Top.Mail.Ru
архив

Вавилонская башня на орбите

В минувший вторник спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА-2» с космонавтами Юрием Маленченко, Эдвардом Лу и Педро Дуке на борту совершил посадку в заданном районе в Казахстане. На международной космической станции (МКС) остались члены экипажа восьмой экспедиции, прибывшие на орбиту 20 октября. Пока комплекс МКС работает в штатном режиме, но дальнейшая судьба станции остается под вопросом. Не исключено, что МКС подобно орбитальной станции «Мир» будет затоплена в водах мирового океана.

 

После катастрофы 1 февраля 2003 года американского шаттла «Колумбия» полеты на челноках были остановлены и единственным транспортным средством, способным корректировать орбиту станции и доставлять на МКС космонавтов, стали российские ракеты. Однако бюджет российских космических ведомств не был готов к возросшей нагрузке. Глава ракетно-космической корпорации «Энергия» Юрий Семенов на пресс-конференции в середине октября заявил, что намерен обратиться к премьеру Михаилу Касьянову по поводу дополнительного выделения средств: «РКК «Энергия» выполняет все взятые обязательства, а правительство не выполняет своих обязательств. И я буду просить, чтобы эти обязательства были выполнены, – заявил Семенов. – В ином случае ни о каком продолжении программы речи быть не может».

Российское правительство продолжает размышлять над тем, где взять средства для космической отрасли, а правительство США – над тем, стоит ли давать деньги конкурентам. Если мыслительный процесс затянется, станция закончит свой путь в Тихом океане и это еще раз послужит уроком человечеству: столь масштабные международные проекты не застрахованы от краха.

Первым проектом такого рода, вероятно, была Вавилонская башня.

 

2700° по Цельсию

 

Библия свидетельствует: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли и оттуда рассеял их Господь по всей земле». (Быт. 11, 1-9).

Исследователи полагают, что основой библейской истории о Вавилонской башне стали реальные события, отраженные в устной легенде кочевых племен Месопотамии. Речь идет о разрушенном железным метеоритом зиккурате близ Вавилона. Метеорит обладал такой массой, что глиняные кирпичи, из которых был построен зиккурат, стали похожи на стекло. Химики определили, что температура в эпицентре поднялась до 2700°C. В общем, башня была разнесена на куски, а в месте падения метеорита возникло сильное магнитное поле. Принимая во внимание уровень тогдашних знаний, логично было бы на месте кочевников принять событие за проявление божиего гнева.

 

377 тонн над Землей

 

Что же касается международной космической станции, то до 1995 года идея ее создания считалась фантастической. В 1995-м директор NASA Дэниел Голден сумел убедить президента США Билла Клинтона в необходимости ежегодного расходования на программу МКС около $2 млрд в течение семи лет. Конгресс одобрил выделение NASA около $14 млрд на строительство МКС. Одним из факторов, способствовавших этому, стало согласие России принять участие в программе. А после того как к ней присоединились Европейское космическое агентство, Канада и Япония, она приобрела международный характер.

С этого времени США и Россия (в качестве правопреемника СССР) от соревнования в области космических технологий перешли к сотрудничеству. Правда, сотрудничество это периодически омрачается рецидивами соперничества.

Полностью отстроенная станция будет представлять собой грандиозную конструкцию объемом 1217 куб. м и массой 377 т, из которых 237 т – американская часть, а 140 т – российская. Общие затраты на строительство отечественного сектора оцениваются в сумму от $2 млрд до $3,5 млрд.

Директор программы МКС в NASA Уильбур Трафтон сказал: «Американцы платят только за функционально-грузовой блок. Все прочие модули обеспечивает Россия в качестве непосредственного вклада в программу. Основной объем работ приходится на Государственный научно-производственный центр имени М.В. Хруничева, который в сотрудничестве с другими российскими предприятиями разработал и построил функциональный блок, универсальный стыковочный модуль, транспортные корабли снабжения и служебный модуль. Основным средством выведения их на орбиту будет российская ракета-носитель «Протон».

