Виды на воду: рынок минералки ждет перемен
Как меняются правила вододобычи в России, как это влияет на развитие рынка бутилированной воды и какие тренды в ближайшей перспективе будут актуальны, разбиралась «Компания».
ЗОЖ как потребительский тренд
Эксперты отмечают интерес к использованию природной воды для лечения и профилактики заболеваний, равно как и растущее потребление здоровых напитков. Ключевыми факторами роста рынка бутилированной воды можно также назвать развитие каналов онлайн-торговли и доставки, изменение образа жизни и урбанизацию. Среди основных потребляющих отраслей наряду с розничной торговлей являются индустрия гостеприимства и здравоохранение.
Спрос диктует предложение. По данным за январь — ноябрь 2023 года, в наиболее богатом месторождениями Северо-Кавказском федеральном округе произвели 2767 млн полулитров упакованной природной минеральной воды, что на 25% больше итогов аналогичного периода 2022-го. При этом первое место в России по производству минеральной воды с объемом 531 млн литров заняла Карачаево-Черкесия.
Согласно статистике, добыча минеральных подземных вод в РФ ведется на 477 месторождениях, а в целом в стране разведано 979 участков. К числу лидеров рынка, как сообщила «Компании» зампред комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова, можно отнести ООО «Холдинг АКВА» (СКФО) с брендами «Ессентуки», «Нарзан», «Архыз», «Славяновскую» и «Родные озера», ООО «Карачинский источник» (СФО) с брендом «Карачинская» и ООО «Эдельвейс Л» (ЦФО) с бредом «Боржоми».
Водный путь
В ближайшее время этим и другим производителям придется действовать по новым правилам. Как ранее сообщала «Компания», с 1 марта предусмотрены обязательные требования по опломбированию «приборов учета объема их добычи для защиты от несанкционированного вмешательства в их работу». Одновременно расширяется интеграция данных системы маркировки «Честный знак» и федеральной информационной системы учета и баланса подземных вод. Производители и импортеры воды теперь передают в «Честный знак» данные о номере и дате выдачи лицензии на пользование недрами, и в перспективе объемы произведенной воды будут сравниваться с объемами добычи из указанных производителем скважин.
«Конечным результатом станет повышение качества питьевой воды, что мы уже наблюдаем в молочной отрасли. Интеграция “Честного знака” с ФГИС “ВетИС” позволяет сравнить, соответствует ли объем поступившего на завод молочного сырья объемам выпущенной продукции. В итоге благодаря такому взаимодействию фальсификат молочной продукции за 2023 год снизился с 30% до 2,5%», — сообщили в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор государственной системы маркировки).
В ЦРПТ также отмечают, что с момента введения маркировки воды рынок «значительно обелился», появилось свыше 460 «новых» производителей, на которых уже приходится более четверти производимой продукции. Новые правила регулирования также привели к выявлению 54 компаний, занятых в производстве детской воды. До введения маркировки органы власти полагали, что в стране работает 27 производителей и импортеров. По оценке оператора маркировки, в 2023 году продажи воды без наличия и указания разрешительной документации снизились на 98%.
Нет бренда, нет конкурента
На рынке официальных бутилированных вод доминирует негазированная питьевая вода — на этот тип продукции с марта по декабрь 2023 года пришлось 66% всего отечественного производства, и именно этой воды в сравнении с 2022 годом было произведено на 39% больше (6,4 млрд литров).
Доля производства топ-5 компаний в четвертом квартале 2023 года занимает от 14 до 64% в зависимости от типа продукции, констатируют в ЦРПТ. Максимальные объемы по производству — у газированной минеральной природной лечебной воды. На пятерку лидеров приходится производство 52% газированной минеральной природной столовой воды, 42% негазированной минеральной воды, 31% газированной воды и 14% негазированной питьевой воды.
В конце прошлого года 99% предложения пришлось на российское производство, при этом из за границы ввезли 28 млн литров газированной минеральной природной лечебно-столовой воды и 4 млн литров негазированной питьевой воды. На фоне сокращающейся доли импорта, отмечают эксперты, крупные отечественные производства развивают экспортные поставки в Белоруссию и Казахстан.
В ближайшие годы аналитики прогнозируют структурные изменения рынка минеральных и питьевых вод. «В силу достаточно большой конкуренции мы будем наблюдать сделки M&A. Стоит также отметить рост СТМ (собственных торговых марок. — Прим. ред.) розничных сетей, которые будут наращивать выпуск собственных брендов в различных ценовых категориях с учетом потребительских предпочтений. Сейчас доля СТМ-сетей в структуре продаж минеральной воды составляет порядка 20%, в ближайшие два-три года данный показатель достигнет 30%. Производители, которые не будут развивать бренды, через 3–5 лет не смогут конкурировать с лидерами рынка, а также с СТМ», — отмечает Марина Петрова.
Выбор народа
В начале 2008 года ВЦИОМ фиксировал, что 82% россиян чаще всего используют дома воду из-под крана в качестве питьевой. О приобретении бутилированной воды для бытовых нужд и приготовления пищи тогда же заявили 4% участников опроса.
В 2016 году об употреблении необработанной водопроводной воды рассказали 39% участников социсследования. 16% респондентов сообщили об использовании исключительно бутилированной воды.
Спустя три года доля россиян, употребляющих воду только из-под крана, возросла до 44%, причем около трети из них рассказали, что задействуют очищающие фильтры. Число приверженцев использования только бутилированной воды сохранилось на уровне 16%.