В полном шоколаде
Если верить многочисленным научным исследованиям и голливудским ситкомам, то шоколад — антидепрессант, утоляющий все печали и дарующий успокоение. Но зато шоколадный бизнес — просто хроника ожесточенной конкуренции, начавшейся в XIX веке и продолжающейся по сей день. Хроника тем более любопытная, что многие из основателей шоколадной отрасли были идеалистами и даже в бизнесе следовали своим убеждениям. Почти всегда.
Например, шоколадную промышленность Англии основали квакеры. Все три семьи основных конкурентов — Фраи, Кэдбери и Раунтри — принадлежали к религиозной группе «Общество друзей (квакеров)», для которой характерны социальная активность и строгий кодекс чести. Идея обогащения с целью исключительно личной выгоды считалась ими неприемлемой, большие долги — постыдными, а реклама — надувательством. В частности, Джозеф Раунтри и Джордж Кэдбери построили «шоколадные империи», параллельно публикуя статьи о борьбе с бедностью и правах человека, выступая против найма детишек трубочистами, жестокого обращения с животными, против войн...
Капитализм в квакерском варианте предполагал беспрецедентную по тем временам заботу о сотрудниках: периодическое увеличение зарплат, выплату пенсий, оплату больничных, пособий по безработице, бесплатное медобслуживание и выдачу витаминов. На фабриках Кэдбери имелись специальные комнаты для просушивания одежды и подогрева еды. Фабричный городок Бурнвилль, построенный шоколадной компанией еще в 1890-х, с коттеджами, ландшафтными парками и организованным отдыхом работников, ранее ютившихся в городских трущобах, мог считаться чуть ли не утопическим поселением. Раунтри в Йорке и Милтон Херши в Пенсильвании (США) действовали примерно так же, возведя свои моногорода вокруг шоколадных фабрик.
При этом квакеры-бизнесмены никогда не работали себе в убыток, оставаясь феноменально успешными. Еще в начале XIX столетия в Англии им принадлежало более 70 банков и 200 компаний.
Друзья по вере
Квакеры, также известные как «Общество друзей», представляют собой христианское движение, возникшее в середине XVII века в Англии и Уэльсе. Основателем движения считается английский сапожник Джордж Фокс, прочитавший свою первую проповедь в 1648 г.
По поводу происхождения названия до сих пор существует несколько версий. Самой распространенной является та, согласно которой, Фокс в одном из своих выступлений в суде призвал «трепетать перед Богом», за что был назван остроумным судьей Трепетателем (буквально quaker). Оскорбительное, казалось бы, прозвище со временем превратилось в самоназвание всего движения. По другой версии, название произошло от того, что, по свидетельствам очевидцев тех лет, квакеры в буквальном смысле слова содрогались при снисхождении на них Святого Духа во время богослужений.
Основным постулатом христианской доктрины Джорджа Фокса был отказ от поиска истины в Священном Писании и обращение к голосу Божьему, пребывающему в душе каждого верующего. Он провозглашал всеобщее священство верующих, призывал к отказу от религиозных обрядов, платного священства и посещения церкви.
К началу 50-х годов XVII века вокруг Фокса образовалась группа сторонников, именовавшая себя «Друзьями истины». За свои воззрения кваке ры не раз подвергались репрессиям со стороны официальной власти, поддерживающей традиционную англиканскую церковь. Несколько проповедников были казнены, сам Джордж Фокс оказывался в тюрьме восемь раз. В те годы многие квакеры вынуждены были скрываться от преследований в Новом Свете. Со временем острота конфронтации между квакерами и традиционными христианами сошла на нет, и квакеры, заметно поубавившие в своем радикализме, получили возможность исповедовать веру относительно свободно. На данный момент по всему миру квакерами считаются около 360 000 человек.
