Властелин фетра
Создатель шляпы, по которой любой житель планеты сможет практически со стопроцентной гарантией опознать американца, появился на свет в 1830 г. в городе Ист-Ориндж (штат Нью-Джерси). Джона Баттерсона Стетсона можно смело назвать продолжателем дела отца, поскольку Стивен Стетсон управлял No Name Hat Company, предприятием по изготовлению головных уборов. Продукция этой фирмы снискала себе всеамериканскую популярность благодаря исключительному качеству. По слухам, шляпы от Стивена Стетсона носил первый президент США Джордж Вашингтон.
Стетсон-младший не отличался крепким здоровьем, болел туберкулезом и в 1860 г. отправился в западные штаты, где климат, по его мнению, был потеплее и посуше. Однако на этот шаг юношу подвигло не только желание оздоровиться. В те времена свирепствовал и другой недуг - "золотая лихорадка". Джон Стетсон, как и многие другие американцы, был ей подвержен, горя желанием добыть богатства на знаменитом руднике близ горы Pikes Peak (см. справку). В ходе этого путешествия молодой Стетсон развлекал друзей тем, что демонстрировал им разнообразную одежду из меха, им же изготовленную без применения иголки с ниткой. Для этого Стетсон использовал шкуры, добытые на охоте. Обрабатывая шкуры вручную - смешивая меха разных животных, вымачивая их в кипящей воде, расплющивая, а затем снова вымачивая, - он создал необычайно мягкий и гибкий войлок. Этот материал назвали фетром, и его изобретение иногда приписывают Джону Стетсону, что не совсем так, потому что подобные технологии обработки меха были известны задолго до первых опытов Стетсона. Первые упоминания об одежде из фетра на основе меха бобра относятся к XIV веку, ее производили в Голландии и Испании.
И вот однажды Стетсон сделал шляпу с очень широкими полями, она всех очень смешила, но прекрасно защищала от палящего солнца. Джон носил ее во время охоты, и скоро забавный головной убор доказал свою чрезвычайную практичность в путешествиях по прериям. В конце концов уже изрядно поношенная шляпа была продана встреченному перегонщику скота. Имя его история не сохранила, зато навеки осталась в памяти поколений весьма солидная сумма в $5, заплаченная им за шляпу.
На все случаи жизни
Так и не разбогатев на золотодобыче, в 1865 г. Стетсон возвратился в родные края, где решил вернуться к шляпе. На занятые у сестры $60 он организовал собственное шляпное производство, наняв двух рабочих и арендовав небольшое помещение в Филадельфии. Основной продукцией будущего "великого шляпника" была модель Boss of the Plains ("Властелин равнин"). Всепогодный, крайне практичный и не требовавший особого ухода головной убор быстро стал популярным среди мужской половины населения. Помимо того, что шляпа отлично защищала от солнца, в ней не было холодно зимой (из-за воздушной прослойки между головой и верхом высокой тульи), и по той же причине в знойную погоду она предохраняла от теплового удара. Побочных же способов применения ковбойской шляпы насчитывалось множество: ее можно было использовать как опахало в жару, раздуть при помощи нее костер, подать знак другому ковбою на большом расстоянии, выйдя на видное место и размахивая заметным головным убором над головой, а благодаря непромокаемой подкладке в шляпу можно было набрать воды и напоить верного коня. Последняя функция даже стала рекламным лозунгом модели шляпы "Десять галлонов", до сих пор популярной в Техасе, хотя реально в нее влезает лишь один галлон.
Модели шляп Стетсона не сильно отличались друг от друга. Прежде всего было установлено оптимальное соотношение размеров полей и тульи: ширина полей - семь дюймов (1 дюйм - 2,5 см), высота тульи - шесть. Тулья изначально изготавливалась полностью круглой, но в процессе носки от частого немилосердного контакта с руками хозяина на ней появлялись характерные заломы. Сведущий человек по форме этих заломов мог определить местность, откуда прибыл обладатель головного убора. Позднее унифицированные заломы на тулье стали делать изначально, уже на фабрике. Шляпы также украшались различными деталями из конского волоса и кожи, кончосами - резными металлическими бляшками с узорами, когтями и клыками животных. По этим признакам можно было понять род занятий владельца. Загнутые вверх поля - следствие экономии на транспортировке: такая шляпа умещалась в коробку меньших размеров. Поля можно было и отогнуть, но постепенно именно форма с загнутыми полями стала для шляпы Стетсона канонической.
