Весенний отзыв
Похоже, это уже становится традицией: сколь бы отлаженным ни был механизм, любой уважающий себя новый начальник должен его, механизм, подреформировать – чтобы окружающим стало ясно, кто пришел на хозяйство и чем его приход может для них обернуться.
От нового председателя Центрального банка революционных шагов никто не ожидал. Однако, выступая без малого месяц назад на съезде Ассоциации российских банков, Сергей Игнатьев честно предупредил: в сфере банковского надзора будем наводить порядок. Причем решительно. Первым подтверждением серьезности намерений ЦБ стало совпавшее по времени со съездом введение временной администрации в банк «Инвестиционная банковская корпорация». Ознакомившись с положением дел в ИБК, администраторы с Неглинной решили, что лицензию у банка пора отзывать. А на прошлой неделе появились новые пострадавшие от «кампании по ужесточению»: Объединенный промышленный банк, РИФМА-банк и Интурбанк. Уже после отзыва лицензии (что, говоря по чести, противоречит практике ЦБ) в названные банки была введена временная администрация Банка России, которую правильнее было бы называть «предликвидационной»: в ЦБ не скрывают, что дело идет именно к банкротству этих финансовых учреждений.
Стремление нового руководства ЦБ навести порядок вызывает и понимание, и уважение. По слухам, кандидатов на отзыв лицензии ищут не только по отчетности, предоставляемой банками в территориальные управления Банка России, но и в самой банковской среде, внимательно прислушиваясь к слухам, версиям и даже отдельным публикациям, намекающим на проблемность той или иной кредитной организации.
Не станем отходить от традиции и заметим, что, по некоторым экспертным оценкам, очередные две-три жертвы могут оказаться из числа первой полусотни крупнейших российских банков (чего, кстати, не скажешь о первых пострадавших – их можно смело отнести к категории банковской «мелочевки»). Правда, у одного из этих банков – «Интура» весьма богатая кредитная история. Еще в конце 1995 года «Интур» должен был стать главным расчетным банком весьма богатого и очень близкого тогда к власти Национального фонда спорта – вместо банка «Национальный кредит». Однако дела последнего ухудшались стремительнее, чем того хотелось кредиторам, и перевести весь свой бизнес из тонущего «Нацкреда» коллегам ныне покойного Бориса Федорова так и не удалось.
Кстати, о «Национальном кредите»: в отношении этого банка ЦБ продемонстрировал в середине 1990-х завидную выдержку. Лицензия у банка была отозвана в конце декабря 1995-го, когда от «Нацкреда» ничего, похоже, уже и не осталось. Именно на примере «Нацкреда» в ЦБ стали создавать, по сути дела, новую систему банковского надзора, всерьез задумались над так называемой системой раннего предупреждения и особом присмотре за системообразующими банками. И вот теперь новая волна ужесточения банковского надзора начинается с «Интура», который в какой-то мере стал наследником банка «Национальный кредит»…
Итак, первые «наброски» к картине новой надзорной политики ЦБ сделаны. Минус четыре банка в месяц – это, судя по всему, лишь начало. «Резать», правда, можно по-разному. С одной стороны, можно (да и нужно, пожалуй) постепенно избавляться от нежизнеспособных банков – причем как мелких и средних, так и достаточно крупных. С другой – можно вернуться к предложению рабочей группы по разработке банковской реформы, заседавшей в РСПП, и сократить банковскую «мелочевку». Действительно, чем не вариант?
Так или иначе, банковскую систему ожидает количественное сокращение. Заметим, что ЦБ никогда не противился этому процессу. Как пошутила однажды Татьяна Владимировна Парамонова, чем меньше у нас банков, тем нам же проще…