В сроке втором
Начало учебного года напоминает о том, что каждого из нас знакомили в свое время с самыми простыми правилами: что хорошо, а что плохо и что можно, а чего нельзя. Однако применительно к серии террористических акций странно звучало бы утверждение, что можно было их все предотвратить, если бы… (далее следует набор рецептов – в зависимости от взглядов предлагающего). Но, с другой стороны, есть вполне очевидные вещи, которые реализовать действительно можно, если, впрочем, на то будет серьезная политическая воля новой власти.
Однако вначале несколько соображений как раз о новой власти. Цепочка терактов и захват заложников в школе – это в сущности ответ на вопрос, насколько успехи, приписываемые первому сроку президента Путина, остаются актуальными и во втором его президентском сроке. Антиолигархический мандат, с которого это вхождение во власть начиналось, в конце концов оказался индульгенцией на отъем и передел собственности без какого-либо развития экономики, включая и ее социально ориентированные сектора. Очевидно, что и гигиенические действия, обещанные террористам непосредственно в месте, названном по случаю «сортиром», как-то не совсем удаются. Несмотря на такие удачные выборы в Чечне и успехи грозненского футбола, можно сказать, что ситуация в этой области вернулась к началу первого срока президента. Проблема еще и в том, что сложившаяся и успешно применяемая в процессе второго срока система функционирования государственного аппарата, органов безопасности и правоохранительных служб практически полностью выведена из-под общественного контроля. У нас не существует даже института независимого парламентского расследования, и потому каждый раз, что называется, приходится верить на слово представителям этих самых служб и органов, что, учитывая дальний и ближний исторический опыт, сделать совсем непросто. Зато легко прогнозировать усиление роли спецслужб, дальнейшее сокращение гражданских прав и свобод под предлогом борьбы за обеспечение безопасности. Даже не хочется думать, к чему – учитывая складывающиеся тенденции и привычку к кручению гаек в одну сторону – этот процесс приведет.
Теперь о том, что все-таки надо делать. Вот сейчас наши спецслужбы сообщили, что начинают изучать израильский опыт борьбы с терроризмом. Что и говорить, лучше этих ребят пока никто в этом деле не справляется. Но тут есть одна проблема. Вам не приходилось предлагать деньги для «решения вопроса» израильскому автоинспектору – неважно, в какой части страны? Нет? И Боже вас упаси! На родных же российских почвах денежные сборы, осуществляемые сотрудниками правоохранительных органов по любому поводу и без оного, – это уже норма. И это база, основа, без которой все самые передовые методы и технологии борьбы с терроризмом будут бесполезны. Потому что большинство сотрудников, какие бы искрометные сериалы ни плодили наши телеканалы, направляются служить не для обеспечения нашей безопасности, а для своего материального обеспечения. Жалобные же разговоры о том, что там очень мало платят, вот им и приходится брать взятки, чтобы выжить, слушать можно, но понять и тем более принять несколько затруднительно. Заработать деньги без отъема их у других граждан сейчас возможно – тем более в Москве, где предложение рабочих мест всегда выше. Но пока все остается как есть, несмотря на громкие телепоказы с разоблачениями избранных оборотней. А потому и дальше через блокпосты будет провозиться все то, что провозиться не должно.
Работу спецслужб оценить невозможно в силу упомянутой закрытости. Зато можно приблизительно оценить кадровую ситуацию, поскольку те из профессиональных сотрудников спецслужб, которые до первого срока не перешли на работу в различные коммерческие структуры, сейчас в основном заняты нефтью или полезными государевыми должностями. Ну а любого высокопоставленного гражданского бюрократа по определению может интересовать только безопасность с точки зрения сохранения занимаемой должности.
Так что пока качество государственного аппарата, включая правоохранительные органы и спецслужбы, несколько недотягивает до уровня израильского. Что, собственно, и делает идею о применении их опыта красивой, но малореальной. Вот власти и остается только усиление нашего с вами режима. А здесь мы и сами с кем хочешь опытом поделимся.