Top.Mail.Ru
архив

Вес качества

Удивительными для меня оказались результаты исследования, проведенного при изучении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Этот документ регламентирует, по каким признакам выбирают поставщиков для государства и муниципалитетов. По тем же критериям госкомпании (более 25%) выбирают аудитора.
   Появление единых правил можно приветствовать, без них слишком много места остается для произвольных критериев и вольных толкований. Но универсальность имеет и оборотную сторону. С помощью этих правил предлагается выбирать и поставщика простых стандартных товаров, и поставщика сложных, требующих высокой квалификации и/или серьезных ресурсов работ и услуг. Очевидно, что аудит относится как раз к таким сложным услугам. Основными пользователями его результатов являются акционеры, инвесторы, кредиторы и потребители продукции компании. А главной ценностью аудитора является репутация. Смысл в независимом контроле есть только тогда, когда результатам доверяют.Допустим, государственное ОАО "N" выбирает аудитора. Участвуют две компании: X и Y. Начальная (максимальная) цена - 100 000 руб. Компания Х широко известна, опирается на профессиональную команду, имеет серьезный опыт и безупречную репутацию. Компания Y образована недавно. Компания Х готова выполнить аудит за 80 000 руб., а компания Y предложила 10 000 руб. Доведем ситуацию до абсурда и предположим, что за качество и квалификацию компания X получила 20 баллов (максимально возможное значение), а Y не получила ничего (0 баллов). Применим формулы для расчета, предусмотренные правилами, и допустим, что по остальным критериям обе компании получили равные баллы. В результате выиграет Y, предложившая некачественную услугу. Такой парадоксальный результат возможен, потому что при оценке максимальный вес критерия "качество и квалификация" составляет 20%, а минимальный вес критерия "цена" - 35%.Возможно, выбор по цене предложения справедлив, когда закупаются товары, обладающие одинаковыми характеристиками. При выборе поставщика услуг такой подход себя не оправдывает. Единственным способом избежать неблагоприятных последствий стимулирования демпинга является пересмотр значимости критериев оценки. Для ряда профессиональных и интеллектуальных услуг максимальная значимость критерия "качество и квалификация" составляет 45%, что позволяет выбирать поставщика не только по цене.