Top.Mail.Ru
архив

В цельнометаллической оболочке

Российский авторынок продолжает ставить антирекорды - в мае продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта "просели" на 58%. Это самое крупное с начала года падение рынка.

Беспрецедентное падение продаж участники рынка и аналитики предсказывали еще в конце прошлого года. До недавнего времени спрос поддерживался в основном за счет складских резервов. Но как бы много автомобилей ни ввезли в Россию в 2008 году, они рано или поздно заканчиваются. Многие импортеры к весне реализовали основную часть запасов 2008-го и теперь продают машины, ввезенные по новым пошлинам, увеличенным с нового года до 30 - 35%. Сильно сказался на ценах и рост курса евро и доллара. Так что большинству россиян пришлось отказаться от приобретения нового "железного коня". Скидки и маркетинговые акции пока не способны реанимировать покупательский спрос. Кризис серьезно подкосил автокредитование. Процентные ставки существенно выросли, а потенциальные покупатели просто опасаются брать заем в условиях экономической и финансовой неопределенности и страха перед увольнением. Кроме того, растет количество просроченных кредитов, поэтому банки ужесточили требования к заемщикам.
   Все эти факторы привели к тому, что в нынешнем мае продажи легковых машин и легкого коммерческого транспорта снизились на 58%, или на 161 524 единицы по сравнению с тем же периодом 2008 года. Для сравнения: в январе падение составило 33%, в феврале - 38%, в марте - 47%, в апреле - 53%. Такие данные привела Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Сильнее других ощутили на себе "проседание" спроса Hyundai (-77%), Mitsubishi (-71%), Honda (-71%), Opel (-69%), Mazda (-69%).

ПОЛЕЗНЫЙ ФУРГОН

   На фоне всеобщего уныния продавцы коммерческих автомобилей (LCV - от англ. light commercial vehicles) проявляют небывалый оптимизм. По словам Татьяны Натаровой из "Ниссан Мотор Рус", наибольшая часть падения продаж LCV приходится на отечественную технику. "Доля рынка коммерческих автомобилей иностранного производства продолжает расти. Если по итогам 2008 года на зарубежных производителей приходилось 25% рынка таких авто, то по результатам первых пяти месяцев этого года они занимают уже 40%", - говорит Натарова. По словам представителей Peugeot, спрос на коммерческие машины существует всегда. Ценообразование является значимым, но не основным фактором, влияющим на решение о покупке автомобиля, даже в текущих условиях. По данным аналитического агентства "Автостат", в секторе LCV основу парка в большинстве регионов вкупе с доступными и привычными уже ГАЗ, УАЗ и "Иж", на которые приходится 1,8 из 2,3 млн зарегистрированных единиц транспорта, составляют автомобили таких брендов, как Volkswagen, Ford, Peugeot, Citroen и Renault. Грузовая техника азиатских марок, несмотря на явное доминирование на востоке страны, пока мало популярна.
   Многие иностранные автопроизводители уверены, что с кризисом покупатели откажутся от второстепенных опций, а при приобретении машины будут учитывать не только ее цену, но и стоимость владения ею, куда входят гарантия, расход топлива, затраты на техническое обслуживание и т. д. Если взять в расчет все эти параметры, то коммерческие автомобили зарубежного производства оказываются лишь немногим дороже отечественных аналогов.