Одержимый шоколадом
Пионером шоколадной отрасли Англии была семья Фрай из Бристоля. Джозеф Фрай начал перерабатывать зерна какао еще в середине XVIII века. Его сын, аптекарь, тоже по имени Джозеф, в 1795 г. использовал паровую машину для измельчения зерен, первым применив заводские технологии в производстве какао-порошка.
В 1847 г. его сыновья, основавшие фирму J.S. Fry & Sons, изготовили, как считается, первую в истории плитку твердого шоколада. Кэдбери были вторыми, но более удачливыми. Их «шоколадный» стаж насчитывает чуть менее 200 лет и идет с того момента, когда Ричард Тэппер Кэдбери, преуспевающий торговец тканями из Бирмингема, послал младшего сына Джона в Лондон для изучения нового многообещающего пункта из списка колониального импорта — какао. Товар уже привозили из Южной и Центральной Америки и Вест-Индии и торговали им на бирже, вызывая острый интерес столичных брокеров, но что делать с зернами какао, толком никто не знал. Королевские особы и приближенная к английскому двору аристократия попробовали шоколад в виде напитка еще в 1650-х. Его привезли в подарок от французского двора, а туда мода на шоколад пришла из Испании: она благодаря конкистадорам первой из европейских стран познакомилась с напитком майя и ацтеков. Но большая часть жителей Великобритании, включая состоятельных людей, в начале XIX века никогда не пробовала шоколада ни в каком виде.
Тем не менее 22-летний Джон Кэдбери, прослужив в качестве подмастерья в торговом доме Sanderson Fox & Co., основным бизнесом которого были чай, кофе и какао, вернулся в Бирмингем с намерением открыть нечто подобное. Начальный капитал дал отец, и в 1824 г. в фешенебельной части города, по соседству с родительской текстильной лавкой, Джон открыл маленький магазинчик колониальных товаров. Кроме чая, кофе, горчицы и специй, в ассортименте Кэдбери почти сразу появилось какао в зернах и дробленое какао для приготовления горячего напитка. При этом Джон вручную измельчал зерна пестиком в ступке. Из-за трудоемкости процесса производства и высоких импортных пошлин конечный продукт был по карману лишь богатым, так что его рыночные перспективы получались сомнительными. Но Кэдбери не сдавался.
Отчасти упрямство объяснялось его убеждениями. Какао представлялось Джону Кэдбери, активному члену местного общества трезвости, альтернативой алкоголю, который он, в свою очередь, считал причиной нищеты. Джон, можно сказать, стал одержим идеей массового производства шоколадного напитка после внезапной смерти его молодой жены и в 1831 г. вместе с братом Бенджамином открыл фабрику.
Но поворотным моментом для английской шоколадной промышленности стало уменьшение импортных пошлин на какао-бобы в середине 1850-х. Это позволило братьям Кэдбери снизить цены на какао, что сразу положительно отразилось на прибыли и росте компании. В 1854 г. они открыли представительство в Лондоне и получили свой первый королевский патент как поставщики какао для королевы Виктории. Но утвердиться в качестве производителя шоколада удалось уже следующему поколению Кэдбери, улучшившему качество шоколада с помощью иностранных технологий.
Абсолютно чистый
Качество являлось главной проблемой для шоколатье, пока они не научились правильно обрабатывать сырье. В натуральном виде перетертое какао содержало до 50% какао-масла, делавшего конечный продукт жирным и плохо усваиваемым. Горячий напиток представлял собой маслянистую кашицу. Дабы компенсировать излишки жира, производители использовали добавки, например крахмал, муку, а то и вовсе измельченный лишайник.
Решить проблему удалось голландцам. В 1828 г. химики Каспарус ван Хутен и его сын Конрад на своей фабрике в Амстердаме придумали технологию, до сих пор называющуюся «голландской обработкой». Зерна какао помещались в специальный пресс, который, во-первых, их измельчал, во-вторых, отделял какао-масло методом отжима и, наконец, обрабатывал какао-массу щелочными солями, что нейтрализовало горечь и улучшало растворимость какао в воде и молоке. Получался легкий, воздушный порошок с насыщенным вкусом, к тому же отлично усваивавшийся.