В свою очередь, европейцы в период с 1996 по 2004 год выделяют на программу $1,98 млрд. Из них вклад Германии – $780 млн, Франции – $520 млн, остальные деньги вносят Италия, Бельгия и Испания. Европейцы отвечают также за разработку лаборатории «Колумбус» и автоматический транспортный корабль ATV (ракета-носитель «Ариан-5»).

 

Хроника происшествий

 

Цель создания международной космической станции – фундаментальные исследования, производство материалов и биопрепаратов в условиях невесомости, изучение атмосферы и земной поверхности, исследования человеческого организма и проверка перспективных космических технологий.

А вот история строительства МКС состоит из происшествий и нештатных ситуаций. Самое крупное и трагическое событие, случившееся на глазах всего мира, – это, конечно, гибель «Колумбии» и всего ее экипажа. Немудрено, что после этого программа запусков американских кораблей многоразового использования была надолго заморожена.

Впрочем, были в ходе строительства и эксплуатации МКС и мелкие неполадки и недоразумения. Взять хотя бы эпопею с первым космическим туристом на борту МКС – Деннисом Тито. Инициатором в деле продвижения экстремального туризма в ближний космос выступила российская сторона – а именно «Росавиакосмос» и компания SpaceAdventures, отправившая два года назад Тито на орбиту (против чего американская сторона поначалу категорически возражала). «Росавиакосмос» получил за это немалые деньги.

За три дня до полета Тито в составе российского экипажа на МКС вышли из строя все три бортовых компьютера. Сначала неполадки проявились в основном компьютере, после чего обработка всей поступающей информации была в автоматическом режиме переведена на резервный. Но и он дал сбой. С Земли поступила команда на перезагрузку, но это тоже не помогло: через несколько минут рухнула вся операционная система, прямая голосовая связь со станцией отключилась на полдня. Причем всего за месяц до этого вышла из строя система широкополосной спутниковой связи. Космонавтам пришлось перейти на менее удобную УКВ-связь и цифровой канал передачи данных.

 

«Не смей трогать кнопки»

 

Этот случай дал скептикам повод позлословить: происшествие, мол, произошло слишком рано, теперь NASA не удастся переложить ответственность за происшедшее на космического туриста. Ведь Деннис Тито подписал обязательство, по которому должен был выплатить компенсацию, в случае если что-то сломает на МКС. Американская сторона согласилась на присутствие туриста на станции лишь при условии, что доступ Тито к оборудованию будет максимально ограничен. В общем, как в одном анекдоте – «…накорми собак, убери на станции и не смей трогать кнопки».

У США в отличие от России опыта в космическом туризме кот наплакал: в середине 1980-х американцы свозили в космос саудовского принца Султана ибн Салмана Абдель-Азиза. В то время как Россия в бытность СССР на своих кораблях запускала в космос представителей братских социалистических стран, да и сейчас не намерена забывать эту традицию. Компания SpaceAdventures и «Росавиакосмос» объявили, что в ближайшее время намечается полет на МКС еще двух космических туристов. Американцы, конечно, опять попробовали возразить, но российская сторона в условиях, когда она одна героически поддерживает жизнедеятельность МКС на должном уровне, от своих планов не отказалась.

Впрочем, вернемся к теме эксплуатации станции. Через некоторое время, после того как на МКС произошел сбой компьютеров, «провинилось» программное обеспечение, которое отвечало за пространственную ориентацию, и некоторое время она обеспечивалась за счет пристыкованного к МКС американского челнока Discovery.

Руководитель полета с американской стороны Марк Ферринг не нашел ничего лучшего, как обвинить в случившемся российскую сторону. По его предположению сбой произошел из-за того, что одновременно со скачиванием новой программы ЦУП обменивался с компьютером, установленным на российской половине МКС, другими программами.