Из фетра и камня
Шляпа стоила от $10 до $20 - примерно за такую сумму можно было приобрести всю остальную амуницию ковбоя, но тем не менее спрос на универсальный головной убор был стабильно высоким. Буквально за год объем производства шляп многократно увеличился, и на фабрике Стетсона работали уже десятки рабочих.
Предметом гордости Джона Баттерсона всегда были внимание к деталям и использование только высококачественного сырья. Для жителей разных районов США предлагались модификации Boss of the Plains, адаптированные под климатические условия: для южных штатов - с увеличенной тульей, для северных - с уменьшенными полями. Производились также и модели Carlsbad, Buckeye, отличавшиеся огромными полями. Все модели снабжались особой лентой на подкладке, на которой большими буквами было написано название фирмы Stetson. Говорят, это название штамповалось с длинного листа, покрытого 14-каратным золотом.
Многие известные личности того времени предпочитали именно Stetson. Например, знаменитый полковник Уильям Ф. Коди (Buffalo Bill) - военный, охотник и актер, профессиональный скаут Марта Берк, ковбой-комик Уилл Роджерс и одна из известнейших женщин-стрелков Энни Оукли.
К началу XX века предприятие Джона Стетсона можно было назвать крупнейшим шляпным производством в мире. В 1906 г. фабрики Stetson насчитывали 25 корпусов, расположенных на 9 га. На предприятии трудились около 5400 человек, а объем производства достигал 2 млн шляп в год. Компания располагала примерно 10 000 точками розничных продаж, причем десятая их часть была расположена вне США.
К этому моменту производство шляп стало почти полностью механизированным, доля ручного труда значительно уменьшилась. Появились машины для механической обрезки полей, для формования тульи. Однако качество оставалось неизменно высоким. Сын Стетсона, Джон Баттерсон-младший, путешествуя по Аризоне в 1901 г., выбросил свою поношенную шляпу на дно ручья Фоссил-Крик, где через 20 лет она превратилась в 18-килограммовый кусок известняка легкоузнаваемой формы стетсоновского головного убора. Позже камень подарили нью-йоркскому Музею естественной истории.
Джон Стетсон заработал репутацию ответственного работодателя, уважаемого персоналом. Он ввел на предприятиях бесплатное медицинское обслуживание, позволил рабочим приобретать акции своей компании, а самым, по его мнению, трудолюбивым и достойным даже дарил их. Будучи еще и меценатом, он основал университет во Флориде и больницу в Филадельфии. Скончался Джон Баттерсон Стетсон в 1906 г. в возрасте 76 лет. В наследство двум сыновьям, кроме компании, он оставил имение стоимостью в $7 млн.
Ковбоям и модницам Хотя наследники Джона Стетсона не разделяли фанатичного увлечения отца шляпным делом, империя Stetson продолжила рост и после смерти своего основателя, ведь к этому моменту бренд Stetson работал сам на себя. В 1915 г. объемы производства возросли до 3 млн шляп в год, продажами занимались 150 официальных дилеров. В 1930 г. компания приобрела контроль над канадской Wolthausen Hat Corporation и наладила выпуск шляп на территории северного соседа США, а впоследствии шляпы Stetson производились также в Мексике и Австралии.
К этому времени относится и первый опыт product placement ковбойских шляп. Знаменитый голливудский ковбой Том Микс выступал исключительно в Stetson, но носил эти шляпы и в жизни "вне сцены" и всегда имел с собой достаточный запас для подарков влиятельным зрителям и собеседникам. С тех же лет берет свое начало сохранившаяся по сей день традиция изготовления эксклюзивных шляп Stetson для сенаторов и президентов.
В 1932 г. дизайнеры фирмы впервые обратили внимание на женский пол. Была выпущена линейка актуальных для американских модниц головных уборов. В коллекцию включены шерстяные береты, шляпки pillbox и необычные треугольные шапочки. Также не были обделены вниманием и легкие классические панамы-"колокольчики". В годы Второй мировой войны Stetson наладила выпуск парашютов и специального снаряжения для армии. Любопытно, что слоган американского плаката тех лет, представляющего собой аналог советского плаката "Не болтай!", звучит как Keep it under your Stetson!, то есть буквально "Держи это под своим Стетсоном!" Огромным подспорьем в продажах ковбойских шляп стала привитая Голливудом послевоенная мода на ковбоев. Почти все экранные ковбои того времени щеголяли в шляпах Stetson.
