед людьми, их породившими. А все потому, что поняли, что «плод нашего воображения» не только создает совершенно реальные вещи в реальном мире, но и новые ценности и даже новые отношения между нами, людьми.

Еще один мой бог — мировой управленческий гуру Ицхак Адизес — первым сравнил жизнь компании с жизнью человека и этим определил мой взгляд на них на всю оставшуюся жизнь. Компании как люди — и если вы присмотритесь, то сами легко в этом убедитесь. Большие и маленькие, чванливые и дружелюбные, идейные и прагматичные — они рождаются и умирают, а по дороге растут, болеют, женятся и разводятся… Кто-то из них становится богатым и влиятельным, а кто-то до конца жизни еле сводит концы с концами.

Но Адизес потому и бог, что смог привести их к единому знаменателю и описать все этапы их «жизненного пути» в своей теории жизненных циклов корпораций.

Но даже он признавал, что за годы его наблюдений за тысячами и десятками тысяч компаний были такие, которые выпадали из этой стройной картины. Они проходили те же этапы быстрее, а проблемы, которые для других становились причиной краха, для этих лишь были трамплином для перехода на новый уровень.

Казалось бы, что между ними общего — ведь они были из самых разных отраслей, производили самый разный продукт, были большими и маленькими и работали в самых разных странах? В колонке для нашего журнала (да-да, а как вы думали, зачем мне журнал?) он написал, что в конце концов понял, что их объединяет — во главе угла у них стоял не продукт и не прибыль. А идея. Эти сплоченные большой идеей единомышленники не делали бизнес, а меняли мир к лучшему, а деньги и успех приходили к ним сами собой. Это и были первые компании будущего.

С ним сложно поспорить. Минувший год, за который мы успели помолиться на ИИ и разочароваться в нем, в очередной раз показал, что технологии могут заменять нам навыки (а некоторым и мозги), но они не могут главного — рождать новые идеи. Это могут только люди.

Я сама в этом убедилась год назад, когда хотела сделать статуэтку для нашей премии с помощью нейросети. Тысячи итераций не помогли ей реализовать мою идею (статуэтку «Компания будущего» делает технология будущего — что может быть концептуальнее?) — и статуэтку сделал человек. У этого человека есть имя и фамилия — его зовут Денис Бадисов, он арт-директор нашего журнала. И хоть за этот год ИИ сильно поумнел и картинка, которую вы видите на обложке, — дело рук нейросети Kandinsky 2.2, — но чья была идея?

 

Премия «Компания будущего»

 

Технологии, инновации, цифровизация — это все прекрасно. То, что санкции не смогли выбить нас с этого поступательного пути развития, — прекрасно вдвойне. Искусственный интеллект уже сейчас может многое, но он не может главного — творить и создавать новые ценности. И наше будущее. Это могут только талантливые свободные люди. Пока они есть, на каждый их ChatGPT у нас найдется свой «Кандинский» — и минувший год показал нам это в полной мере и во всех отраслях.

К чему это я? Наш журнал тоже называется «Компания». Как журнал мы пишем про компании, а как компания-сущность мы ровно так же, как и вы, живем в сегодняшнем, очень непростом мире, идем к своей цели, падаем, разбиваем коленки, а потом встаем и идем дальше. Чтобы вместе с вами побороться за наше общее будущее.

Не я сказала «В начале было слово».

С этим автором сложно спорить.

Еще по теме