Этот пресс в 1866 г. и купили сыновья Джона Кэдбери Ричард и Джордж, которым фабрика досталась от отца. Досталась, надо сказать, не в лучшем виде. Из-за падавшей прибыли Кэдбери-старший рассорился с братом, начал болеть и увлекся общественной деятельностью.
Братья Кэдбери, которым было по двадцать с небольшим лет, даже намеревались заняться чем-нибудь другим. Ричард присматривался к карьере топографа, а Джордж думал, не заняться ли чайными плантациями в Индии. Но все же, когда шоколадная фабрика отца оказалась на грани банкротства, доставшееся от матери наследство они вложили в покупку голландского оборудования. О чем не пожалели.
На тот момент в стране это был единственный подобный пресс. Конечный продукт выходил дороже, чем у конкурентов, но и качественней. Новый какао-порошок рекламировали как «абсолютно чистый… следовательно, лучший». В 1870-х англичане озаботились составом продуктов, опасаясь подделок шоколада и всевозможных добавок. И не без оснований. Иногда производители добавляли в шоколад истертые в пыль красные кирпичи для придания насыщенного цвета. Новые английские законы о фальсификации продуктов питания 1872 г. и 1875 г. обязывали производителей перечислять все ингредиенты на этикетке. Для Кэдбери это означало возможность выделиться на фоне конкурентов.
Шоколадное поле боя
Но конкуренты не сидели сложа руки. К началу 1880-х английские кондитеры Раунтри хорошо заработали на производстве пастилы и тоже обзавелись голландским прессом для какао. Более того, Джозеф Раунтри, ранее критиковавший братьев Кэдбери за то, что те не по-кваркерски не чурались рекламы, снял офисы рядом с фабриками конкурентов и начал переманивать сотрудников у Кэдбери и Фраев. В 1919 г. Cadbury и J.S. Fry & Sons объединились.
Самыми опасными конкурентами английских производителей оказались швейцарцы. Кондитер Родольф Линдт изобрел технику смешивания шоколадной массы, так называемое конширование, благодаря чему конечный продукт превращался в шелковистую шоколадную помадку. Происходя из богатой бернской семьи, Линдт столь мало интересовался прибылью и расширением клиентской сети, что, как выразился один из его биографов, завоевал массовую популярность почти вопреки собственной деятельности. Кондитер был помешан на качестве и стремился ограничить количество выпускаемой продукции. Но дефицит еще сильнее подогревал спрос, в том числе и в других странах Европы.
В 1875 г. тоже швейцарцы, Даниэль Петер и Анри Нестле, изобрели первый молочный шоколад. После многолетних экспериментов Петер добился желаемого результата, добавив в шоколадную массу сухое молоко, которое за семь лет до этого придумал Нестле. Битва за рынок молочного шоколада между англичанами и швейцарцами началась, когда Кэдбери выпустили свой вариант Dairy Milk.
В 1900-х потребление шоколада в мире выросло в два раза. В Америке появились свои шоколадные магнаты — Херши и Марс. Кстати, Милтон Херши тоже разделял взгляды квакеров и никогда не увлекался рекламой. «Лучшей рекламой является правильный товар — люди и так о нем узнают и будут покупать столько, сколько вы способны произвести», — говорил он. На этом Милтон Херши построил многомиллионный бизнес и целый город для своих сотрудников.
Что касается Cadbury, то компания просуществовала значительно дольше других шоколадных фабрик Англии и еще недавно, накануне третьего тысячелетия, была крупнейшим производителем шоколада в мире. Правда, в XXI веке Cadbury проиграла корпоративную войну и утратила независимость в 2010 г. в результате недружественного поглощения американским гигантом Kraft Foods, что британское общество пережило весьма болезненно.