 

Неучтенные острова

 

В конце мая нынешнего года еще одно происшествие привлекло внимание общественности. МКС была вынуждена совершить маневр по изменению высоты полета, чтобы «увернуться» от движущегося ей навстречу итальянского спутника связи MegSat весом в тридцать килограммов. С 1998 года это был уже шестой маневр, связанный с близким прохождением космического объекта. О подобной опасности предупреждают военные радары слежения за ближним космосом. На орбите становится все теснее, к тому же за 40 с лишним лет освоения космоса человечество вытащило на орбиту немало всякой всячины, ставшей ныне космическим мусором.

Если продолжать перечисление неудач с программой МКС, нельзя не упомянуть и проблемы с запусками новой европейской ракеты-носителя «Ариан-5». Ей явно не везет, что-то не заладилось с ее стартом во Французской Гвиане. Следом пришло сообщение из Токио о неудаче в полетных испытаниях японского космического корабля многоразового использования (японцы строят свой челнок для доставки грузов на борт МКС).

Единственная держава, не принимающая участия в проекте МКС, – это Китай. Но и у Поднебесной существует своя космическая программа. В октябре нынешнего года КНР запустила в космос своего космонавта Ян Ливэя, а в перспективе Китай хочет построить и собственную космическую станцию. Именно поэтому во время первого официального визита в Россию новый председатель КНР Ху Цзиньтао посетил Центр имени М.В. Хруничева, в частности цех, где собираются модули для МКС. Сегодня Китай – активный участник рынка коммерческих запусков с целью вывода на орбиту телекоммуникационных и исследовательских спутников. Он занимает в этом секторе четвертое место после Европы, США и России.

Кроме того, здесь идет острая конкурентная борьба. Например, один из самых перспективных заказчиков – Индонезия, которая тоже стремится в космический клуб. Эта страна, оказывается, намерена иметь собственную космическую программу. И это не проявление гордыни, как у древних строителей Вавилонской башни, а насущная необходимость: как выяснилось из недавних космических фотосъемок, архипелаг, на котором расположена Индонезия, состоит не из 17 000, а из 18 000 островов. Это открытие стало головной болью для индонезийских картографов, статистиков и государственных чиновников: вне зоны досягаемости индонезийского государства находятся не только неучтенные земли, но и неучтенные налогоплательщики.

При этом индонезийцы активно возражают против совместного российско-австралийского проекта по строительству космодрома на острове Рождества, который находится всего в 360 километрах от Джакарты. Дело в том, что траектория запуска проходит как раз над густонаселенными районами – островами Ява и Бали.

Для Индонезии более интересно сотрудничество с Россией, чем с Китаем. В частности, Джакарту интересуют не традиционные запуски на ракетах-носителях, а экономичная система выведения на орбиту космических аппаратов с использованием самолета-носителя Ан-124-100ВС. Эту схему разработала корпорация «Воздушный мост», образованная в 1999 году авиакомпанией «Полет» и КБ «Химавтоматика». В реализации проекта участвуют ведущие российские предприятия авиакосмической отрасли и украинское КБ имени О.К. Антонова. Индонезийцы проявили живейший интерес к этой системе во время государственного визита президента Индонезии Мегавати Сукарнопутри в Россию. Тогда же Сукарнопутри заявила о желании Индонезии запустить на орбиту собственного космонавта. Планируется, что первый индонезиец полетит на борт МКС в составе экспедиции примерно в 2006-м или 2007 году. В Джакарте планировали полет своего первого космонавта на американском корабле еще в далеком 1986 году. Но случившаяся с шаттлом катастрофа изменила их планы.

Соревнование в космосе, начавшееся во второй половине ХХ века, сильно стимулировало технический прогресс. Если бы не соперничество сверхдержав, еще неизвестно, когда люди попали бы на Луну. Что подарит человечеству эра сотрудничества? Это зависит от того, научатся ли народы взаимодействовать или, как во времена строительства Вавилонской башни, «смешают языки» и не смогут договориться о финансировании, строительстве и эксплуатации совместных орбитальных станций.

Еще по теме