ПЯТОЕ КОЛЕСО

   В Peugeot констатируют существенный рост продаж в сегменте LCV: по итогам первых пяти месяцев текущего года компания реализовала в России 1855 коммерческих автомобилей, что на 20% больше аналогичных показателей прошлого года. Доля коммерческих машин за первые пять месяцев 2009 года составила 13% в общих продажах по сравнению с 9% в том же периоде ушедшего года. По данным компании, растет реализация моделей Peugeot Partner и Peugeot Boxer (за первые 5 месяцев было продано 1324 Peugeot Partner и 531 Peugeot Boxer, что на 23% и 14% больше показателей 2008 года).
   Nissan возобновил продажи легких коммерческих автомобилей в России меньше года тому назад. Пикап NP300 рассчитан как на представителей бизнеса, так и на частных покупателей, например, любителей охоты и рыбалки. Для управления Nissan Cabstar достаточно иметь водительские права категории В. Большинство версий Cabstar допускаются в центр Москвы без специальных пропусков, которые необходимы автомобилям с грузоподъемностью более тонны. Пикап NP300 продается с августа 2008 года, и всего с начала продаж было реализовано 1128 авто этой модели. Сегодня NP300 занимает третье место по объему продаж в сегменте пикапов с долей рынка 15%. Что касается модели Cabstar, то с начала 2009 года был продан 81 грузовик, с момента старта продаж в декабре 2008 года - 96. "В абсолютном выражении цифра кажется довольно скромной, однако в сегменте грузовых шасси полной массой 3,5 тонны иностранного производства мы сейчас являемся одним из лидеров по объему продаж", - говорит Натарова. По ее данным, в месяц реализуется более 20 единиц Cabstar. Всего доля коммерческих автомобилей в продажах Nissan в России с января по май 2009 года составляет 1,8%.
   В Mercedes-Benz Russia тоже не жалуются на спрос в сегменте LCV и отмечают, что малотоннажные автомобили от Mercedes-Benz продаются лучше прямых конкурентов, а модели Viano, Vito, Sprinter и Vario сохраняют свои позиции на российском рынке. Представители "Атлант-М" рассказывают, что в текущем году по сравнению с предыдущими большей популярностью пользуется сектор семейных авто Volkswagen (Caddy, Transporter), а также автомобиль повышенной комфортности (Multivan).
   Впрочем, боевой настрой продавцов отчасти связан с намерением выдать желаемое за действительное. Отсуствующий спрос и двукратное падение продаж остаются фактом. Многие признают, что снизился спрос на автомобили, предназначенные для ведения предпринимательской деятельности (грузовые, автобусы, специальная техника). По словам Алексея Фролова, руководителя направления "Коммерческие автомобили" "Атлант-М Бажова", корпоративные заказы на такие машины упали на 20 - 35% в зависимости от класса. "Это связано прежде всего с финансовым кризисом, а также с различной степенью удорожания а/м вследствие увеличения таможенных пошлин, изменения курсов валют. Так, пассажирские версии VW NF (коммерческие авто) в 2009-м по отношению к 2008 году выросли в цене на 8 - 10%", - констатирует Фролов.

ЗАДНЯЯ СКОРОСТЬ

   Продавцы используют все возможные средства, чтобы привлечь покупателей. Об этом свидетельствуют многочисленные акции, организуемые автопроизводителями и дилерами. Так, Sollers предоставляет 5-процентную скидку на последнюю партию Ducato 2008 года выпуска. Кроме того, компания активно продвигает специальные кредитные и лизинговые программы, ставка по которым начинается от 0% годовых. В июне 2009 года Peugeot запустил исключительную кредитную акцию - клиентам было предложено приобрести цельнометаллические фургоны Peugeot Boxer под 0% годовых, также анонсированы спецпрограммы кредитования на Peugeot Partner Origin под 9,5% годовых.
   С 1 июня 2009 года ООО "Каркаде" и "Марка Volkswagen Коммерческие автомобили" проводят совместную акцию для российских предприяий малого и среднего бизнеса. Согласно ее условиям, клиенты "Каркаде" смогут приобретать коммерческие автомобили Volkswagen 2008 года выпуска на специальных условиях лизинга. В акции участвуют модели Caddy Kasten (фургон), "Transporter T5 Fgst-Профи" (шасси), Transporter T5 Kasten (фургон), Crafter Fgst (шасси), Crafter Kasten (фургон), Caddy Kombi, Transporter T5 Kombi, T5 Caravelle, Crafter Kombi, T5 Multivan, T5 California.
   Скоро заканчивается программа специальных предложений на 19-местный Ford Transit, Ford Transit Van, Ford Transit Connect, организованная центром коммерческого транспорта "Аларм-Моторс Форд". Компания предлагает ставку 9,9% при первоначальном платеже от 40%, срок кредита - до 3 лет.
   Программа кредитования Renault Credit распространяется на весь модельный ряд: Kangoo (пассажирский и грузовой), Trafic (пассажирский и грузовой) и Master (грузовой). Компания предлагает кредиты от Renault Credit или банков-партнеров (от 17% в рублях и от 7,9% в долларах). Кроме того, на Kangoo cейчас действует скидка более 100 000 руб. На эту модель также распространяется кредитное предложение 0% при авансовом платеже 50% и сроке выплаты до одного года.

   Многие дилеры признают, что снизился спрос на автомобили, предназначенные для ведения предпринимательской деятельности (грузовые, автобусы, специальная техника). Почти на треть сократились корпоративные заказы на легкий коммерческий транспорт

   Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в мае 2009 года снизились на 58% (на 161 524 единицы по сравнению с тем же периодом 2008 года). С начала 2009-го продано всего 645 162 авто

   Многие иностранные автопроизводители уверены, что в кризис покупатели откажутся от второстепенных опций, а при покупке техники будут учитывать еще и стоимость владения ею, куда входят гарантия, расход топлива, затраты на ТО и т. д. Тогда коммерческие автомобили зарубежного производства оказываются лишь немногим дороже отечественных аналогов