В 1955 г., после года упорных трудов, мастера Stetson изготовили самую дорогую в мире ковбойскую шляпу. Это изделие из особым образом обработанного бобрового фетра, украшенное двойной витой лентой из серебра, можно было приобрести за $1500. Однако дальнейшее развитие модных тенденций не лучшим образом повлияло на продажи шляп, и к началу 1980-х Stetson уже не имела собственного производства, продавая только лицензии.
Ковбойская шляпа и сейчас, пожалуй, один из самых узнаваемых символов Америки. Этот головной убор имеет миллионы поклонников по всему миру. Кстати, истинные фанаты Stetson никогда не стирают и не чистят свои шляпы, а особые "ревнители веры" даже не стряхивают с них пыль. Президенты и другие высокопоставленные государственные мужи США, за исключением, пожалуй, Дж. Ф. Кеннеди, с удовольствием носят этот головной убор на публике. (Особо в этом преуспел Джордж Буш-младший.) В фильмах шляпы Stetson носят "космические ковбои" Клинт Иствуд и Томми Ли Джонс, заслуженный байкер "Ковбой Мальборо" Дон Джонсон, отважный искатель приключений Индиана Джонс в исполнении Харрисона Форда, а с телеэкранов сурово смотрит из-под полей своей ковбойской шляпы федеральный маршал Рейлан Гивенс (артист Тимоти Олифант) из сериала Justified.
"Золотая лихорадка"
Pikes Peak (историческое название Pike's Peak) - одна из самых известных гор в США (штат Колорадо). Она названа в честь исследователя Зебулона Пайка. В 1806 г. он нанес ее на им же составляемую карту, отметив невозможность ее покорения. Спустя 14 лет на гору взошел студент-ботаник Эдвин Джеймс, проделав это в более благоприятный для восхождения летний период. Высота горы составляет 4302 м, и в наше время проводится ежегодный августовский марафон, когда любой желающий может взобраться на Pikes Peak бегом.
В 1858-1859 гг. вблизи Pikes Peak обнаружили золото, что повлекло массовое неорганизованное паломничество золотоискателей, известное как "золотая лихорадка". Гора снискала культовый статус у самодеятельных старателей, отчаянно пытавшихся застолбить себе участок для золотодобычи в тех местах. В ходу был лозунг Pikes Peak or Bust! (Pike Peaks, или все к черту!). "Золотая лихорадка" способствовала возникновению и развитию Брекенриджа, население которого снабжало прибывших всем необходимым. Золото добывалось шахтным методом, его добыча сошла на нет уже в начале XX века. Всего в районе Pikes Peak было добыто около 31 тонны желтого металла.
В настоящее время неработающие золотые шахты открыты для туристов. Район Pikes Peak и город Брекенридж сейчас являются важным историческим и туристическим центром США. Здесь располагается довольно популярный горнолыжный курорт, также туристы могут провести время в пеших походах, изучая дикие цветы, порыбачить на речке Блю-Ривер, покататься на горных велосипедах, сплавится на плоту, осмотреть сохранившийся с 1875 г. лесной домик ставшего впоследствии известным натуралистом золотоискателя Эдвина Картера, где представлена уникальная коллекция образцов дикой природы тех мест.
Также здесь проводится международный чемпионат по лепке снежных скульптур, с 1981 г. - ежегодный кинофестиваль. Впрочем, не меньшей популярностью пользуется и проходящий в этих местах парад в честь Дня независимости США.
Еще по теме
Самарская область доразместила на ММВБ муниципальные облигации на сумму 3,5 млрд руб. Организаторами займа выступили банк "Уралсиб", ставший одновременно и техническим андеррайтером сделки, и компания группы Сбербанка ИК "Тройка Диалог".
Отечественные почтовики решили не останавливаться на внутреннем контроле соблюдения стандартов качества. Как стало известно "Ко", уже в сентябре 2012 г. в "Почте России" заработает общественный наблюдательный совет. Проект имеет рабочее название "Народный контроль" и основан на идее краудсорсинга и общественной экспертизы. В компании не стали раскрывать подробности , но подтвердили "Ко", что совет заработает в ближайшее время.